МЁБИУС



("РОЛАН" №2 Март'2013)

На прошедшем в рамках 63-го Берлинале Европейском кинорынке дистрибьюторам, приобретшим права на территории Европы, был показан остросюжетный детективный триллер «Мебиус»- мощная история о преступной любовной страсти русского резидента и невольной (и двойной) агентши ЦРУ.


В главных ролях — обладатель премии «Оскар» прошлого года — Жан Дюжарден («Артист»), а также Тим Рот и Сесиль де Франс. В проекте приняли участие серьезные российские актеры — Владимир Меньшов, Алексей Горбунов, Дмитрий Назаров, Максим Виторган и другие. Дистрибьюторы остались довольны: по их мнению, зрителя ждет яркое зрелище.

...Панорама изнывающего от летнего солнца Монако, недопитая бутылка русской водки на тумбочке, мощный человек в слегка мятом костюме Zegna — на диване, белый носовой платок — на лице. Наплывом звучит «Ой, ты степь широкая...» в исполнении сурового мужского хора.Человек спит. Появляется стройная разведчица — на каблуках, в короткой юбке неизвестного дизайнера. Платок летит на пол, слегка небритый резидент просыпается, чтобы выслушать инструкции на безупречном французском. Бонд? Нет, Жан Дюжарден собственной персоной.

Итак, он просыпается, чтобы с ходу угодить в виток неожиданной страсти, который склеивает для него режиссер фильма «Мебиус» Эрик Рошан. Агент ФСБ (Жан Дюжарден) призван следить в Монако за русским олигархом по фамилии Ростовский (Тим Рот). Им в свою очередь неусыпно руководит герой Владимира Меньшова, генерал Черкашин, чей агент (стройная красавица-разведчица) вербует Элис (Сесиль де Франс) — трейдера из банка Ростовского (вербовка происходит, естественно, в элитном spa).
В результате Элис выходит на олигарха и уговаривает его дать ей шанс в новом проекте. Усилий прилагать почти не приходится: Элис — само воплощение мечты нувориша средних лет: худая, но не тощая, молодая, но не слишком юная, безупречно одетая и невероятно умная. Телохранитель банкира не доверяет Элис, но поздно, банкир, как говорится, fеllinlove. Чувствуя, что девушка что-то недоговаривает, резидент решается на запрещенный ход — лично встречается с Элис. Но вместо серьезного рабочего разговора между ними случается... русская страсть.
Герой Дюжардена обречен: посмотрите на него — он просто не может не впасть в омут, который ему, сужден. Он — по решению режиссера, по всей видимости, влюбленного в Россию, — русский, и этим все сказано. Он — небритый, помятый, но с идеальным маникюром. Она — блондинка со стальными глазами, также понимает, что обречена, и все равно бессознательно влечет его в гибельный водоворот. «Ты — подарок...» — шепчет она ему, и его сердце, тоскующее по душевной теплоте, несется вскачь.
Элис дает ему свое (любовное) имя — Моисей, и он послушно ведет ее через пустыню жизни без любви. Сугубо профессиональное постепенно уступает в нем человеческому. Он забывает о работе и о том, что должен принудить Элис подставить Ростовского.
А где любовь, как вы сами понимаете, там и месть... И тогда влюбленные решают бежать, бегство порождает преступление, одно за другим.

И тем не менее все хороши необыкновенно. Носят брендовую одежду, блещут умом. В меру коварны. Сильны, быстры, поджары (ни одного грамма целлюлита и прекрасный загар), к тому же — молоды, смертельно опасны и по-русски отчаянны. Неожиданные переходы от перестрелок и рукопашных схваток в тесном лифте к молчаливым слияниям в пятизвездочных отелях завершают картину. А рапиды с вертолета под хоровую русскую музыку? А белая яхта? А зеленые горы и синие воды Côte d'Azur?.. «Мебиус» задуман как романтически-интеллектуальный детектив и криминально-шпионская драма одновременно и в этой жанровой категории абсолютно отвечает запросу жаждущего подобного кино зрителя.

Кстати, режиссер не впервые обращается к теме личной жизни спецагентов: в 1994-м его картина «Патриоты», повествовавшая о нравственных трудностях совестливых агентов израильской разведки, уже была представлена публике в конкурсной программе Каннского фестиваля.
К тому же в его новом проекте есть особенность — новые русские, которые всех достали на ривьерах и взгорьях Европейского союза, наконец-то получают по заслугам. Конечно, в противовес многочисленным штампованным представлениям о злобных криминальных выходцах с просторов разваленной «империи зла» они в «Мебиусе» представлены невероятно харизматичными. Тим Рот, например, со своей фирменной ироничной проницательностью и нордической флегмой. А каков в мести?! Маркес был бы горд.
Агент 117 в ретропародийной дилогии Мишеля Хазанавичуса и принципиально немой Артист из «Артиста» того же режиссера, Дюжарден в «Мебиусе», наверное, впервые играет серьезного, даже мрачного, но такого страстного (по-Dostoevsky) человека. Григорий Любов, специалист по экономической разведке. С беспечным прищуром и ослепительной улыбкой, с бесконечной усталостью, грустью и сжатой, как пружина, стремительной яростью суперагента. Романтик, решивший сбежать с незримой войны. Вот уж поистине неожиданный поворот в карьере.

Много, необычно много русских актеров позвал в свой проект Эрик Рошан: Владимир Меньшов, Алексей Горбунов (мрачный и коварный секьюрити банкира — кстати, блестящая, глубокая игра). В фильме снялись также Дмитрий Назаров и Максим Виторган, который играет в картине героя по фамилии Собчак(!). И это лишний раз доказывает, что атмосфера в картине получилась вполне убедительная, аутентичная, по крайней мере, откровенных скандинавов с фамилиями Пушкин и Гоголь в кадре не выявлено, хотя Тим Рот и ругается матом с одесским акцентом, а Григорий пьет из горла теплую «Столичную». Кстати, секрет, который до сих пор не раскрыт. Почему Эрик Рошан предпочел не доверять ключевых ролей выходцам из постсоветского пространства? Роман Элис и Моисея окутан абсолютно европейским флером опасливой, пронзительной страстности, окаянная русская нежность соседствует с французским недоверием и авантюризмом. Привычки и манеры (кроме бутылки в засаленном портфеле) — говорят о глубокой погруженности агентов в легенду. Которая, хотя и стала второй натурой, не смогла окончательно погубить главную.

Как бы то ни было, нет оснований не доверять выбору много-опытного директора по подбору актеров «Мебиуса» Гиги Акоки, в 2011 году утвердившего безумный тандем Франсуа Клюзе и Омара Си в картине «1+1» Оливье Накаша и Эрика Толедано. Как нет и оснований сомневаться и в чутье на выигрыш самого Эрика Рошана, обладателя приза ФИПРЕССИ Венецианского кинофестиваля за социальную драму о двух братьях «Безжалостный мир».
«Мебиус» снимался в Украине, России, Бельгии, Люксембурге и Монако усилиями сразу нескольких кинокомпаний Франции, весьма опытных в международных кинопроектах. Например, Les Productions du Trésor («Концерт» Раду Михэйляну с Алексеем Гуськовым), и Récifilms, под брендом которой снята комедия «Девочки сверху: французский поцелуй» в 2006-м.
В российский прокат «Мебиус» выйдет уже в начале апреля, можно сказать, с первыми весенними ласточками, и, уверен, придется очень кстати алчущей романтики и саспенса публике…

Станислав Бенецкий

01.02.2013
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Книжный клуб
Book Club
2018, 16+, США, Комедия
Книжный клуб
Репродукция
Replicas
2017, 16+, США, Великобритания, Китай, Пуэрто-Рико, Фантастика, Триллер
Репродукция
По половому признаку
On the Basis of Sex
2018, США, Драма, Биография
По половому признаку
Галвестон
Galveston
2018, США, Боевик, Триллер, Драма, Криминал
Галвестон
Лондонские поля
London Fields
2017, Великобритания, США, Триллер, Детектив, Криминал
Лондонские поля
Зло
Malicious
2017, 18+, США, Ужасы, Триллер
Зло