ВЛАСТЬ ВЫМЫСЛА ОЗОНА



("РОЛАН" №8 Октябрь'2012)

Режиссер - о своем новом фильме.

Источником вдохновения для создания фильма «В доме» для меня стала пьеса испанского драматурга Хуана Майорга «Ученик с последней парты».
В этом произведении меня поразили взаимоотношения между преподавателем и учеником. Обычно студенты учатся у своих педагогов, но здесь процесс обучения носит двусторонний характер.
Отношения между Жерменом и Клодом  — важное и сложное сотрудничество, которое существует в любой творческой области: между издателем и писателем, продюсером и режиссером, между читателем и писателем или же зрителем и режиссером. Когда я прочитал пьесу, я увидел яркую возможность образного высказывания о своей работе, о кино, о вдохновении и его источниках.
Но предстояло многое продумать для киноадаптации пьесы. «Ученик с последней парты» построен из нескончаемого потока диалогов. Здесь нет даже актов, места действия не определяются и не дифференцируются: мы находимся повсюду одновременно: в классе, художественной галерее, в доме, в парке. Моя первая задача заключалась в том, чтобы создать пространственно-временную структуру этой истории.
Потом я решил перенести место действия в Англию. Я сразу же представил себе студентов в униформе, каких сегодня не встретишь во Франции.
Профессор Жермен смотрит на своих учеников, как на стадо овец, эдаких тупых имбецилов в одинаковых пиджаках. И вдруг выделяется один ученик, ученик с последней парты.
Для киносценария я упростил в драматургии некоторые моменты. В пьесе Рафа, например, парень увлекается философией, а мой Клод — гений математики. Диалоги студентов мне показались слишком театральными, отстраненными и утонченными для реальности, которую я хотел проиллюстрировать. Кроме того, в пьесе изложено несколько теорий о сущности творчества; я оставил лишь то, что тронуло меня лично.
Теперь задача заключалась в том, как представить зрителю то, что пишет Клод. Первую часть его сочинений нам целиком и полностью читает Жермен. Последующие тексты визуализируется и комментируется рассказчиком, Клодом. По мере развития фильма становится все меньше и меньше комментариев. Преобладают диалоги и образы.
Все, что происходит «В доме» может показаться весьма банальным. Я даже подумывал о том, чтобы приблизить фильм к триллеру или же добавить мистики, сделать его более «голливудским». А потом я понял, что должен эта обыденность и должна стать интригующей: проблемы отца, любовь сына к баскетболу и его привязанность к Клоду, скука матери и ее мечты об украшении интерьера. Мне надо было сделать эти ординарные вещи экстраординарными так, чтобы возросло напряжение.
Постепенно реальность и воображение смешиваются и становятся единым целым. На мой взгляд, к концу фильма все обретает реальность. Даже суицид одного из героев становится реальным, потому что Клод захотел, чтобы это случилось. Нам не остается ничего другого, кроме как отдаться во власть вымысла и перестать задавать вопросы...

01.11.2012
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Зло
Malicious
2017, 18+, США, Ужасы, Триллер
Зло
Лондонские поля
London Fields
2017, Великобритания, США, Триллер, Детектив, Криминал
Лондонские поля
По половому признаку
On the Basis of Sex
2018, США, Драма, Биография
По половому признаку
Голубая игуана
Blue Iguana
2017, Великобритания, Триллер, Комедия
Голубая игуана
Книжный клуб
Book Club
2018, 16+, США, Комедия
Книжный клуб
Фобия
Haunted
2017, 18+, Норвегия, Ужасы, Триллер, Драма, Криминал
Фобия