Группа компаний Парадиз

        
("РОЛАН" №8 Октябрь'2012)

Вечно молодой, или подтянуто-моложавый, французский режиссер Франсуа Озон исправно поставляет на мировой киноэкран свои изящные, острые, в меру провокативные работы. Иногда жовиальному эстету удается прогреметь и на весь мир, как, например, было с картинами «8 женщин» или «Бассейн». И по-прежнему ленты Озона гармоничны, литературоцентричны, остроумны и легки, как утренний завтрак в дорогом отеле.

Новый фильм мэтра «В доме», мировая премьера которого состоялась на кинофестивале в Торонто этой осенью, кажется, выбивается из общего ряда его картин. В Торонто картина получила награду международной федерации кинокритиков, а чуть позже, в Испании, на кино- фестивале в Сан-Себастьяне Озон получил еще два приза: главный приз фестиваля — «Золотую ракушку» — «За лучший фильм» и приз «За лучший сценарий». Успех налицо, а значит, Озон снова снял яркую и неоднозначную историю, которая не оставит зрителя безучастным.

Главные герои фильма — Жермен (Фабрис Лукини), пожилой преподаватель французского языка в школе для благополучных детей, и его талантливый ученик Клод (Эрнст Умоер), который, проявив яркое литературное дарование, ставит своего ценителя и учителя в неловкое положение. Итак, Жермен с женой Жени (Кристин Скотт Томас), хозяйкой арт-галереи, коротают скучливый академический досуг за чтением бестолковых сочинений учеников мужа. Брюзжание и недовольство, взаимные упреки и в то же время миролюбивое осознание крепкой, надежной, в чем-то даже консервативной европейской семьи. Неожиданно в этот мир попадают тексты Клода, ученика с последней парты, молчаливо-загадочного юноши с лицом начинающего садиста, который учится не за свой счет, а благодаря стипендии. То есть умный мальчик, и не из среднего класса, к которому принадлежит большинство его одноклассников и уж все учителя точно. Клод пишет о семье своего приятеля. Юный писатель приходит в дом этого семейства Рафы (Дени Миноше) и Эстер (Эмманюэль Сенье), чтобы разъяснять бестолковому однокласснику особо трудные задачи. Сочинение Клода полно удивительных для его возраста деталей, психологизма и прочих совершенств. Жермену очевидно, что перед ним — настоящий литературный талант.
Подбадриваемый учителем, Клод и дальше шефствует над сыночком типичных буржуа, продолжая свои наблюдения. Однако вскоре его литературные отчеты приобретают нездоровые оттенки вуайеризма, а отношения между юным бытописателем и скучающей домохозяйкой Эстер окрашиваются в тревожно-романтические цвета. Это начинает пугать сначала Жени, уже всерьез ревнующую мужа к юному дарованию, а затем и самого Жермена, который пытается урезонить своего взбесившегося «галатеянина», пустившегося в описание таких деталей, о которых не стоит упоминать в школьном курсе «Родной речи». Скандал вскоре выходит на поверхность, и в жизни Жермена настают серьезные испытания. Так литература вмешивается в жизнь, а желающий уютно понаблюдать за чужими страстями, оставаясь в достойной тени, выбрасывается под безжалостный свет неприязненного внимания.
Остроумный, исполненный множества конфликтов фильм снят со знакомой по «Бассейну» остросюжетинкой, с легким ощущением недозволенности и приятной неприличности всего происходящего. Картина состоятельна на всех уровнях: от философского, на котором рассматриваются психология творчества и аспекты манипуляции читательским (читай, и зрительским!) поведением (чем, собственно, и занимается любой автор), до социального, где модель фильма выглядит как комичное «зеркало революции», в котором отражается межкастовая непроницаемость людей разного социального круга.
В любом случае Озона прежде всего волнует современная «нормальная» семья со всеми ее кризисами и сублимациями, проблемами верности, поисками вдохновения.
Как всегда у Озона, особое внимание уделяется подбору актеров и их игре. С пластичным, универсальным и органически интеллигентным Фабрисом Лукини Озон работал и в прошлой своей картине «Отчаянная домохозяйка», где Фабрис отлично сыграл спесивого фабриканта, мужа серьезной и благородной, но наивной женщины в исполнении Катрин Денев. В новом фильме Озон к образу саркастичного интеллектуала в предпенсионном унынии в исполнении Лукини подобрал подтянутую, стройную, что называется, феминист-кайнд-героиню Кристин Скотт Томас. Эта парочка играет с особенным интеллектуальным блеском и юмором в лучших традициях Вуди Аллена. Для воплощения порочного и загадочного Клода был найден актер с особым «озоновским» вкусом, с которым режиссер вернул на экраны Шарлотту Рэмплинг и снимает из фильма в фильм актрис Людивин Санье и Изабель Карре. Режиссер смело доверяет молодому актеру вести сложную линию необычного, цинично-впечатлительного и одаренного юноши, отводя много времени и места близким планам и портретам Клода, в лице которого переплетаются тайные и явные эмоции и посылы. Думаю, что и Эрнста Умоера, для которого «В доме» стал первой большой актерской работой, мы еще не раз увидим в самых различных картинах, и не только у Франсуа Озона.
Станислав Бенецкий

01.12.2012