ОЗОН-ТРИУМФАТОР



        
("РОЛАН" №8 Октябрь'2012)

Вечно молодой, или подтянуто-моложавый, французский режиссер Франсуа Озон исправно поставляет на мировой киноэкран свои изящные, острые, в меру провокативные работы. Иногда жовиальному эстету удается прогреметь и на весь мир, как, например, было с картинами «8 женщин» или «Бассейн». И по-прежнему ленты Озона гармоничны, литературоцентричны, остроумны и легки, как утренний завтрак в дорогом отеле.

Новый фильм мэтра «В доме», мировая премьера которого состоялась на кинофестивале в Торонто этой осенью, кажется, выбивается из общего ряда его картин. В Торонто картина получила награду международной федерации кинокритиков, а чуть позже, в Испании, на кино- фестивале в Сан-Себастьяне Озон получил еще два приза: главный приз фестиваля — «Золотую ракушку» — «За лучший фильм» и приз «За лучший сценарий». Успех налицо, а значит, Озон снова снял яркую и неоднозначную историю, которая не оставит зрителя безучастным.

Главные герои фильма — Жермен (Фабрис Лукини), пожилой преподаватель французского языка в школе для благополучных детей, и его талантливый ученик Клод (Эрнст Умоер), который, проявив яркое литературное дарование, ставит своего ценителя и учителя в неловкое положение. Итак, Жермен с женой Жени (Кристин Скотт Томас), хозяйкой арт-галереи, коротают скучливый академический досуг за чтением бестолковых сочинений учеников мужа. Брюзжание и недовольство, взаимные упреки и в то же время миролюбивое осознание крепкой, надежной, в чем-то даже консервативной европейской семьи. Неожиданно в этот мир попадают тексты Клода, ученика с последней парты, молчаливо-загадочного юноши с лицом начинающего садиста, который учится не за свой счет, а благодаря стипендии. То есть умный мальчик, и не из среднего класса, к которому принадлежит большинство его одноклассников и уж все учителя точно. Клод пишет о семье своего приятеля. Юный писатель приходит в дом этого семейства Рафы (Дени Миноше) и Эстер (Эмманюэль Сенье), чтобы разъяснять бестолковому однокласснику особо трудные задачи. Сочинение Клода полно удивительных для его возраста деталей, психологизма и прочих совершенств. Жермену очевидно, что перед ним — настоящий литературный талант.
Подбадриваемый учителем, Клод и дальше шефствует над сыночком типичных буржуа, продолжая свои наблюдения. Однако вскоре его литературные отчеты приобретают нездоровые оттенки вуайеризма, а отношения между юным бытописателем и скучающей домохозяйкой Эстер окрашиваются в тревожно-романтические цвета. Это начинает пугать сначала Жени, уже всерьез ревнующую мужа к юному дарованию, а затем и самого Жермена, который пытается урезонить своего взбесившегося «галатеянина», пустившегося в описание таких деталей, о которых не стоит упоминать в школьном курсе «Родной речи». Скандал вскоре выходит на поверхность, и в жизни Жермена настают серьезные испытания. Так литература вмешивается в жизнь, а желающий уютно понаблюдать за чужими страстями, оставаясь в достойной тени, выбрасывается под безжалостный свет неприязненного внимания.
Остроумный, исполненный множества конфликтов фильм снят со знакомой по «Бассейну» остросюжетинкой, с легким ощущением недозволенности и приятной неприличности всего происходящего. Картина состоятельна на всех уровнях: от философского, на котором рассматриваются психология творчества и аспекты манипуляции читательским (читай, и зрительским!) поведением (чем, собственно, и занимается любой автор), до социального, где модель фильма выглядит как комичное «зеркало революции», в котором отражается межкастовая непроницаемость людей разного социального круга.
В любом случае Озона прежде всего волнует современная «нормальная» семья со всеми ее кризисами и сублимациями, проблемами верности, поисками вдохновения.
Как всегда у Озона, особое внимание уделяется подбору актеров и их игре. С пластичным, универсальным и органически интеллигентным Фабрисом Лукини Озон работал и в прошлой своей картине «Отчаянная домохозяйка», где Фабрис отлично сыграл спесивого фабриканта, мужа серьезной и благородной, но наивной женщины в исполнении Катрин Денев. В новом фильме Озон к образу саркастичного интеллектуала в предпенсионном унынии в исполнении Лукини подобрал подтянутую, стройную, что называется, феминист-кайнд-героиню Кристин Скотт Томас. Эта парочка играет с особенным интеллектуальным блеском и юмором в лучших традициях Вуди Аллена. Для воплощения порочного и загадочного Клода был найден актер с особым «озоновским» вкусом, с которым режиссер вернул на экраны Шарлотту Рэмплинг и снимает из фильма в фильм актрис Людивин Санье и Изабель Карре. Режиссер смело доверяет молодому актеру вести сложную линию необычного, цинично-впечатлительного и одаренного юноши, отводя много времени и места близким планам и портретам Клода, в лице которого переплетаются тайные и явные эмоции и посылы. Думаю, что и Эрнста Умоера, для которого «В доме» стал первой большой актерской работой, мы еще не раз увидим в самых различных картинах, и не только у Франсуа Озона.
Станислав Бенецкий

01.12.2012
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Талли
Tully
2017, 18+, США, Комедия
Талли
Реинкарнация
Hereditary
2018, 18+, США, Ужасы, Драма, Детектив
Реинкарнация
По половому признаку
On the Basis of Sex
2018, США, Драма, Биография
По половому признаку
Time Freak
Time Freak
2019, США, Комедия
Time Freak
Книжный клуб
Book Club
2018, 16+, США, Комедия
Книжный клуб
Галвестон
Galveston
2018, США, Боевик, Триллер, Драма, Криминал
Галвестон