Мы живем в саундтреке



   
Татьяна Попова (№105 Апрель'2011)
Интервью с режиссером фильма «Вдребезги» Романом Каримовым («Неадекватные люди») можно было считать удачно проведенным. Мы уже обсудили съемки, кастинг, идентифицировали жанр будущего фильма и ненавязчиво проехались по его глубинному месседжу. Однако…

Разговор проходил в комнате отдыха одной из московских звукостудий и периодически прерывался жаждущими пирожков и горячего кофе. За минуту до того, как в комнате появился актер Андрей Мерзликин, молодому режиссеру Роману Каримову был задан вопрос о музыке в кино.
Вопрос логичный, учитывая то обстоятельство, что Каримов сам пишет музыку, причем исключительно для того, что сам же снимает. Совпадение редкое, чаще музыка к фильму становится в буквальном смысле слова головной болью для продюсеров и режиссеров. И говорить они о ней не хотят. Категорически. Но Роману было что сказать, и, несмотря на клятвенное уверение, что «мы уже закончили и сейчас выметаемся», разговор затянулся…

- Роман, вы сами пишете музыку, для вас она может существовать сама по себе или только в связи с видеорядом?
- Для меня музыка в первую очередь — важный инструмент, который усиливает воздействие.
Основную мысль, которую я хочу выразить какой-то сценой, я могу донести: 1 — игрой актеров, 2 — качеством озвучания, 3 — фоном, на котором все происходит, 4 — ракурсами, то есть работой камеры. Все эти аспекты работают на то, чтобы вызвать у зрителя определенную эмоцию. А музыка в кино обладает свойством, в котором есть какая-то …мистика, к этому даже сложно слово подобрать. Она добавляет некий слой, который способен преображать любую прозаическую ситуацию. Для меня музыка — самый главный инструмент, которым можно вызвать у аудитории любую эмоцию.

- Когда вы монтируете, то предполагаете, какая в эпизоде должна звучать мелодия? И зависит ли от этого монтаж?
- Нет. При монтаже я о музыке я не думаю, в этот момент важно, чтобы зрителю было понятно, что происходит. За исключением моментов, когда сознательно используется нарезка кадров, — например, когда ты за тридцать секунд должен показать всю жизнь человека, здесь доминирует музыкальный ритм. А если люди просто сидят и разговаривают, то монтировать под музыку нельзя, иначе она все задавит и нужного настроения не получится. Здесь есть и другая опасность: хорошо, если ты сам или с другом все насочинял — сидишь и под эту музыку монтируешь. Но если для монтажа берется какая-то условно подходящая мелодия, а потом ты по каким-то причинам не можешь ее использовать или найти что-то подходящее на замену, то придется все перемонтировать.

- Есть режиссеры, которые принципиально не работают с музыкой.
- Это очень счастливые режиссеры, которые не зависят от бюджета и могут наплевать на то, как их фильм воспринимается зрителем. Можно снимать кино вообще без музыки, вопрос — кто его будет смотреть… Потому что это уже артхаус.

Тут выяснилось, что в одной комнате собрались сразу два человека, которым было что сказать о музыке в кино. Мирно перекусывавший Андрей Мерзликин попросил разрешения вмешаться в обсуждение.
Андрей Мерзликин:
Режиссеры, которые произносят эту фразу про то, что музыка им не нужна, чаще всего просто не всегда умеют ею пользоваться. Я эту фразу постоянно слышу. Это псевдорежиссеры. Да, было когда-то кем-то великим однажды сказано, что режиссер должен уметь снять кино и без музыки. В том смысле, что история должна быть рассказана настолько внятно, чтобы для ее понимания не нужны были дополнительные подпорки. Да, все правильно, но почему-то часто понимают это в буквальном смысле. И многие режиссеры решили, что если у них в фильме нет музыки, то они автоматически становятся крутыми артхаусными художниками. Только почему-то забывается при этом, что кино бывает зрительским и не зрительским. Вот для зрительского кино музыка необходима. И артхаус тоже может быть зрительским. Музыка нужна, она помогает чаще, чем мешает. Если уже не весь фильм, то хотя бы там, где это необходимо. Правильная постановка вопроса — где и как должна звучать музыка. В какой степени она может быть использована. Ведь саундтрек к фильму — это интонация жизни, которую надо почувствовать самому и передать зрителю. Вот Алексей Балабанов снимал проезд под песню «Мой маленький плот». Нормальный такой проезд — длинный, а у людей холод по спине. Попадание во время. Создание напряжения, хоррор, триллер, все понятно сразу. А без такой песни ничего бы не было. Песня-контрапункт… Балабанов как автор только выигрывает. Вот это я понимаю — владение профессией, человек использует режис- серский инструмент так, как надо. Эмоция, воздействие — все есть, и не надо огород городить.
Роман Каримов:
Если прибегнуть к аналогии, то есть детская лопатка, которой очень удобно копать песочек в песочнице. И есть нормальная лопата, которой вполне логично воспользоваться, если ты копаешь глубоко. Надо просто решить, чем ты будешь копать эту трехметровую яму — лопатой или детским совочком. Музыка — это инструмент, который помогает добиться результата скорее и полноценнее, дает дополнительную возможность достучаться до зрителей.
Андрей Мерзликин:
В конечном итоге все сводится к тому, зачем это все нужно. Мы живем в саундтреке.
И всегда жили в саунд-треке, надо просто это понять что там звучит, внутри нас, в этом кадре, в этой жизни. Даже если в жизни мы не слышим внешней музыки, и как нам кажется — вокруг тишина… Но если прислушаться к себе, то станет ясно, что мы все равно подчиняемся внутреннему ритму, слышим какую-то мелодию внутри. И это прекрасно!
 

29.12.2016
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
По половому признаку
On the Basis of Sex
2018, США, Драма, Биография
По половому признаку
Вернуть Бена
Ben is Back
2018, США, Драма
Вернуть Бена
Галвестон
Galveston
2018, 18+, США, Боевик, Триллер, Драма, Криминал
Галвестон
Облепиховое лето
2018, 12+, Россия, Биография, Драма
Облепиховое лето
Папа, сдохни
2018, 18+, Россия, Комедия,
Папа, сдохни
Помешанный на времени
Time Freak
2019, США, Романтическая комедия
Помешанный на времени