«КУКАРАЧА» FOREVER!



   

РОЛАН (№3 [96] Апрель'2010)

Закончился съемочный период нового 3D-анимационного фильма «Кукарача». Правда, съемочная площадка находилась не в павильонах и декорациях, а в компьютере. Но в остальном — все как всегда: объекты, актеры, развод мизансцен, камеры, кран, свет, досъемки (на этот раз -досъемки мокапа).

Мокап, он же Motion Capture, он же — захват движения
У каждого персонажа есть своя характерная пластика, которая отыгрывается еще на стадии мокапа. К сожалению, не так-то просто научить актеров сниматься в мокаповском костюме, там есть свои условности и ограничения, не говоря уже о том, что костюм «не резиновый» и в него не всякого актера можно втиснуть. Поэтому героев «Кукарачи» анимировали профессиональные «мокапщики», максимально сжившиеся с персонажами. Им не надо было долго объяснять, что Ботан вечно озабочен своими очками, Дэн — сдержан в движениях, а девочки озабочены своими прическами. Настоящим чудовищем для персонажей сказки является Кот, который по своей злобности и глупости вечно попадает в неприятные ситуации. А любимчиком съемочной группы стал Попугай, озвученный Юрием Стояновым, при работе над сценами с его участием в студии царило искреннее веселье. Юрий Стоянов озвучил не только Попугая, но и хулигана Кепку, Мышонка и еще кучу пищащей и свистящей живности.

Липсинг и морфинг
Зритель может и не знать, что эти два термина не имеют никакого отношения к искусственным губам, липосакции и прочим сильнодействующим средствам пластической хирургии. Но пластика здесь все-таки присутствует — липсинг отвечает за движение губ персонажей, а морфинг занимается пластикой лица. Фейстрекер (Face Tracker) — специальное приспособление вроде шлема, с помощью которого записываются все эмоции, отыгрываемые актером, и артикуляция при произнесении реплик.
И только на третьем этапе движение, записанное с помощью мокапа, и мимика, записанная с помощью фейстрекера, соединяются в кадре. Персонаж обретает характер, но пока это все еще «черно-белое» кино. Самое время заняться раскраской героев и объектов, а также музыкой.


Песня Любви
В апреле-мае «Кукарачу» ждет итоговый монтаж, работа со звуками, шумами и музыкой. Уже есть «рыба» четырех-пяти песен, которые войдут в фильм.
По музыкальной стилистике это будет «рокопопс». Причем очень разный, что, собственно, и характерно для достаточно условного «жанра», в который уже не попадают произведения, требующие симфонического оркестра, но все еще вписы- ваются лучшие образцы популярной молодежной музыки. «Песня Любви» исполняется, как положено, на романтической крыше, а есть еще «Песня Друзей» и многое другое…

В очках и без очков
Фильм в принципе может быть готов уже к августу, но лучшей датой для этой 3D-премьеры стали бы осенние каникулы. Тем более что количество залов, оснащенных новой технологией, растет как грибы после дождя. Впрочем, посмотреть «Кукарачу» можно будет и без очков, в обычном зале.
- Чем отличаются сценарии обычного фильма и фильма в 3D?
На этот вопрос нам ответил один из продюсеров «Кукарачи» Армен Адилханян.
- По-настоящему сейчас реально существуют два варианта, когда уже готовый анимационный фильм переводится в 3D и когда он изначально снимается в 3D. До начала работы с камерами все идет как при обычных съемках, поэтому при переводе анимационного фильма в 3D его не требуется снимать с нуля, но и сценарий изменить уже затруднительно. Чаще всего фильм просто «пересчитывается» в специальной программе без каких-либо изменений. Поэтому в случае перевода уже готового фильма не всегда удается использовать зрелищные возможности 3D в полном объеме.
Технологически съемка в 3D требует еще как минимум одной камеры, а лучше двух. С появлением дополнительных камер начинается работа по технологии 3D и в этом случае уже надо думать, как максимально полно использовать сценарий.

- Когда к вам в продюсерский центр попадают сценарии, вы можете сразу сказать, что вот этот материал будет выигрышно смотреться в 3D?
- 3D был и все еще остается в первую очередь аттракционом — зритель ждет зрелища. Поэтому, если сценарий дает возможность эффектных «наездов» на зрителя, дополнительного действия на первом плане, это всегда хорошо работает. Принципиально сценарий для 3D ничем не отличается от сценария к обычному фильму, но уже на уровне текста должны быть заложены и прописаны сцены, которые будут выиг-рышно смотреться в 3D-формате, такой сценарий потребует другой раскадровки, рассчитанной на более динамичную картинку.
Но подходить к 3D только как к аттракциону, конечно, неправильно. Можно легко переборщить со зрительными эффектами, с мельканием на первом плане, перегрузить зрителя, и тогда даже самая интересная и занимательная история его в зале не удержит. Все должно быть в меру.

Вторая попытка
Первый российский полнометражный, вернее, двухсерийный фильм «Робинзон Крузо» вышел на экраны в 1947 году (за рубежом полный метр в 3D-формате был снят еще раньше — в 1922-м). Наш «Робинзон Крузо» был признан совершенно беспомощным в художественном отношении, но с точки зрения технологии он оказался огромным шагом вперед. Как водится, новшество было подхвачено и успешно разработано за океаном, и уже через пять лет в США вышел первый цветной стереоскопический фильм. Однако ни этот фильм, ни последовавшие за ним многочисленные клоны так и не смогли выйти за рамки аттракциона.
В достопамятных 70-х из-за высокой стоимости оборудования для съемок и сложности показа новая технология в кинотеатрах не прижилась. Но потребность в новом качестве кинопоказа оставалась. Попытки кинопрокатчиков вернуть зрителя в кинотеатры увенчались успехом сначала благодаря широкоформатному кино, а чуть позже — с изобретением в 1982 году системы объемного звука Dolby Surround. Впрочем, зритель быстро привыкает к новшествам и требует все более технологичных зрелищ.
Наиболее дальновидные производители электроники спешно разрабатывают, а некоторые уже и выпускают домашние кинотеатры с возможностью воспроизводить стереоскопическую картинку. Однако по понятным причинам наступать на пятки 3D-кинотеатрам эти конкуренты смогут еще не скоро. Существующее на правах диковинки парка аттракционов 5D с такими дополнительными опциями, как вибрация, центробежная сила, запахи, имитация природных осадков, ветра и так далее, — явление, безусловно, занятное, но особой конкуренции 3D в ближайшее время тоже не составит.

Отцы-основатели стереокино, оно же 3D, были бы, наверное, счастливы взглянуть, как их детище все-таки совершило очередную техническую революцию в истории кино. Правда, со второй попытки и пока только в компьютерной анимации. Сейчас съемка игрового фильма в 3D требует наличия специальных стереокамер, которые в разы удорожают съемку, а потому трехмерные релизы представлены в основном анимацией. Но если зритель с его нынешним энтузиазмом будет атаковать кинотеатры с 3D-залами, то не за горами тот момент, когда в 3D начнут массово снимать не только анимацию, но и игровое кино.

Татьяна Попова-Дрома

30.11.-0001
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
По половому признаку
On the Basis of Sex
2018, США, Драма, Биография
По половому признаку
Папа, сдохни
2018, 18+, Россия, Комедия,
Папа, сдохни
Братья Систерс
Sisters Brothers, The
2018, США, Франция, Испания, Комедия, Приключения, Боевик, Драма
Братья Систерс
Помешанный на времени
Time Freak
2019, США, Романтическая комедия
Помешанный на времени
Облепиховое лето
2018, 12+, Россия, Биография, Драма
Облепиховое лето
Вернуть Бена
Ben is Back
2018, США, Драма
Вернуть Бена