Где-то



РОЛАН №101 Ноябрь'2010

Обстоятельства судеб
Молодой и успешный (успешный — по голливудским меркам, то есть беззаботно проживающий в ореоле славы, денег и соответствующих соблазнов, а молодой — по меркам человеческим, то есть для Голливуда вполне себе зрелый twenty something) актер Джонни Марко (Стивен Дорфф) изнывает под бременем флирта и вечного праздника. Шумные ночи с подружками из стрип-клуба сменяются долгими, тягостными похмельными утрами, когда к герою между таблеткой алкозельцера и первым деловым звонком успевают прийти в голову одна-две крамольные мысли в духе «а что вообще я делаю со своей жизнью?». В одно из таких пробуждений «ангел спускается с небес»: 11-летняя дочь Джонни, Клео (Эль Фаннинг), неожиданно приезжает на долгие каникулы. Тут у Джонни начинается совершенно другая жизнь, благодаря которой он «подвергает пересмотру собственные эгоистичные установки».

Обстоятельства места
Отнюдь не «где-то», а именно в культовом калифорнийском отеле «Шато Мармон», с 1929 года служащем надежным укрытием для самых одиозных и скандальных деятелей кинобизнеса Голливуда и мира, сняла София Коппола свой новый фильм «Где-то». Место это в свое время вдохновило Стивена Кинга на роман о захваченном злыми духами доме отдыха для богатых людей («Сияние»), а всемирно известного фотографа Хельмута Ньютона — на создание декадентско-эротических образов (в чем ему помогали самые обыкновенные стриптизерши из бара «Сансет Стрип», расположенного неподалеку). В винтажных, почти не обновляемых интерьерах отеля, выдержанных в классическом ар-деко, снимал свой знаменитый байопик The Doors Оливер Стоун, а неистовая четверка во главе с Квентином Тарантино — камерный криминальный трэш «Четыре комнаты». Как же удивительно, что именно склонную к лирическим отступлениям и тонким настроениям Софию Копполу отель вдохновил на очень проникновенную, трогательную и в чем-то даже поучительную историю... Впрочем, получившую строгий рейтинг R за «сцены наготы и ненормативную лексику».

Обстоятельства кино
Фильм «Где-то» содержит в себе все, за что зрители успели полюбить творчество Софии Копполы. Во-первых, особое настроение, флер, которые создают как пленка (избегать цифрового изображения — принципиальное решение для всех фильмов Софии), так и старый папин объектив, которым Френсис Форд Коппола снимал знаменитую «Бойцовую рыбку».
На пресс-конференции в Венеции София призналась, что, начиная съемки, она вместе с оператором забралась на склад, где хранились старые папины объективы.
София Коппола: «Я всегда снимала на пленку. В то время как мой отец одержим новыми технологиями, мы с Романом (брат режиссера, продюсер проекта. — Прим. ред.) сентиментальны и любим пленку. Снимать на нее одно удовольствие, а картинка получается красивая».
Вторая составляющая копполовского кинематографа — уютная, подлинная атмосфера фильма, живая и естественная, словно долгий приятный визит к знакомым. Это тоже особый прием, стиль Софии, принесший огромный успех ее «Трудностям перевода» и «Оскар» ей как сценаристу этого фильма. По признанию самой Софии, только работая над фильмами, снимаемыми по ее оригинальным сценариям, ей удается сродниться с материалом настолько, что это становится частью ее жизни. Оттуда и возникают все копполовские милые сентиментальные детали, точные наблюдения и находки актеров, которые они щедро сыплют в копилку фильма, благодаря за особое настроение, царящее на съемочной площадке. И таких находок в «Где-то» чрезвычайное количество.

Папа и дочка
Как рассказала журналистам в Венеции София Коппола, сценарий она писала в расчете на Стивена Дорффа («Преступник», «Блэйд», «Неудержимые», «Джонни Д.»).
София Коппола: «Я работала над другим сценарием и придумала Джонни Марко. С самого начала в его роли я видела Стивена. Мне предлагали снимать других актеров, но я думала о нем».
Актеры Эль Фаннинг и Стивен Дорфф фактически действовали в условиях полной актерской свободы, то есть собирали психологический пазл своих характеров без завершенных сценарных подсказок, почти без диалогов и указаний действий героев. По заверению юной Эль, правда, успевшей сыграть более чем в десятке картин к своим 11 годам (среди них — «Мой сосед Тоторо», «Я — Сэм», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Дежавю», «Вавилон» и др.), они с Дарффом сохранили приятельские и даже «семейные» отношения и после завершения съемок. Несмотря на то, что у Стивена пока своих детей нет, а весь его опыт общения с подростками — это младшая двоюродная сестра, он показал замечательные навыки настоящего звездного папы.

Жанр: жизнь
Фильм «Где-то» трудно определить в жанровом отношении: слишком настоящий, авторский, смелый для мелодрамы, слишком живой и местами грустный для комедии. Это фильм-переживание, где особое место имеют смены тонов и настроений. Музыка, как всегда в фильмах Софии — пронзительно меланхоличная, в этой картине играет особенную роль. Настоящие ценители с сайта heyuguys.co.uk выложили трек-лист песен, звучащих в картине.

Обстоятельства проката
Фильм Софии Копполы ожидает широкий международный прокат: дистрибьюторы из Франции, Финляндии, Японии, Германии и Италии (где, кстати, тоже проходили съемки некоторых сцен картины) уже установили сроки выхода картины в прокат в своих странах. В Америке прокатом будет заниматься Focus Features.

Дочка и папа
София Коппола, звездное дитя режиссерского семейства Френсиса и Элеанор Коппола, племянница Ника Кейджа и Джейсона и Роберта Шварцманов, — конечно, была обречена на карьеру в кино. Но отнюдь не на успех — вопреки всем заслугам ее семейства, пробивать свою дорогу с помощью кинообъектива ей приходится только самой. Первые фильмы — честные студенческие короткометражки, уже в них была видна специфика и особый угол зрения Софии. Опасный, странный, завораживающий мир женщин во всем его драматическом великолепии, который так волнует Софию, нашел максимальное отражение в «Девственницах-самоубийцах», однако и лучшие фрагменты исторической драмы «Мария-Антуанетта» (2006) именно об этом. Другая драматическая линия — сложные отношения дочери и отца, о которых опосредованно сняты замечательный фильм «Трудности перевода» (конечно, герой Билла Мюррея не отца героини Скарлетт Йохансон играл, а скорее даже полуромантического друга, но по возрасту в отцы годился) и новая картина Софии Копполы «Где-то».
Станислав Бенецкий

18.01.2017
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Страсть, любовь и стволы
Die in a Gunfight
2021, 18+, США, Love-story, Экшен, Криминал
Страсть, любовь и стволы
Зловещий свет
The Devil's Light
2021, США, Триллер
Зловещий свет
Полночь на злаковом поле
Midnight in the Switchgrass
2021, США, Экшен, Триллер, Криминал
Полночь на злаковом поле
Любовь по ту сторону
Faraway Eyes
2021, 16+, США, Комедия, Романтика, Фэнтези, Мелодрама
Любовь по ту сторону
Случайность и догадка
Wheel of Fortune and Fantasy
2021, 18+, Япония, Драма, Мелодрама
Случайность и догадка
Джиперс Криперс: Возрожденный
Jeepers Creepers: Reborn
2021, США, Великобритания, Финляндия, Ужасы, Триллер, Детектив
Джиперс Криперс: Возрожденный