("РОЛАН" №7 Сентябрь'2013)

В конце ноября в прокат выходит фильм об одном из самых успешных российских проектов в области компьютерных технологий — «Стартап». История успеха, которая началась в лихие девяностые и достигла своей кульминации в современной России. Режиссер фильма Роман Каримов, известный зрителю по «Неадекватным людям» и фильму «Вдребезги!», — зрителю стоит ждать от этой ленты яркой и острой истории, рассказанной с присущим Каримову драйвом и чувством юмора.
Еще до начала съемок фильм породил огромное количество вопросов и споров, а специфика темы привела к некоему налету таинственности. Продюсер «Стартапа» Ирина Смолко («Двадцать сигарет») согласилась раскрыть несколько секретов, связанных с этим громким проектом.

- Расскажите, где проходили съемки фильма «Стартап». Говорят, в Москве были задействованы какие-то феерические павильонные декорации?
- Момент середины съемок нашего фильма, так называемый экватор, пришелся на работу в большом павильоне, который был построен специально на площадях арт-комплекса «Флакон»…
- Культовое местечко…
- Да. Нам пришлось строить там декорацию, поскольку действие сценария происходит в двух временных пластах — в современности и в 90-х годах прошлого века. Нам пришлось, с одной стороны, восстанавливать время девяностых, а с другой  — строить и снимать что-то, относящееся к современности, к сегодняшнему этапу существования Компании в фильме. Обойти эти сцены было невозможно, поэтому пришлось строить, ведь выселять людей из реального офиса, который нас интересовал, на целую неделю съемок было нереально.
В итоге мы построили на «Флаконе» большой современный офис, который придумали наши художники — Ульяна Рябова и ее помощники. Ульяна — очень интересный кинохудожник, она делала еще первый «Бумер», делала «Русалку» для Анны Меликян, делала «Домового», «Снежного ангела». Креативность и творческие возможности у нее колоссальные, и, когда я вошла в офис Компании, который она построила на «Флаконе», я была потрясена. Уж на что я много бываю в современных офисах, поэтому имею представление о том, как это все должно выглядеть, но то, что сделали наши художники, впечатлило даже меня. Мы очень интенсивно эксплуатировали эту замечательную декорацию, после чего съемочная группа снова окунулась в девяностые.
В поле зрения нашего оператора Максима Осадчего оказался ангар, в котором все начиналось и в котором работала первая группа людей, создавшая Компанию. Днем они работали над сборкой компьютеров для нашего, тогда пустого и бездонного рынка, а ночью на этих же компьютерах программировали то, что потом было названо удачным стартапом. Поэтому художники, актеры и вся группа за короткое время испытали на себе такой мощный перепад, но всем очень понравилась работа в обоих этих пространствах.
- Как вы нашли режиссера — Романа Каримова?
- На фестивале в Выборге. Это был фильм «Неадекватные люди», и я пришла на просмотр по двум причинам: во-первых, потому что это фестиваль и на нем нужно смотреть кино, и во-вторых — потому что там главную роль играл Илья Любимов. Этот актер впервые появился на киноэкране в «20 сигаретах», который я продюсировала, и это была вообще его первая роль в большом кино. А перед этим я увидела Любимова в спектакле Фоменко, где он играл роль князя Болконского. Поэтому мне было интересно, что это за молодой режиссер, заметивший актера, которого я тоже считаю очень талантливым. После Выборга мы стали с Романом общаться и сотрудничать по каким-то небольшим проектам. «Стартап» — осознан-ный выбор во всем. Я, как продюсер, совершенно точно знала, что Роман дол-жен снимать этот фильм. У нас там никто не убивает, не бегает и не дерется, это не стрелялка, а в большей мере интеллектуальное кино. Но именно Роман это умеет снимать ярко, и то, что он делает в диалогах, часто импровизируя прямо на площадке, конечно, сделало фильм очень живым.
- «Вдребезги!» — второй фильм Романа Каримова — не отпугнул вас от этого режиссера? Там как раз много крови, оружие стреляет, люди пропадают, машины бьются, кругом маньяки, убийцы…
- Меня как продюсера этот фильм не отпугнул, потому что такой разброс в материале говорит о том, что у Романа диапазон шире, чем у многих маститых режиссеров.
- Например?
- Да, например, у Вуди Аллена… В смысле работы в разных жанрах Роман гораздо смелее…
- Хороший комплимент для молодого режиссера… А что вы можете сказать об актерах? Среди них, насколько известно, тоже есть молодые дарования...
- Главную роль у нас играет Евгений Ткачук, невероятно сильный и интересный актер. В этом году он сыграл главную роль в крупном телевизионном фильме Первого канала, который скоро появится на экранах. Он много играл в сериалах, например сыграл главную роль в сериале «Жизнь и приключения Мишки Япон-чика», и в арт-проектах, которые не очень хорошо известны зрителю, например в фильме «Зимний путь». Второй человек, с которым у Ткачука сразу сложился дуэт и появилась некая химия, — Шамиль Хаматов, он тоже много играл, хотя, возможно, не столь известен, как Евгений. Например, у него есть интересные работы в фильмах «Невеста» и «Продавец игрушек», где Шамиль сыграл с Пьером Ришаром.
- Оператор «Стартапа» тоже заслуживает всяческих похвал.
- Максим Осадчий. Для успеха этого фильма не хватало именно этих двух составляющих — живости Романа Каримова и камеры Максима Осадчего. Потому что именно для этого сценария очень важно, как все будет выглядеть на экране. С Мак-симом мы можем за эту часть нашей общей работы не беспокоиться — он все сделает профессионально.
- А можно конкретизировать, немного приоткрыть тайну над сценарием... Что там происходит?
- Наши герои делают поисковик. Понятно, что в голову тут же приходит известная всем реальная российская компания. Мы брали интервью у всех ведущих специалистов компании, и мы использовали в своем сценарии некоторые вещи, имевшие место в действительности, которые были нам рассказаны. Главные персонажи и повороты — все привнесено людьми, которые создавали сценарий, отталкиваясь от различных реальных историй и нюансов. Но все-таки «Стартап» — это кино, художественный фильм с вымышленным сюжетом, написанным известным сценаристом Дмитрием Соболевым («Остров», «20 сигарет», «Перемирие»).
- В это сложно поверить, настолько жизненная история отражена в фильме и настолько ярко играют главные герои. Во всяком случае, иллюзию достоверности вам создать удалось.
- Для того чтобы быть в курсе всех этих тонкостей, мы взяли еще порядка тридцати интервью у руководителей других компаний, которые занимались тем же самым, примерно в то же время, при тех же условиях. Например, мало кто знает, но компания «Параллели» в России известна меньше, а за рубежом в основном знают именно ее и пользуются ее продуктами значительно больше, чем, скажем «Яндек- сом». Поэтому образ Компании в фильме «Стартап» получился собирательным.
- В вашем фильме есть love-story или некий семейный конфликт, способный привлечь зрителя, весьма далекого от компьютерных технологий и превратностей экстремального российского бизнеса?
- Да, конечно. Наши герои — живые, молодые люди, и перед нами разворачивается не только сюжет развития их дела, а вся жизнь. Во-первых, мы видим историю непростых, но интересных отношений между героями. И, конечно, в жизни каждого есть любовь. Жену главного героя играет замечательная молодая актриса Иева Андреевайте. Ее нашел наш режиссер, который уже прославился своим точным попаданием с героиней в «Неадекват- ных людях». Иева пока малоизвестна, но я уверена, что ее роль жены главного героя оценят зрители.
- Чем отличается ваш фильм от, скажем, «ПираМММиды»? Там тоже есть недавний исторический контекст, животрепещущая тема, острая человеческая история, в некотором смысле тоже удачный стартап...
- Наши герои в девяностые вкладывали все свои силы и ресурсы в создание чего-то, что не было очевидным, — в продукт, которого не было. Они были математиками, и им хотелось создать что-то, что нужно людям. О таких во времена «МММ» говорили: «Если ты такой умный, то где твои деньги?» Ответ понятен только сейчас… И он есть в фильме.
Беседовала Татьяна Дрома

30.11.-0001