("РОЛАН" №8 Октябрь'2012)
Режиссер - о своем новом фильме.
Источником вдохновения для создания фильма «В доме» для меня стала пьеса испанского драматурга Хуана Майорга «Ученик с последней парты».
В этом произведении меня поразили взаимоотношения между преподавателем и учеником. Обычно студенты учатся у своих педагогов, но здесь процесс обучения носит двусторонний характер.
Отношения между Жерменом и Клодом — важное и сложное сотрудничество, которое существует в любой творческой области: между издателем и писателем, продюсером и режиссером, между читателем и писателем или же зрителем и режиссером. Когда я прочитал пьесу, я увидел яркую возможность образного высказывания о своей работе, о кино, о вдохновении и его источниках.
Но предстояло многое продумать для киноадаптации пьесы. «Ученик с последней парты» построен из нескончаемого потока диалогов. Здесь нет даже актов, места действия не определяются и не дифференцируются: мы находимся повсюду одновременно: в классе, художественной галерее, в доме, в парке. Моя первая задача заключалась в том, чтобы создать пространственно-временную структуру этой истории.
Потом я решил перенести место действия в Англию. Я сразу же представил себе студентов в униформе, каких сегодня не встретишь во Франции.
Профессор Жермен смотрит на своих учеников, как на стадо овец, эдаких тупых имбецилов в одинаковых пиджаках. И вдруг выделяется один ученик, ученик с последней парты.
Для киносценария я упростил в драматургии некоторые моменты. В пьесе Рафа, например, парень увлекается философией, а мой Клод — гений математики. Диалоги студентов мне показались слишком театральными, отстраненными и утонченными для реальности, которую я хотел проиллюстрировать. Кроме того, в пьесе изложено несколько теорий о сущности творчества; я оставил лишь то, что тронуло меня лично.
Теперь задача заключалась в том, как представить зрителю то, что пишет Клод. Первую часть его сочинений нам целиком и полностью читает Жермен. Последующие тексты визуализируется и комментируется рассказчиком, Клодом. По мере развития фильма становится все меньше и меньше комментариев. Преобладают диалоги и образы.
Все, что происходит «В доме» может показаться весьма банальным. Я даже подумывал о том, чтобы приблизить фильм к триллеру или же добавить мистики, сделать его более «голливудским». А потом я понял, что должен эта обыденность и должна стать интригующей: проблемы отца, любовь сына к баскетболу и его привязанность к Клоду, скука матери и ее мечты об украшении интерьера. Мне надо было сделать эти ординарные вещи экстраординарными так, чтобы возросло напряжение.
Постепенно реальность и воображение смешиваются и становятся единым целым. На мой взгляд, к концу фильма все обретает реальность. Даже суицид одного из героев становится реальным, потому что Клод захотел, чтобы это случилось. Нам не остается ничего другого, кроме как отдаться во власть вымысла и перестать задавать вопросы...