Группа компаний Парадиз

("РОЛАН" №3 Апрель'2013)

Беспроигрышный режиссер. Первая десятка его самых крупных картин собрала в прокате 3,5 млрд. долларов, и каждый из них возглавлял топ-лист бокс-офисов года. И вот на экранах — его очередной суперпроект — комедия «Кровью и потом: Анаболики», главные роли в котором сыграли Марк Уолберг и Дуэйн Джонсон…

«Оскары» и тинейджеры
Штурмовать бастион высшей американской кинонаграды Бэй продолжал всегда: его канонически лубочная экшен-драма «Перл Харбор» с Беном Афлеком и Кейт Бекинсейл штурмом взяла заветную статуэтку. Причем досталась она… звуковым режиссерам картины. Оказывается, Бэй в своих проектах традиционно делает очень сильный упор на музыкальное сопровождение: четыре номинации на «Оскар» у «Армагеддона» и столько же у «Перл Харбора» были как раз в области лучшей заглавной песни, звукорежиссуры и спецэффектов. Бэй вообще склонен к клиповым приемам монтажа, замедленным и ускоренным съемкам, сложным трюкам и подлинным, а не цифровым спецэффектам, а также является упорным поборником политики продакт-плейсмент в кино.
Кино для Майкла по-прежнему захватывающее приключение, не работа, но призвание и карьера. «Я делаю кино для тинейджеров, подумаешь, какое преступление! — иронизирует Майкл. — Не всякий режиссер захочет ответственности и давления, которые оказывают на режиссера фильмы с бюджетом вроде «Перл Харбор». Меня же это только вдохновляет!»
Действительно, вдохновляют Майкла истории все более и более мифические: франшиза «Трансформеры», сверхуспешная у публики до 13 лет, философская антиутопия «Остров» (2005) с Эваном Мак Грегором и Скарлетт Йоханссон в главных ролях.
В чем тут секрет? Может быть, в его детстве?

Оливер Твист навсегда
Подтянутый, интеллигентно-чопорный продюсер, экстравагантный режиссер и актер ряда мелких, но выразительных эпизодов, Майкл Бэй — если не воплощение американской мечты, то ее максимально убедительная иллюстрация. Усыновленный в семью потомственных иммигрантов с русским дедушкой в предыстории, Майкл начал карьеру в кинематографе с абсолютного нуля. В пятнадцать ему довелось поработать на графической раскадровке культового фильма «Индиана Джонс. В поисках утраченного Ковчега» Стивена Спилберга. Ему тогда казалось, что это будет полная чушь, однако когда он увидел результат на большом экране, навсегда влюбился в кино.
А дальше классический титан Голливуда Майкл Бэй честно прошагал все ступеньки на пути своего восхождения.
В 1990-х — снимал музыкальные видео (Тина Тернер, Лайонел Риччи) и рекламу, получил каннскую награду за серию роликов для известной пивной марки и награду от международного центра рекламных исследований Gran Prix за самый расхожий мем и хит медиаиндустрии ролик «Молоко есть?». Еще до возникновения YouТube и соцсетей история о смотрителе музея, который упустил 10 тысяч долларов, потому что не смог запить молоком бутерброд, оброс множеством пародий и повторений с участием различных знаменитостей — от Дуэйна Джонсона до Джессики Альбы и Сальмы Хайек.

Зритель голосует
Майкл Бэй начал снимать полнометражные картины в 1995-м, когда получил признание Американской гильдии режиссеров как лучший рекламщик. В новом жанре Бэй тоже начинал с места в карьер — его фильм «Плохие парни» окупился более трех раз, собрал 65 миллионов долларов и стал трамплином для неувядающей уже без малого двадцать лет звезды Уилла Смита. Жизнерадостный дуэт чернокожих актеров Уилла Смита и Мартина Лоуренса, изобразивших полицейских под прикрытием, был принят зрителями, как будто они были их родственниками — не меньше. Последовавший в 2003 году сиквел картины был снят уже за 141 миллион, и… тоже окупился. Вообще все проекты Майкла Бэя с лихвой окупаются в прокате, стабильно собирая более ста миллионов.
Следующий фильм Бэя вышел на экраны уже через год. Масштабный экшен «Скала» повествовал о безумной команде морпехов под водительством героя Эда Харриса, вооруженных химическим оружием и взявших в заложники туристов на знаменитом острове-тюрьме Алькатрас. Николас Кейдж играет военного химика, а Шон Коннери — бывшего заключенного, английского спецагента, который знает легендарную тюрьму как свои пять пальцев, потому что в свое время умудрился бежать оттуда. Жарко испеченная картина с огромным количеством взрывов, агрессии и злобного противостояния заработала в мировом прокате более 300 миллионов, окупившись более чем трижды.
Выйдя на новый уровень, Майкл Бэй стал действовать с еще большим цинизмом: в новой фантастической предапокалиптической драме «Армагеддон» он собрал в одной истории героев Брюса Уиллиса, Лив Тайлер, Боба Торнтона и Бена Аффлека, оттенив их блеск вычурными и специфичными героями Стива Бушеми и Оуэна Уилсона. Драматический боевик о судорож- ных попытках специалистов НАСА взорвать приближающийся к земле астероид величиной со штат Техас был четырежды номинирован на премию «Оскар».

Анаболики
И вот наконец — полная тестостерона криминальная комедия «Кровью и потом: Анаболики». Эта картина выйдет в прокат весной 2013-го, и, наверное, ее можно было бы назвать по-русски «БоДебилдеры». В «Кровью и потом» в неожиданном амплуа незадачливых качков, решившихся похитить разбогатевшего завсегдатая фитнес-центра, выступили Марк Уолберг и Дуэйн Скала Джонсон. Фильм обещает гомерический хохот и динамику лучших американских комедий.

Стиль и бизнес
Майкл Бэй весьма талантлив и как бизнес-мен, и как продюсер. Многомиллионные гонорары он вкладывает в свой продюсерский дом The Institute и бюро по разработке спецэффектов Digital Domain. Правда, последнее пришлось продать в сентябре 2012-го ввиду всеобщего финан-сового кризиса. Производство Бэя успело получить признание Американской киноакадемии не только за работу над визуальными спецэффектами («Куда приводят мечты», «Титаник»), но и за ряд технических изобретений, успешно применяемых в кино сегодня, а также за звукорежиссуру.
Отличительной особенностью стиля Бэя стало нарочитое отсутствие авторского начала и предельное погружение в динамику первозданного, идеального, похожего на сон в своей летучей легкомыс- ленности и выразительной магии экшена.
Фильмы Бэя — масштабные, эпохальные, всегда превышающие рядовой тайминг, воплощающие актуальные тенденции стиля и идеальные жанровые срезы.
Конечно, в картинах Майкла не стоит искать артхаусной экзистенциальной пронзительности, но завораживающего действия, породистого, высокобюджетного саспенса и вдохновенного драйва в них через край.

Станислав Бенецкий

30.11.-0001