РОЛАН №102 Декабрь'2010

Обладатель премии «Оскар», актер с почти готическими удлиненными чертами лица и печально-пронзительным взглядом Николас Кейдж — в роли благородного средневекового рыцаря в мистическом триллере «Время ведьм» от создателя криминального хита «Угнать за 60 секунд» Доминика Сены.

Сюжет
Благородный рыцарь Бэмен (Николас Кейдж) и его верный соратник Фелсон (Рон Перлман) возвращаются из Крестового похода в охваченную чумой Францию. Измученные и разочарованные, утратившие былую веру и боевой задор герои обнаруживают родной город в предсмертном запустении. Местный кардинал (Кристофер Ли), обезображенный жутким недугом, поручает воинам представить перед инквизицией в удаленном аббатстве юную крестьянку (Клэр Фой), которую местные жители подозревают в связях с нечистой силой и обвиняют в распространении чумы. Бэмен скрепя сердце берется за поручение, а его скепсис к суевериям и усталость от людской злобы укрепляют его в требовании справедливого суда для обвиняемой. Однако долгий и полный смертельных опасностей путь и отношения, которые завязываются между пленницей и ее конвоиром, наталкивают Бэмена и его соратников на мысль, что в их руках не просто «симпатичная знахарка, чем-то не приглянувшаяся местным невеждам», а некто куда более опасный…

Стиль
«Время ведьм» дает более глубокую картину Средневековья, чем это принято в блокбастерах. Обычно «ужасы непросвещенной средневековой Европы» малюются в Голливуде смелыми штрихами: какие-нибудь невнятные бродяги и слепые нищие в лохмотьях, чумазые, но симпатичные простоволосые девушки, глуповатые рыцари, нахватавшиеся ума в далеких походах на «неверных мавров», добродушные толстые пьянчуги-монахи и гадкие и коварные их худые коллеги, только и мечтающие, как бы извести побольше симпатичных селянок на своих ужасных кострах... Все эти штампованные глупости проходят стороной во «Времени ведьм».
Доминик Сена не привык довольствоваться чужими находками, и поэтому большинства привычных образов «голливудского Средневековья» в его новом фильме нет. Зато есть прекрасно поставленные трюки, поединки с волками-оборотнями и летающими ведьмами, мрачная готическая атмосфера и тонкий психологизм в отношениях между Бэменом и гордой красавицей колдуньей. Что вкупе с заметной, продуманной и эмоционально богатой музыкой композитора Атли Орварсона («Шерлок Холмс», «Ангелы и демоны») и находчивой, хотя временами и резковатой камерой Амира Акри («Форсаж-4», «Сокровища нации: Книга Тайн») создает ощущение добротного развлекательного кино.

Режиссер
Режиссер фильма Доминик Сена не балует своих почитателей ежегодными премьерами. Не очень понятно, впрочем, почему: набив руку в молодости на видеоклипах (в портфолио режиссера музыкальное видео к песням Стинга, Дэвида Боуи, Тины Тернер, Брайана Адамса, Джанет Джексон и группы Fleetwood Mac), Доминик явно вошел в нужную тусовку. А когда в 1993 году в режиссерском дебюте Доминика, фильме «Калифорния» с бюджетом в 9 миллионов долларов, снялся тогда еще малоизвестный Брэд Питт (причем в роли неуправляемого косматого маньяка с автострады), всем стало понятно, что в Голливуд пришел новый крепкий режиссер. «Калифорния» снискала премии и номинации на фестивалях в Монреале (Канада) и Довилле (Франция), однако следующий полноценный игровой фильм Доминик получил возможность снять только семь лет спустя. Зато какой! «Угнать за 60 секунд», где, кстати, режиссер впервые познакомился с актерским мастерством Николаса Кейджа и вытолкнул Анджелину Джоли из сомнительных пут психологических драм в более органичную для нее среду динамичного боевика. Второй фильм Доминика собрал еще большее число наград и номинаций, в основном касавшихся трюков, экшен и эффектной Анджелины.
Продюсеры окончательно поверили в Доминика, и уже в следующем году в прокат вышел его «Пароль «Рыба-меч» с Джоном Траволтой и Хью Джекманом. Но, видимо, времена фильмов о решительных неореволюционерах и киберанархистах, то есть хакерах, которые, похоже, так и не удосужились сойти с экранов и хоть как-то обозначиться в реальной жизни, прошли еще в 90-х. Фильм, конечно, окупился в прокате, но, несмотря на Траволту, цепкий сюжет и выдержанную нуар-стилистику, очередным прорывом в карьере Сены не стал. Режиссер благополучно вернулся к надежной «музыкалке» и снял очередное семейное видео для Джанет Джексон. Так же сдержанно, но, впрочем, весьма заметно выстрелил и его четвертый игровой фильм «Белая мгла» с Кейт Бекинсейл в роли следователя, которой пришлось искать серийного убийцу в минималистских антуражах полярной станции в Антарктиде.

Актеры и герои
В своей пятой попытке сорвать банк, то есть в фильме «Время ведьм», Доминик решил не экспериментировать с временем и местом, перестал гнаться за модными течениями и обратился к классической и беспроигрышной теме в голливудском кино: средневековой охоте на ведьм. А также снова встретился на съемочной площадке с принесшим когда-то славу и успех его фильму Николасом Кейджем — к обоюдной радости, впрочем.
Выгодно отличает картину Доминика и прекрасный актерский дуэт Кейджа и Перлмана. Утонченные, романтические черты первого, его полные то скорби, то благородной решимости глаза удачно контрастируют с плотоядной, грубоватой внешностью героя Перлмана, Фелсона. Его грубый юмор и брутальность не раз подчеркивают позицию Бэмена как романтического героя высокого Средневековья, наследующего традициям артурианского цикла.

Жанр
Благодаря достоверной атмосфере, костюмам, стилистике съемок и хореографии поединков «Время ведьм» можно отнести к классике мистического триллера. Однако нешуточный оборот с магией и общий драматизм картины, а также напряженное ожидание, когда же раскроется тайна девушки-ведьмы, скорее, сближает картину с «Именем розы» Жан-Жака Анно или «Мумией» Соммерса.
Это ярко выраженное мужское, суровое кино с четко прописанными героями и злодеями, которое, впрочем, с большим нетерпением ждут и почитательницы таланта Кейджа, кому-то покажется вариацией на тему европейских легенд и сказаний, кому-то — романтической историей о не такой уж всемогущей людской любви… Авторы утверждают — только силой, данной свыше, можно победить исчадия ада, которые встают на нашем пути к свету. Бесстрашный поединок благородного рыцаря может вдохновить нас на личную битву со злом. Как писал Достоевский в «Братьях Карамазовых»: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей»…

Мечта детства
Снимаясь в фильме «Время ведьм», Николас Кейдж вспоминал свое детство в Лонг-Бич (Калифорния). Ник был ребенком с богатой фантазией, но бурным играм с ровесниками он предпочитал одиночество. Все детство он мечтал стать рыцарем.
Николас Кейдж: «Я давно хотел сняться в фильме о Средневековье. Знаете, когда мне было пять или шесть лет отец построил для меня деревянный замок на заднем дворе. Целыми днями я играл там, воображая, что свершаю многочисленные подвиги. Я был полноправным владельцем этого замка. Именно тогда я стал интересоваться рыцарями, драконами и историей средних веков. К тому же, мне давно хотелось сниматься в какой-нибудь прекрасной местности, в горных ландшафтах. Когда я узнал, что мне придется скакать на коне высоко в горах, а именно в Австрийских Альпах, мне сразу же захотелось очутиться в этих местах».

Это просто невероятно!
Съемки фильма «Время ведьм» проходили в Австрийских Альпах, в этом районе есть и высокие горы, и глубокие ущелья, и обширные поля и головокружительные обрывы. У вас складывается впечатление, что в XIV веке мир был именно таким — наполненным огромными пространствами и долгими дорогами, где человека окружала царственная природа и величественные ландшафты.

Доменик Сена, режиссер: «В первый съемочный день высоко в горах Ник Кейдж сказал мне: «Доменик, ты только посмотри вокруг! Быть здесь — настоящее счастье!» Целый день Кейдж не уходил в свой трейлер, а сидел на скале все время повторяя фразу: «Это просто невероятно!»

Станислав Бенецкий

30.11.-0001