РОЛАН (№3 [96] Апрель'2010)
Закончился съемочный период нового 3D-анимационного фильма «Кукарача». Правда, съемочная площадка находилась не в павильонах и декорациях, а в компьютере. Но в остальном — все как всегда: объекты, актеры, развод мизансцен, камеры, кран, свет, досъемки (на этот раз -досъемки мокапа).
Мокап, он же Motion Capture, он же — захват движения
У каждого персонажа есть своя характерная пластика, которая отыгрывается еще на стадии мокапа. К сожалению, не так-то просто научить актеров сниматься в мокаповском костюме, там есть свои условности и ограничения, не говоря уже о том, что костюм «не резиновый» и в него не всякого актера можно втиснуть. Поэтому героев «Кукарачи» анимировали профессиональные «мокапщики», максимально сжившиеся с персонажами. Им не надо было долго объяснять, что Ботан вечно озабочен своими очками, Дэн — сдержан в движениях, а девочки озабочены своими прическами. Настоящим чудовищем для персонажей сказки является Кот, который по своей злобности и глупости вечно попадает в неприятные ситуации. А любимчиком съемочной группы стал Попугай, озвученный Юрием Стояновым, при работе над сценами с его участием в студии царило искреннее веселье. Юрий Стоянов озвучил не только Попугая, но и хулигана Кепку, Мышонка и еще кучу пищащей и свистящей живности.
Липсинг и морфинг
Зритель может и не знать, что эти два термина не имеют никакого отношения к искусственным губам, липосакции и прочим сильнодействующим средствам пластической хирургии. Но пластика здесь все-таки присутствует — липсинг отвечает за движение губ персонажей, а морфинг занимается пластикой лица. Фейстрекер (Face Tracker) — специальное приспособление вроде шлема, с помощью которого записываются все эмоции, отыгрываемые актером, и артикуляция при произнесении реплик.
И только на третьем этапе движение, записанное с помощью мокапа, и мимика, записанная с помощью фейстрекера, соединяются в кадре. Персонаж обретает характер, но пока это все еще «черно-белое» кино. Самое время заняться раскраской героев и объектов, а также музыкой.
Песня Любви
В апреле-мае «Кукарачу» ждет итоговый монтаж, работа со звуками, шумами и музыкой. Уже есть «рыба» четырех-пяти песен, которые войдут в фильм.
По музыкальной стилистике это будет «рокопопс». Причем очень разный, что, собственно, и характерно для достаточно условного «жанра», в который уже не попадают произведения, требующие симфонического оркестра, но все еще вписы- ваются лучшие образцы популярной молодежной музыки. «Песня Любви» исполняется, как положено, на романтической крыше, а есть еще «Песня Друзей» и многое другое…
В очках и без очков
Фильм в принципе может быть готов уже к августу, но лучшей датой для этой 3D-премьеры стали бы осенние каникулы. Тем более что количество залов, оснащенных новой технологией, растет как грибы после дождя. Впрочем, посмотреть «Кукарачу» можно будет и без очков, в обычном зале.
- Чем отличаются сценарии обычного фильма и фильма в 3D?
На этот вопрос нам ответил один из продюсеров «Кукарачи» Армен Адилханян.
- По-настоящему сейчас реально существуют два варианта, когда уже готовый анимационный фильм переводится в 3D и когда он изначально снимается в 3D. До начала работы с камерами все идет как при обычных съемках, поэтому при переводе анимационного фильма в 3D его не требуется снимать с нуля, но и сценарий изменить уже затруднительно. Чаще всего фильм просто «пересчитывается» в специальной программе без каких-либо изменений. Поэтому в случае перевода уже готового фильма не всегда удается использовать зрелищные возможности 3D в полном объеме.
Технологически съемка в 3D требует еще как минимум одной камеры, а лучше двух. С появлением дополнительных камер начинается работа по технологии 3D и в этом случае уже надо думать, как максимально полно использовать сценарий.
- Когда к вам в продюсерский центр попадают сценарии, вы можете сразу сказать, что вот этот материал будет выигрышно смотреться в 3D?
- 3D был и все еще остается в первую очередь аттракционом — зритель ждет зрелища. Поэтому, если сценарий дает возможность эффектных «наездов» на зрителя, дополнительного действия на первом плане, это всегда хорошо работает. Принципиально сценарий для 3D ничем не отличается от сценария к обычному фильму, но уже на уровне текста должны быть заложены и прописаны сцены, которые будут выиг-рышно смотреться в 3D-формате, такой сценарий потребует другой раскадровки, рассчитанной на более динамичную картинку.
Но подходить к 3D только как к аттракциону, конечно, неправильно. Можно легко переборщить со зрительными эффектами, с мельканием на первом плане, перегрузить зрителя, и тогда даже самая интересная и занимательная история его в зале не удержит. Все должно быть в меру.
Вторая попытка
Первый российский полнометражный, вернее, двухсерийный фильм «Робинзон Крузо» вышел на экраны в 1947 году (за рубежом полный метр в 3D-формате был снят еще раньше — в 1922-м). Наш «Робинзон Крузо» был признан совершенно беспомощным в художественном отношении, но с точки зрения технологии он оказался огромным шагом вперед. Как водится, новшество было подхвачено и успешно разработано за океаном, и уже через пять лет в США вышел первый цветной стереоскопический фильм. Однако ни этот фильм, ни последовавшие за ним многочисленные клоны так и не смогли выйти за рамки аттракциона.
В достопамятных 70-х из-за высокой стоимости оборудования для съемок и сложности показа новая технология в кинотеатрах не прижилась. Но потребность в новом качестве кинопоказа оставалась. Попытки кинопрокатчиков вернуть зрителя в кинотеатры увенчались успехом сначала благодаря широкоформатному кино, а чуть позже — с изобретением в 1982 году системы объемного звука Dolby Surround. Впрочем, зритель быстро привыкает к новшествам и требует все более технологичных зрелищ.
Наиболее дальновидные производители электроники спешно разрабатывают, а некоторые уже и выпускают домашние кинотеатры с возможностью воспроизводить стереоскопическую картинку. Однако по понятным причинам наступать на пятки 3D-кинотеатрам эти конкуренты смогут еще не скоро. Существующее на правах диковинки парка аттракционов 5D с такими дополнительными опциями, как вибрация, центробежная сила, запахи, имитация природных осадков, ветра и так далее, — явление, безусловно, занятное, но особой конкуренции 3D в ближайшее время тоже не составит.
Отцы-основатели стереокино, оно же 3D, были бы, наверное, счастливы взглянуть, как их детище все-таки совершило очередную техническую революцию в истории кино. Правда, со второй попытки и пока только в компьютерной анимации. Сейчас съемка игрового фильма в 3D требует наличия специальных стереокамер, которые в разы удорожают съемку, а потому трехмерные релизы представлены в основном анимацией. Но если зритель с его нынешним энтузиазмом будет атаковать кинотеатры с 3D-залами, то не за горами тот момент, когда в 3D начнут массово снимать не только анимацию, но и игровое кино.
Татьяна Попова-Дрома
|