Юрий Гладильщиков рассказывает о предстоящем фестивале «Справочник грез-2017»
Начиная с 2008-го в кинотеатре «Ролан» проходит ежегодный фестиваль «Справочник грез». Точно так же называется путеводитель по лучшему современному кино, который написал одих из самых известных отечественных кинокритиков Юрий Гладильщиков. Именно он – вдохновитель и идеолог фестивале «Справочник грез».
В этот раз фестиваль состоится в «Ролане» в субботу 1 апреля. Пусть вас не смущает дата – это не шутка.
«Справочник грез» - уникальный пример однодневного кинофорума. Его цель - сопоставить логику, реальную ценность и честность различных кинонаград, а также вкусы тех зрителей, которые считают себя киноманами. Ведь в кино нет единых критериев. Это не биатлон. У каждого фестиваля, каждой кинопремии (у Каннского фестиваля, у «Оскара», у Европейской киноакадемии) свои взгляды, идеология, интриги, игры, собственная система ценностей. Но главная задача «Справочника грез»: показать лучшие фильмы года, которые вы могли по тем или иным причинам пропустить, и объяснить, как и зачем их смотреть.
Все фильмы демонстрируются в оригинальных копиях с русскими субтитрами. Все представляет куратор фестиваля Юрий Гладильщиков. После каждого сеанса – обсуждение (кроме самого последнего: поздний час препятствует серьезным дискуссиям). В антрактах - неформальное общение.
Куратор «Справочника грез» считает программу-2017 одной из самых интересных за последние годы.
12.00 – «Тони Эрдманн»
Режиссер Марен Аде, Германия-Австрия-Швейцария-Румыния, 162 минуты
Во время просмотра «Эрдманна» зал каннского кинофестиваля постоянно хохотал и устраивал овации. Хотя это не комедия, а драма – о взаимоотношениях немецкого отца, по натуре клоуна, и его рациональной дочери, которая должна, многих уволив, наладить деятельность некой фирмы в Румынии. Дочь-робот и отец-клоун, казалось бы, не имеют ничего общего, а отец вдобавок, выдавая себя то за карикатурного предпринимателя, то за немецкого посла в Румынии, мешает сделкам дочери. Но постепенно обнаруживается, что без этого отца она уже не может.
Ее ему не хватало. Но и ей, зомби-роботу делового мира, оказывается, недоставало его раскованности, отсутствия комплексов и презрения к принятым приличиям. «Тони Эрдманн» хорош уже тем, что в нем есть моменты, на которые не решится почти никто из современных режиссеров. Например, анекдотичная голая вечеринка. Или секс с пирожным (в подробности погружать не станем). С детьми на фильм лучше не приходить. В конечном счете фильм можно рассматривать как сатиру на единую Европу, где даже если увольняют людей, то исключительно ради блага и бизнеса. Ничего личного.
Пять самых престижных наград Европейской киноакадемии. Приз ФИПРЕССИ в Канне. Еще 36 наград и 58 номинаций, включая номинации на «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA (главный британский кинотелеприз) и «Сезар» (главную французскую кинонаграду) за лучший иностранный фильм года.
14.55 – «Джульетта» (она же «Хульета»)
Режиссер Педро Альмодовар, Испания, 99 минут
Женщина случайно узнает, что ее единственная дочь, загадочно покинувшая ее двенадцать лет назад в 18-летнем возрасте, жива и у нее трое детей. Это переворачивает жизнь стареющей дамы, заставляя ее заново анализировать жизненные ошибки.
«Джульетта», она же, что точнее (но по-русски неблагозвучнее), «Хульета» - 20-я картина Педро Альмодовара. Коллега написал в фейсбуке после просмотра последнего фильма Вуди Аллена «Светская жизнь», что ему нисколько не надоедает алленовская интонация. Вот и меня никогда не утомляет интонация как Аллена, так и Альмодовара. В какой-то мере «Джульетта» для Альмодовара - подведение творческих итогов. В ней он объяснился в любви всему тому, что любит и ценит в кинематографе: дизайну, бурным эмоциям и, конечно, страстным женщинам. В «Джульетте» он отдал дань своим любимым темам: чувству вины, ошибкам, жажде прощения.
Эпизодов, когда ахаешь от выстроенности кадра, и не сосчитать. Ахаешь даже от дизайнерского разноцветного свитера героиня, стоящей в школьном классе на фоне черной доски. Как сделаны все вагонные сцены – отдельная песня. Представляете, сколько было фильмов, часть действия которых происходит в поездах? Что тут, казалось бы, можно изобрести?
Но Альмодовар специально пересмотрел все главные картины с поездами. Особо отсматривал фильмы Хичкока. И нашел свое. Эпизод с экстренным торможением в «Джульетте» - это урок режиссуры.
Фильм-участник Каннского кинофестиваля. Масса наград и номинаций (включая четыре на европейский «Оскар»).
16.50 – «Патерсон»
Режиссер Джим Джармуш, США-Франция-Германия, 118 минут
Любимец киноманов Джармуш сделал один из своих лучших фильмов – и едва ли не самую симпатичную картину в мировом кино последних лет. «Патерсон» - свидетельство того, что «Оскар», при всех своих отчаянных стараниях расширить тематику и стилистику картин, претендующих на звание лучших, не способен преодолеть узколобость своих академиков. Ну как это у «Патерсона» ни одной номинации? Вы с ума сошли, ребята?
Фильм – о семи, переходящих в восьмой, днях водителя провинциального городского автобуса, у которого изумительно красивая жена (актриса - иранка). Каждый день проходит по заведенному графику. Джармуш обожает делить фильмы на главки, за что я люблю его особо.
В минуты завтрака у героя рождаются первые ежедневные поэтические строки: смотрит он, скажем, на спичечный коробок – и начинает развивать ассоциации вокруг него, переходящие в размышления о жизни и любви. Когда он сочиняет, на экране появляется пропись – как бы реальная запись его нерифмованных стихов.
Тут из спальни спускается жена, они целуются – и он медленно идет на работу по скучным аркам некогда благополучного города, где фабрики давно заброшены, а белого населения в автобусах и единственном баре почти нет. Городок явно незавидный, непрестижный. При этом называется Патерсон – это реальный город из штата Нью-Джерси. Но фамилия главного героя тоже Патерсон. Такая вот шуточка.
Сначала думаешь, что «Патерсон» - фильм о том, как люди пытаются справиться с убогостью и обыденностью жизни. Но фильм о другом. О вере в жизнь. О том, что в ней есть смысл, и только от тебя зависит, осуществится ли он. Еще фильм – о любви. «Патерсон» - фильм во имя обыденной жизни, в которой нормальных чувствующих людей куда больше, чем мы полагаем. В этой обыденной жизни можно разглядеть поэзию и надежду.
Официальный отбор Каннского кинофестиваля. Каннский приз собаке из фильма – английской бульдожке Нелли (Palm Dog). Еще 6 наград и 26 номинаций.
19.05 – «Ла-Ла Ленд»
Режиссер Дамьен Шазель, США-Гонконг, 128 минут
Редкий для наших дней случай: «Ла-Ла Ленд» сделан в жанре мюзикла. Причем не громкого и детективного американского в духе «Кабаре» или «Чикаго», а мягкого французского. Главные герои в исполнении Райана Гослинга и Эммы Стоун поют с приглушенными интонациями актеров из «Шербурских зонтиков».
История, на первый взгляд, искусственно голливудская. Он и она периодически пересекаются то в пробках на автострадах, то в ночных клубах, пока между ними не начинается роман. При этом оба неудачники: он подрабатывает тапером во второсортных заведениях, хотя пианист-виртуоз и мечтает открыть джазовый клуб в старомодном стиле. Она бросила юридический, мечтает стать актрисой и, подрабатывая в кафетерии, ходит на дурацкие пробы, где ее никто всерьез не слушает. В итоге к обоим приходит успех, но, во-первых, он компромиссный (во всяком случае, в его случае), а во вторых, он становится испытанием для их отношений.
Легкий и вроде бы чисто голливудский фильм утверждает, что именно в Голливуде особенно трудно сохранить верность своей творческой идее – и при успехе не продаться гламуру. Еще один печальный вывод фильма (уверен, он заставит в финале проливать слезы многих зрителей): для истинных влюбленных, для людей, готовых на подлинное самопожертвование и самоотдачу, каковыми могут быть только люди творческие, совместное счастье почти невозможно. Они должны сполна отдавать себя собственной творческой мечте – и семья в итоге создается с куда более скучным, но по ряду причин более подходящим человеком.
В итоге у фильма два финала. Первый - сказочный: как все бы всем хотелось. Второй: как получилось в реальности. Парадокс в том, что это все равно фильм с хэппи-эндом.
Четырнадцать номинаций на «Оскара» (повторение рекрда, установленного фильмами «Всё о Еве» и «Титаник»). Шесть «Оскаров», в том числе за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль Эмме Стоун, семь «Золотых глобусов» (рекорд всех времен), еще восемь номинаций на «Оскары», а также 167 других наград и 212 других номинаций.
21.30 – «Лунный свет»
Режиссер Барри Дженкинс, США, 110 минут
Хотели необычный американский фильм? Нате вам его. Было нетрудно заранее догадаться, что основная «оскаровская» битва развернется в этом году между «Лунным светом» и «Ла-Ла Лендом». А остальные фильмы отхватят в лучшем случае по «Оскару» - по два. «Лунный свет» - история негритянского юноши, одиночки, маргинала, которого почему-то бьют одноклассники, хотя он вполне способен постоять за себя. Его берет под опеку крутой наркодилер, при этом домой юноша не спешит: его дура-мамаша давно сидит на порошке.
А дальше проходят два времени, и бывший Малой, как его звали, сам становится крутым качком с толстой золотой цепью на шее и вставными золотыми зубами, крутым наркодельцом. Но фокус-то в том, что это не криминальная, а как минимум психологическая и уж точно мелодрама – об одиночестве человека, всегда ощущавшего себя изгоем, отщепенцем.
Вам скажут, что это негритянская гей-драма. Это не совсем так. И даже совсем не так.
Три «Оскара», в том числе за лучший фильм года, «Золотой глобус» за лучшую драму, еще пять номинаций на «Оскары», 182 других победы и 240 других номинаций.