Группа компаний Парадиз

РОЛАН №101 Ноябрь'2010

Обстоятельства судеб
Молодой и успешный (успешный — по голливудским меркам, то есть беззаботно проживающий в ореоле славы, денег и соответствующих соблазнов, а молодой — по меркам человеческим, то есть для Голливуда вполне себе зрелый twenty something) актер Джонни Марко (Стивен Дорфф) изнывает под бременем флирта и вечного праздника. Шумные ночи с подружками из стрип-клуба сменяются долгими, тягостными похмельными утрами, когда к герою между таблеткой алкозельцера и первым деловым звонком успевают прийти в голову одна-две крамольные мысли в духе «а что вообще я делаю со своей жизнью?». В одно из таких пробуждений «ангел спускается с небес»: 11-летняя дочь Джонни, Клео (Эль Фаннинг), неожиданно приезжает на долгие каникулы. Тут у Джонни начинается совершенно другая жизнь, благодаря которой он «подвергает пересмотру собственные эгоистичные установки».

Обстоятельства места
Отнюдь не «где-то», а именно в культовом калифорнийском отеле «Шато Мармон», с 1929 года служащем надежным укрытием для самых одиозных и скандальных деятелей кинобизнеса Голливуда и мира, сняла София Коппола свой новый фильм «Где-то». Место это в свое время вдохновило Стивена Кинга на роман о захваченном злыми духами доме отдыха для богатых людей («Сияние»), а всемирно известного фотографа Хельмута Ньютона — на создание декадентско-эротических образов (в чем ему помогали самые обыкновенные стриптизерши из бара «Сансет Стрип», расположенного неподалеку). В винтажных, почти не обновляемых интерьерах отеля, выдержанных в классическом ар-деко, снимал свой знаменитый байопик The Doors Оливер Стоун, а неистовая четверка во главе с Квентином Тарантино — камерный криминальный трэш «Четыре комнаты». Как же удивительно, что именно склонную к лирическим отступлениям и тонким настроениям Софию Копполу отель вдохновил на очень проникновенную, трогательную и в чем-то даже поучительную историю... Впрочем, получившую строгий рейтинг R за «сцены наготы и ненормативную лексику».

Обстоятельства кино
Фильм «Где-то» содержит в себе все, за что зрители успели полюбить творчество Софии Копполы. Во-первых, особое настроение, флер, которые создают как пленка (избегать цифрового изображения — принципиальное решение для всех фильмов Софии), так и старый папин объектив, которым Френсис Форд Коппола снимал знаменитую «Бойцовую рыбку».
На пресс-конференции в Венеции София призналась, что, начиная съемки, она вместе с оператором забралась на склад, где хранились старые папины объективы.
София Коппола: «Я всегда снимала на пленку. В то время как мой отец одержим новыми технологиями, мы с Романом (брат режиссера, продюсер проекта. — Прим. ред.) сентиментальны и любим пленку. Снимать на нее одно удовольствие, а картинка получается красивая».
Вторая составляющая копполовского кинематографа — уютная, подлинная атмосфера фильма, живая и естественная, словно долгий приятный визит к знакомым. Это тоже особый прием, стиль Софии, принесший огромный успех ее «Трудностям перевода» и «Оскар» ей как сценаристу этого фильма. По признанию самой Софии, только работая над фильмами, снимаемыми по ее оригинальным сценариям, ей удается сродниться с материалом настолько, что это становится частью ее жизни. Оттуда и возникают все копполовские милые сентиментальные детали, точные наблюдения и находки актеров, которые они щедро сыплют в копилку фильма, благодаря за особое настроение, царящее на съемочной площадке. И таких находок в «Где-то» чрезвычайное количество.

Папа и дочка
Как рассказала журналистам в Венеции София Коппола, сценарий она писала в расчете на Стивена Дорффа («Преступник», «Блэйд», «Неудержимые», «Джонни Д.»).
София Коппола: «Я работала над другим сценарием и придумала Джонни Марко. С самого начала в его роли я видела Стивена. Мне предлагали снимать других актеров, но я думала о нем».
Актеры Эль Фаннинг и Стивен Дорфф фактически действовали в условиях полной актерской свободы, то есть собирали психологический пазл своих характеров без завершенных сценарных подсказок, почти без диалогов и указаний действий героев. По заверению юной Эль, правда, успевшей сыграть более чем в десятке картин к своим 11 годам (среди них — «Мой сосед Тоторо», «Я — Сэм», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Дежавю», «Вавилон» и др.), они с Дарффом сохранили приятельские и даже «семейные» отношения и после завершения съемок. Несмотря на то, что у Стивена пока своих детей нет, а весь его опыт общения с подростками — это младшая двоюродная сестра, он показал замечательные навыки настоящего звездного папы.

Жанр: жизнь
Фильм «Где-то» трудно определить в жанровом отношении: слишком настоящий, авторский, смелый для мелодрамы, слишком живой и местами грустный для комедии. Это фильм-переживание, где особое место имеют смены тонов и настроений. Музыка, как всегда в фильмах Софии — пронзительно меланхоличная, в этой картине играет особенную роль. Настоящие ценители с сайта heyuguys.co.uk выложили трек-лист песен, звучащих в картине.

Обстоятельства проката
Фильм Софии Копполы ожидает широкий международный прокат: дистрибьюторы из Франции, Финляндии, Японии, Германии и Италии (где, кстати, тоже проходили съемки некоторых сцен картины) уже установили сроки выхода картины в прокат в своих странах. В Америке прокатом будет заниматься Focus Features.

Дочка и папа
София Коппола, звездное дитя режиссерского семейства Френсиса и Элеанор Коппола, племянница Ника Кейджа и Джейсона и Роберта Шварцманов, — конечно, была обречена на карьеру в кино. Но отнюдь не на успех — вопреки всем заслугам ее семейства, пробивать свою дорогу с помощью кинообъектива ей приходится только самой. Первые фильмы — честные студенческие короткометражки, уже в них была видна специфика и особый угол зрения Софии. Опасный, странный, завораживающий мир женщин во всем его драматическом великолепии, который так волнует Софию, нашел максимальное отражение в «Девственницах-самоубийцах», однако и лучшие фрагменты исторической драмы «Мария-Антуанетта» (2006) именно об этом. Другая драматическая линия — сложные отношения дочери и отца, о которых опосредованно сняты замечательный фильм «Трудности перевода» (конечно, герой Билла Мюррея не отца героини Скарлетт Йохансон играл, а скорее даже полуромантического друга, но по возрасту в отцы годился) и новая картина Софии Копполы «Где-то».
Станислав Бенецкий

18.01.2017