СТАРТАП. Продюсер Ирина Смолко



 


("РОЛАН" №7 Сентябрь'2013)

В конце ноября в прокат выходит фильм об одном из самых успешных российских проектов в области компьютерных технологий — «Стартап». История успеха, которая началась в лихие девяностые и достигла своей кульминации в современной России. Режиссер фильма Роман Каримов, известный зрителю по «Неадекватным людям» и фильму «Вдребезги!», — зрителю стоит ждать от этой ленты яркой и острой истории, рассказанной с присущим Каримову драйвом и чувством юмора.
Еще до начала съемок фильм породил огромное количество вопросов и споров, а специфика темы привела к некоему налету таинственности. Продюсер «Стартапа» Ирина Смолко («Двадцать сигарет») согласилась раскрыть несколько секретов, связанных с этим громким проектом.

- Расскажите, где проходили съемки фильма «Стартап». Говорят, в Москве были задействованы какие-то феерические павильонные декорации?
- Момент середины съемок нашего фильма, так называемый экватор, пришелся на работу в большом павильоне, который был построен специально на площадях арт-комплекса «Флакон»…
- Культовое местечко…
- Да. Нам пришлось строить там декорацию, поскольку действие сценария происходит в двух временных пластах — в современности и в 90-х годах прошлого века. Нам пришлось, с одной стороны, восстанавливать время девяностых, а с другой  — строить и снимать что-то, относящееся к современности, к сегодняшнему этапу существования Компании в фильме. Обойти эти сцены было невозможно, поэтому пришлось строить, ведь выселять людей из реального офиса, который нас интересовал, на целую неделю съемок было нереально.
В итоге мы построили на «Флаконе» большой современный офис, который придумали наши художники — Ульяна Рябова и ее помощники. Ульяна — очень интересный кинохудожник, она делала еще первый «Бумер», делала «Русалку» для Анны Меликян, делала «Домового», «Снежного ангела». Креативность и творческие возможности у нее колоссальные, и, когда я вошла в офис Компании, который она построила на «Флаконе», я была потрясена. Уж на что я много бываю в современных офисах, поэтому имею представление о том, как это все должно выглядеть, но то, что сделали наши художники, впечатлило даже меня. Мы очень интенсивно эксплуатировали эту замечательную декорацию, после чего съемочная группа снова окунулась в девяностые.
В поле зрения нашего оператора Максима Осадчего оказался ангар, в котором все начиналось и в котором работала первая группа людей, создавшая Компанию. Днем они работали над сборкой компьютеров для нашего, тогда пустого и бездонного рынка, а ночью на этих же компьютерах программировали то, что потом было названо удачным стартапом. Поэтому художники, актеры и вся группа за короткое время испытали на себе такой мощный перепад, но всем очень понравилась работа в обоих этих пространствах.
- Как вы нашли режиссера — Романа Каримова?
- На фестивале в Выборге. Это был фильм «Неадекватные люди», и я пришла на просмотр по двум причинам: во-первых, потому что это фестиваль и на нем нужно смотреть кино, и во-вторых — потому что там главную роль играл Илья Любимов. Этот актер впервые появился на киноэкране в «20 сигаретах», который я продюсировала, и это была вообще его первая роль в большом кино. А перед этим я увидела Любимова в спектакле Фоменко, где он играл роль князя Болконского. Поэтому мне было интересно, что это за молодой режиссер, заметивший актера, которого я тоже считаю очень талантливым. После Выборга мы стали с Романом общаться и сотрудничать по каким-то небольшим проектам. «Стартап» — осознан-ный выбор во всем. Я, как продюсер, совершенно точно знала, что Роман дол-жен снимать этот фильм. У нас там никто не убивает, не бегает и не дерется, это не стрелялка, а в большей мере интеллектуальное кино. Но именно Роман это умеет снимать ярко, и то, что он делает в диалогах, часто импровизируя прямо на площадке, конечно, сделало фильм очень живым.
- «Вдребезги!» — второй фильм Романа Каримова — не отпугнул вас от этого режиссера? Там как раз много крови, оружие стреляет, люди пропадают, машины бьются, кругом маньяки, убийцы…
- Меня как продюсера этот фильм не отпугнул, потому что такой разброс в материале говорит о том, что у Романа диапазон шире, чем у многих маститых режиссеров.
- Например?
- Да, например, у Вуди Аллена… В смысле работы в разных жанрах Роман гораздо смелее…
- Хороший комплимент для молодого режиссера… А что вы можете сказать об актерах? Среди них, насколько известно, тоже есть молодые дарования...
- Главную роль у нас играет Евгений Ткачук, невероятно сильный и интересный актер. В этом году он сыграл главную роль в крупном телевизионном фильме Первого канала, который скоро появится на экранах. Он много играл в сериалах, например сыграл главную роль в сериале «Жизнь и приключения Мишки Япон-чика», и в арт-проектах, которые не очень хорошо известны зрителю, например в фильме «Зимний путь». Второй человек, с которым у Ткачука сразу сложился дуэт и появилась некая химия, — Шамиль Хаматов, он тоже много играл, хотя, возможно, не столь известен, как Евгений. Например, у него есть интересные работы в фильмах «Невеста» и «Продавец игрушек», где Шамиль сыграл с Пьером Ришаром.
- Оператор «Стартапа» тоже заслуживает всяческих похвал.
- Максим Осадчий. Для успеха этого фильма не хватало именно этих двух составляющих — живости Романа Каримова и камеры Максима Осадчего. Потому что именно для этого сценария очень важно, как все будет выглядеть на экране. С Мак-симом мы можем за эту часть нашей общей работы не беспокоиться — он все сделает профессионально.
- А можно конкретизировать, немного приоткрыть тайну над сценарием... Что там происходит?
- Наши герои делают поисковик. Понятно, что в голову тут же приходит известная всем реальная российская компания. Мы брали интервью у всех ведущих специалистов компании, и мы использовали в своем сценарии некоторые вещи, имевшие место в действительности, которые были нам рассказаны. Главные персонажи и повороты — все привнесено людьми, которые создавали сценарий, отталкиваясь от различных реальных историй и нюансов. Но все-таки «Стартап» — это кино, художественный фильм с вымышленным сюжетом, написанным известным сценаристом Дмитрием Соболевым («Остров», «20 сигарет», «Перемирие»).
- В это сложно поверить, настолько жизненная история отражена в фильме и настолько ярко играют главные герои. Во всяком случае, иллюзию достоверности вам создать удалось.
- Для того чтобы быть в курсе всех этих тонкостей, мы взяли еще порядка тридцати интервью у руководителей других компаний, которые занимались тем же самым, примерно в то же время, при тех же условиях. Например, мало кто знает, но компания «Параллели» в России известна меньше, а за рубежом в основном знают именно ее и пользуются ее продуктами значительно больше, чем, скажем «Яндек- сом». Поэтому образ Компании в фильме «Стартап» получился собирательным.
- В вашем фильме есть love-story или некий семейный конфликт, способный привлечь зрителя, весьма далекого от компьютерных технологий и превратностей экстремального российского бизнеса?
- Да, конечно. Наши герои — живые, молодые люди, и перед нами разворачивается не только сюжет развития их дела, а вся жизнь. Во-первых, мы видим историю непростых, но интересных отношений между героями. И, конечно, в жизни каждого есть любовь. Жену главного героя играет замечательная молодая актриса Иева Андреевайте. Ее нашел наш режиссер, который уже прославился своим точным попаданием с героиней в «Неадекват- ных людях». Иева пока малоизвестна, но я уверена, что ее роль жены главного героя оценят зрители.
- Чем отличается ваш фильм от, скажем, «ПираМММиды»? Там тоже есть недавний исторический контекст, животрепещущая тема, острая человеческая история, в некотором смысле тоже удачный стартап...
- Наши герои в девяностые вкладывали все свои силы и ресурсы в создание чего-то, что не было очевидным, — в продукт, которого не было. Они были математиками, и им хотелось создать что-то, что нужно людям. О таких во времена «МММ» говорили: «Если ты такой умный, то где твои деньги?» Ответ понятен только сейчас… И он есть в фильме.
Беседовала Татьяна Дрома

30.11.-0001
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Фагот
2018, 18+, Россия, Комедия
Фагот
Галвестон
Galveston
2018, 18+, США, Боевик, Триллер, Драма, Криминал
Галвестон
Вернуть Бена
Ben is Back
2018, США, Драма
Вернуть Бена
Братья Систерс
Sisters Brothers, The
2018, США, Франция, Испания, Комедия, Приключения, Боевик, Драма
Братья Систерс
Помешанный на времени
Time Freak
2019, США, Романтическая комедия
Помешанный на времени
Пышка
Dumplin'
2018, США, Мюзикл, Драма, Комедия
Пышка