Группа компаний Парадиз

("РОЛАН" №2 Март'2013)

На прошедшем в рамках 63-го Берлинале Европейском кинорынке дистрибьюторам, приобретшим права на территории Европы, был показан остросюжетный детективный триллер «Мебиус»- мощная история о преступной любовной страсти русского резидента и невольной (и двойной) агентши ЦРУ.


В главных ролях — обладатель премии «Оскар» прошлого года — Жан Дюжарден («Артист»), а также Тим Рот и Сесиль де Франс. В проекте приняли участие серьезные российские актеры — Владимир Меньшов, Алексей Горбунов, Дмитрий Назаров, Максим Виторган и другие. Дистрибьюторы остались довольны: по их мнению, зрителя ждет яркое зрелище.

...Панорама изнывающего от летнего солнца Монако, недопитая бутылка русской водки на тумбочке, мощный человек в слегка мятом костюме Zegna — на диване, белый носовой платок — на лице. Наплывом звучит «Ой, ты степь широкая...» в исполнении сурового мужского хора.Человек спит. Появляется стройная разведчица — на каблуках, в короткой юбке неизвестного дизайнера. Платок летит на пол, слегка небритый резидент просыпается, чтобы выслушать инструкции на безупречном французском. Бонд? Нет, Жан Дюжарден собственной персоной.

Итак, он просыпается, чтобы с ходу угодить в виток неожиданной страсти, который склеивает для него режиссер фильма «Мебиус» Эрик Рошан. Агент ФСБ (Жан Дюжарден) призван следить в Монако за русским олигархом по фамилии Ростовский (Тим Рот). Им в свою очередь неусыпно руководит герой Владимира Меньшова, генерал Черкашин, чей агент (стройная красавица-разведчица) вербует Элис (Сесиль де Франс) — трейдера из банка Ростовского (вербовка происходит, естественно, в элитном spa).
В результате Элис выходит на олигарха и уговаривает его дать ей шанс в новом проекте. Усилий прилагать почти не приходится: Элис — само воплощение мечты нувориша средних лет: худая, но не тощая, молодая, но не слишком юная, безупречно одетая и невероятно умная. Телохранитель банкира не доверяет Элис, но поздно, банкир, как говорится, fеllinlove. Чувствуя, что девушка что-то недоговаривает, резидент решается на запрещенный ход — лично встречается с Элис. Но вместо серьезного рабочего разговора между ними случается... русская страсть.
Герой Дюжардена обречен: посмотрите на него — он просто не может не впасть в омут, который ему, сужден. Он — по решению режиссера, по всей видимости, влюбленного в Россию, — русский, и этим все сказано. Он — небритый, помятый, но с идеальным маникюром. Она — блондинка со стальными глазами, также понимает, что обречена, и все равно бессознательно влечет его в гибельный водоворот. «Ты — подарок...» — шепчет она ему, и его сердце, тоскующее по душевной теплоте, несется вскачь.
Элис дает ему свое (любовное) имя — Моисей, и он послушно ведет ее через пустыню жизни без любви. Сугубо профессиональное постепенно уступает в нем человеческому. Он забывает о работе и о том, что должен принудить Элис подставить Ростовского.
А где любовь, как вы сами понимаете, там и месть... И тогда влюбленные решают бежать, бегство порождает преступление, одно за другим.

И тем не менее все хороши необыкновенно. Носят брендовую одежду, блещут умом. В меру коварны. Сильны, быстры, поджары (ни одного грамма целлюлита и прекрасный загар), к тому же — молоды, смертельно опасны и по-русски отчаянны. Неожиданные переходы от перестрелок и рукопашных схваток в тесном лифте к молчаливым слияниям в пятизвездочных отелях завершают картину. А рапиды с вертолета под хоровую русскую музыку? А белая яхта? А зеленые горы и синие воды Côte d'Azur?.. «Мебиус» задуман как романтически-интеллектуальный детектив и криминально-шпионская драма одновременно и в этой жанровой категории абсолютно отвечает запросу жаждущего подобного кино зрителя.

Кстати, режиссер не впервые обращается к теме личной жизни спецагентов: в 1994-м его картина «Патриоты», повествовавшая о нравственных трудностях совестливых агентов израильской разведки, уже была представлена публике в конкурсной программе Каннского фестиваля.
К тому же в его новом проекте есть особенность — новые русские, которые всех достали на ривьерах и взгорьях Европейского союза, наконец-то получают по заслугам. Конечно, в противовес многочисленным штампованным представлениям о злобных криминальных выходцах с просторов разваленной «империи зла» они в «Мебиусе» представлены невероятно харизматичными. Тим Рот, например, со своей фирменной ироничной проницательностью и нордической флегмой. А каков в мести?! Маркес был бы горд.
Агент 117 в ретропародийной дилогии Мишеля Хазанавичуса и принципиально немой Артист из «Артиста» того же режиссера, Дюжарден в «Мебиусе», наверное, впервые играет серьезного, даже мрачного, но такого страстного (по-Dostoevsky) человека. Григорий Любов, специалист по экономической разведке. С беспечным прищуром и ослепительной улыбкой, с бесконечной усталостью, грустью и сжатой, как пружина, стремительной яростью суперагента. Романтик, решивший сбежать с незримой войны. Вот уж поистине неожиданный поворот в карьере.

Много, необычно много русских актеров позвал в свой проект Эрик Рошан: Владимир Меньшов, Алексей Горбунов (мрачный и коварный секьюрити банкира — кстати, блестящая, глубокая игра). В фильме снялись также Дмитрий Назаров и Максим Виторган, который играет в картине героя по фамилии Собчак(!). И это лишний раз доказывает, что атмосфера в картине получилась вполне убедительная, аутентичная, по крайней мере, откровенных скандинавов с фамилиями Пушкин и Гоголь в кадре не выявлено, хотя Тим Рот и ругается матом с одесским акцентом, а Григорий пьет из горла теплую «Столичную». Кстати, секрет, который до сих пор не раскрыт. Почему Эрик Рошан предпочел не доверять ключевых ролей выходцам из постсоветского пространства? Роман Элис и Моисея окутан абсолютно европейским флером опасливой, пронзительной страстности, окаянная русская нежность соседствует с французским недоверием и авантюризмом. Привычки и манеры (кроме бутылки в засаленном портфеле) — говорят о глубокой погруженности агентов в легенду. Которая, хотя и стала второй натурой, не смогла окончательно погубить главную.

Как бы то ни было, нет оснований не доверять выбору много-опытного директора по подбору актеров «Мебиуса» Гиги Акоки, в 2011 году утвердившего безумный тандем Франсуа Клюзе и Омара Си в картине «1+1» Оливье Накаша и Эрика Толедано. Как нет и оснований сомневаться и в чутье на выигрыш самого Эрика Рошана, обладателя приза ФИПРЕССИ Венецианского кинофестиваля за социальную драму о двух братьях «Безжалостный мир».
«Мебиус» снимался в Украине, России, Бельгии, Люксембурге и Монако усилиями сразу нескольких кинокомпаний Франции, весьма опытных в международных кинопроектах. Например, Les Productions du Trésor («Концерт» Раду Михэйляну с Алексеем Гуськовым), и Récifilms, под брендом которой снята комедия «Девочки сверху: французский поцелуй» в 2006-м.
В российский прокат «Мебиус» выйдет уже в начале апреля, можно сказать, с первыми весенними ласточками, и, уверен, придется очень кстати алчущей романтики и саспенса публике…

Станислав Бенецкий

01.02.2013