МАЙКЛ БЭЙ. КИНО ПОТОМ И КРОВЬЮ



("РОЛАН" №3 Апрель'2013)

Беспроигрышный режиссер. Первая десятка его самых крупных картин собрала в прокате 3,5 млрд. долларов, и каждый из них возглавлял топ-лист бокс-офисов года. И вот на экранах — его очередной суперпроект — комедия «Кровью и потом: Анаболики», главные роли в котором сыграли Марк Уолберг и Дуэйн Джонсон…

«Оскары» и тинейджеры
Штурмовать бастион высшей американской кинонаграды Бэй продолжал всегда: его канонически лубочная экшен-драма «Перл Харбор» с Беном Афлеком и Кейт Бекинсейл штурмом взяла заветную статуэтку. Причем досталась она… звуковым режиссерам картины. Оказывается, Бэй в своих проектах традиционно делает очень сильный упор на музыкальное сопровождение: четыре номинации на «Оскар» у «Армагеддона» и столько же у «Перл Харбора» были как раз в области лучшей заглавной песни, звукорежиссуры и спецэффектов. Бэй вообще склонен к клиповым приемам монтажа, замедленным и ускоренным съемкам, сложным трюкам и подлинным, а не цифровым спецэффектам, а также является упорным поборником политики продакт-плейсмент в кино.
Кино для Майкла по-прежнему захватывающее приключение, не работа, но призвание и карьера. «Я делаю кино для тинейджеров, подумаешь, какое преступление! — иронизирует Майкл. — Не всякий режиссер захочет ответственности и давления, которые оказывают на режиссера фильмы с бюджетом вроде «Перл Харбор». Меня же это только вдохновляет!»
Действительно, вдохновляют Майкла истории все более и более мифические: франшиза «Трансформеры», сверхуспешная у публики до 13 лет, философская антиутопия «Остров» (2005) с Эваном Мак Грегором и Скарлетт Йоханссон в главных ролях.
В чем тут секрет? Может быть, в его детстве?

Оливер Твист навсегда
Подтянутый, интеллигентно-чопорный продюсер, экстравагантный режиссер и актер ряда мелких, но выразительных эпизодов, Майкл Бэй — если не воплощение американской мечты, то ее максимально убедительная иллюстрация. Усыновленный в семью потомственных иммигрантов с русским дедушкой в предыстории, Майкл начал карьеру в кинематографе с абсолютного нуля. В пятнадцать ему довелось поработать на графической раскадровке культового фильма «Индиана Джонс. В поисках утраченного Ковчега» Стивена Спилберга. Ему тогда казалось, что это будет полная чушь, однако когда он увидел результат на большом экране, навсегда влюбился в кино.
А дальше классический титан Голливуда Майкл Бэй честно прошагал все ступеньки на пути своего восхождения.
В 1990-х — снимал музыкальные видео (Тина Тернер, Лайонел Риччи) и рекламу, получил каннскую награду за серию роликов для известной пивной марки и награду от международного центра рекламных исследований Gran Prix за самый расхожий мем и хит медиаиндустрии ролик «Молоко есть?». Еще до возникновения YouТube и соцсетей история о смотрителе музея, который упустил 10 тысяч долларов, потому что не смог запить молоком бутерброд, оброс множеством пародий и повторений с участием различных знаменитостей — от Дуэйна Джонсона до Джессики Альбы и Сальмы Хайек.

Зритель голосует
Майкл Бэй начал снимать полнометражные картины в 1995-м, когда получил признание Американской гильдии режиссеров как лучший рекламщик. В новом жанре Бэй тоже начинал с места в карьер — его фильм «Плохие парни» окупился более трех раз, собрал 65 миллионов долларов и стал трамплином для неувядающей уже без малого двадцать лет звезды Уилла Смита. Жизнерадостный дуэт чернокожих актеров Уилла Смита и Мартина Лоуренса, изобразивших полицейских под прикрытием, был принят зрителями, как будто они были их родственниками — не меньше. Последовавший в 2003 году сиквел картины был снят уже за 141 миллион, и… тоже окупился. Вообще все проекты Майкла Бэя с лихвой окупаются в прокате, стабильно собирая более ста миллионов.
Следующий фильм Бэя вышел на экраны уже через год. Масштабный экшен «Скала» повествовал о безумной команде морпехов под водительством героя Эда Харриса, вооруженных химическим оружием и взявших в заложники туристов на знаменитом острове-тюрьме Алькатрас. Николас Кейдж играет военного химика, а Шон Коннери — бывшего заключенного, английского спецагента, который знает легендарную тюрьму как свои пять пальцев, потому что в свое время умудрился бежать оттуда. Жарко испеченная картина с огромным количеством взрывов, агрессии и злобного противостояния заработала в мировом прокате более 300 миллионов, окупившись более чем трижды.
Выйдя на новый уровень, Майкл Бэй стал действовать с еще большим цинизмом: в новой фантастической предапокалиптической драме «Армагеддон» он собрал в одной истории героев Брюса Уиллиса, Лив Тайлер, Боба Торнтона и Бена Аффлека, оттенив их блеск вычурными и специфичными героями Стива Бушеми и Оуэна Уилсона. Драматический боевик о судорож- ных попытках специалистов НАСА взорвать приближающийся к земле астероид величиной со штат Техас был четырежды номинирован на премию «Оскар».

Анаболики
И вот наконец — полная тестостерона криминальная комедия «Кровью и потом: Анаболики». Эта картина выйдет в прокат весной 2013-го, и, наверное, ее можно было бы назвать по-русски «БоДебилдеры». В «Кровью и потом» в неожиданном амплуа незадачливых качков, решившихся похитить разбогатевшего завсегдатая фитнес-центра, выступили Марк Уолберг и Дуэйн Скала Джонсон. Фильм обещает гомерический хохот и динамику лучших американских комедий.

Стиль и бизнес
Майкл Бэй весьма талантлив и как бизнес-мен, и как продюсер. Многомиллионные гонорары он вкладывает в свой продюсерский дом The Institute и бюро по разработке спецэффектов Digital Domain. Правда, последнее пришлось продать в сентябре 2012-го ввиду всеобщего финан-сового кризиса. Производство Бэя успело получить признание Американской киноакадемии не только за работу над визуальными спецэффектами («Куда приводят мечты», «Титаник»), но и за ряд технических изобретений, успешно применяемых в кино сегодня, а также за звукорежиссуру.
Отличительной особенностью стиля Бэя стало нарочитое отсутствие авторского начала и предельное погружение в динамику первозданного, идеального, похожего на сон в своей летучей легкомыс- ленности и выразительной магии экшена.
Фильмы Бэя — масштабные, эпохальные, всегда превышающие рядовой тайминг, воплощающие актуальные тенденции стиля и идеальные жанровые срезы.
Конечно, в картинах Майкла не стоит искать артхаусной экзистенциальной пронзительности, но завораживающего действия, породистого, высокобюджетного саспенса и вдохновенного драйва в них через край.

Станислав Бенецкий

30.11.-0001
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Отель Мумбаи
Hotel Mumbai
2018, Австралия, США, Триллер, Драма, Исторический
Отель Мумбаи
Бил и Тэд
Bill & Ted Face the Music
2019, США, Комедия, Музыкальный фильм, Фантастика
Бил и Тэд
Этим летом
Summer '03
2018, США, Комедия
Этим летом
Химера
Braid
2018, США, Ужасы, Триллер, Детектив
Химера
По половому признаку
On the Basis of Sex
2018, США, Драма, Биография
По половому признаку
Пляжный бездельник
Beach Bum, The
2018, США, Комедия
Пляжный бездельник