ВРЕМЯ ВЕДЬМ.ЯРКАЯ СТРАСТЬ В ТЕМНЫХ ЛУЧАХ



РОЛАН №102 Декабрь'2010

Обладатель премии «Оскар», актер с почти готическими удлиненными чертами лица и печально-пронзительным взглядом Николас Кейдж — в роли благородного средневекового рыцаря в мистическом триллере «Время ведьм» от создателя криминального хита «Угнать за 60 секунд» Доминика Сены.

Сюжет
Благородный рыцарь Бэмен (Николас Кейдж) и его верный соратник Фелсон (Рон Перлман) возвращаются из Крестового похода в охваченную чумой Францию. Измученные и разочарованные, утратившие былую веру и боевой задор герои обнаруживают родной город в предсмертном запустении. Местный кардинал (Кристофер Ли), обезображенный жутким недугом, поручает воинам представить перед инквизицией в удаленном аббатстве юную крестьянку (Клэр Фой), которую местные жители подозревают в связях с нечистой силой и обвиняют в распространении чумы. Бэмен скрепя сердце берется за поручение, а его скепсис к суевериям и усталость от людской злобы укрепляют его в требовании справедливого суда для обвиняемой. Однако долгий и полный смертельных опасностей путь и отношения, которые завязываются между пленницей и ее конвоиром, наталкивают Бэмена и его соратников на мысль, что в их руках не просто «симпатичная знахарка, чем-то не приглянувшаяся местным невеждам», а некто куда более опасный…

Стиль
«Время ведьм» дает более глубокую картину Средневековья, чем это принято в блокбастерах. Обычно «ужасы непросвещенной средневековой Европы» малюются в Голливуде смелыми штрихами: какие-нибудь невнятные бродяги и слепые нищие в лохмотьях, чумазые, но симпатичные простоволосые девушки, глуповатые рыцари, нахватавшиеся ума в далеких походах на «неверных мавров», добродушные толстые пьянчуги-монахи и гадкие и коварные их худые коллеги, только и мечтающие, как бы извести побольше симпатичных селянок на своих ужасных кострах... Все эти штампованные глупости проходят стороной во «Времени ведьм».
Доминик Сена не привык довольствоваться чужими находками, и поэтому большинства привычных образов «голливудского Средневековья» в его новом фильме нет. Зато есть прекрасно поставленные трюки, поединки с волками-оборотнями и летающими ведьмами, мрачная готическая атмосфера и тонкий психологизм в отношениях между Бэменом и гордой красавицей колдуньей. Что вкупе с заметной, продуманной и эмоционально богатой музыкой композитора Атли Орварсона («Шерлок Холмс», «Ангелы и демоны») и находчивой, хотя временами и резковатой камерой Амира Акри («Форсаж-4», «Сокровища нации: Книга Тайн») создает ощущение добротного развлекательного кино.

Режиссер
Режиссер фильма Доминик Сена не балует своих почитателей ежегодными премьерами. Не очень понятно, впрочем, почему: набив руку в молодости на видеоклипах (в портфолио режиссера музыкальное видео к песням Стинга, Дэвида Боуи, Тины Тернер, Брайана Адамса, Джанет Джексон и группы Fleetwood Mac), Доминик явно вошел в нужную тусовку. А когда в 1993 году в режиссерском дебюте Доминика, фильме «Калифорния» с бюджетом в 9 миллионов долларов, снялся тогда еще малоизвестный Брэд Питт (причем в роли неуправляемого косматого маньяка с автострады), всем стало понятно, что в Голливуд пришел новый крепкий режиссер. «Калифорния» снискала премии и номинации на фестивалях в Монреале (Канада) и Довилле (Франция), однако следующий полноценный игровой фильм Доминик получил возможность снять только семь лет спустя. Зато какой! «Угнать за 60 секунд», где, кстати, режиссер впервые познакомился с актерским мастерством Николаса Кейджа и вытолкнул Анджелину Джоли из сомнительных пут психологических драм в более органичную для нее среду динамичного боевика. Второй фильм Доминика собрал еще большее число наград и номинаций, в основном касавшихся трюков, экшен и эффектной Анджелины.
Продюсеры окончательно поверили в Доминика, и уже в следующем году в прокат вышел его «Пароль «Рыба-меч» с Джоном Траволтой и Хью Джекманом. Но, видимо, времена фильмов о решительных неореволюционерах и киберанархистах, то есть хакерах, которые, похоже, так и не удосужились сойти с экранов и хоть как-то обозначиться в реальной жизни, прошли еще в 90-х. Фильм, конечно, окупился в прокате, но, несмотря на Траволту, цепкий сюжет и выдержанную нуар-стилистику, очередным прорывом в карьере Сены не стал. Режиссер благополучно вернулся к надежной «музыкалке» и снял очередное семейное видео для Джанет Джексон. Так же сдержанно, но, впрочем, весьма заметно выстрелил и его четвертый игровой фильм «Белая мгла» с Кейт Бекинсейл в роли следователя, которой пришлось искать серийного убийцу в минималистских антуражах полярной станции в Антарктиде.

Актеры и герои
В своей пятой попытке сорвать банк, то есть в фильме «Время ведьм», Доминик решил не экспериментировать с временем и местом, перестал гнаться за модными течениями и обратился к классической и беспроигрышной теме в голливудском кино: средневековой охоте на ведьм. А также снова встретился на съемочной площадке с принесшим когда-то славу и успех его фильму Николасом Кейджем — к обоюдной радости, впрочем.
Выгодно отличает картину Доминика и прекрасный актерский дуэт Кейджа и Перлмана. Утонченные, романтические черты первого, его полные то скорби, то благородной решимости глаза удачно контрастируют с плотоядной, грубоватой внешностью героя Перлмана, Фелсона. Его грубый юмор и брутальность не раз подчеркивают позицию Бэмена как романтического героя высокого Средневековья, наследующего традициям артурианского цикла.

Жанр
Благодаря достоверной атмосфере, костюмам, стилистике съемок и хореографии поединков «Время ведьм» можно отнести к классике мистического триллера. Однако нешуточный оборот с магией и общий драматизм картины, а также напряженное ожидание, когда же раскроется тайна девушки-ведьмы, скорее, сближает картину с «Именем розы» Жан-Жака Анно или «Мумией» Соммерса.
Это ярко выраженное мужское, суровое кино с четко прописанными героями и злодеями, которое, впрочем, с большим нетерпением ждут и почитательницы таланта Кейджа, кому-то покажется вариацией на тему европейских легенд и сказаний, кому-то — романтической историей о не такой уж всемогущей людской любви… Авторы утверждают — только силой, данной свыше, можно победить исчадия ада, которые встают на нашем пути к свету. Бесстрашный поединок благородного рыцаря может вдохновить нас на личную битву со злом. Как писал Достоевский в «Братьях Карамазовых»: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей»…

Мечта детства
Снимаясь в фильме «Время ведьм», Николас Кейдж вспоминал свое детство в Лонг-Бич (Калифорния). Ник был ребенком с богатой фантазией, но бурным играм с ровесниками он предпочитал одиночество. Все детство он мечтал стать рыцарем.
Николас Кейдж: «Я давно хотел сняться в фильме о Средневековье. Знаете, когда мне было пять или шесть лет отец построил для меня деревянный замок на заднем дворе. Целыми днями я играл там, воображая, что свершаю многочисленные подвиги. Я был полноправным владельцем этого замка. Именно тогда я стал интересоваться рыцарями, драконами и историей средних веков. К тому же, мне давно хотелось сниматься в какой-нибудь прекрасной местности, в горных ландшафтах. Когда я узнал, что мне придется скакать на коне высоко в горах, а именно в Австрийских Альпах, мне сразу же захотелось очутиться в этих местах».

Это просто невероятно!
Съемки фильма «Время ведьм» проходили в Австрийских Альпах, в этом районе есть и высокие горы, и глубокие ущелья, и обширные поля и головокружительные обрывы. У вас складывается впечатление, что в XIV веке мир был именно таким — наполненным огромными пространствами и долгими дорогами, где человека окружала царственная природа и величественные ландшафты.

Доменик Сена, режиссер: «В первый съемочный день высоко в горах Ник Кейдж сказал мне: «Доменик, ты только посмотри вокруг! Быть здесь — настоящее счастье!» Целый день Кейдж не уходил в свой трейлер, а сидел на скале все время повторяя фразу: «Это просто невероятно!»

Станислав Бенецкий

30.11.-0001
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Город лжи
City of lies
2017, 18+, Великобритания, Триллер, Криминал, Боевик, Детектив
Город лжи
По половому признаку
On the Basis of Sex
2018, США, Драма, Биография
По половому признаку
Time Freak
Time Freak
2019, США, Комедия
Time Freak
Реинкарнация
Hereditary
2018, 18+, США, Ужасы, Драма, Детектив
Реинкарнация
Фобия
Haunted
2017, 18+, Норвегия, Ужасы, Триллер, Драма, Криминал
Фобия
Лондонские поля
London Fields
2017, Великобритания, США, Триллер, Детектив, Криминал
Лондонские поля