Группа компаний Парадиз

Белая графиня

White Countess, The

Белая графиня
12+, США, Великобритания, Мелодрама
Релиз в США: 30 октября 2005
Кинокомпания: Rising Star, Global Cinema Group, China Film Co-Production Corporation


Белая гвардия разгромлена, ее верные последователи разбросаны по всему свету. В Шанхае оседает большая часть русских эмигрантов первой волны. Среди них - графиня, оставшаяся вдовой после этих страшных событий. Для того чтобы семья ее мужа осталась на плаву, она готова даже на преступление. Вскоре ее жизни появляется сотрудник американской дипслужбы – очень выгодная партия, тем более, что влюбленный дипломат ничего не видит в прямом и переносном смысле слова – он слеп. И это обстоятельство дает «белой графине» шанс.

Мать и дочь — Ванесса Редгрейв и Наташа Ричардсон (представительницы знаменитого британского актерского рода Редгрейвов) — составили блестящее трио с загадочным Рэйфом Файнсом в стильной утонченной мелодраме о трагической любви американского дипломата и русской эмигрантки.


Синопсис

Действие фильма разворачивается в конце 30-х годов в Шанхае, городе, где волею судеб пересеклись сложные линии политических интриг, судеб беженцев и андеграундной культуры. В этом эклектичном хаосе встречаются двое. Она — эмигрировавшая из Советской России овдовевшая русская графиня (Наташа Ричардсон), занимающая с семьей убогую квартирку в самых дешевых кварталах Шанхая, подрабатывающая танцевальной партнершей в барах и кабаках, а иногда не гнушающаяся и продажей собственного тела, чтобы как-то свести концы с концами. Он — ослепший американский дипломат (Рэйф Файнс), опустошенный после потери семьи, разочаровавшийся в политике, в ее способности поддерживать мир от войны. Между красавицей-аристократкой и отчаявшимся слепцом вспыхивает роман. Эта нежная, страстная и глубокая история любви разворачивается в стенах элегантного ночного клуба «Белая графиня», который был обустроен экс-дипломатом вопреки всем бедам и скорбям...

Создание фильма.

Сценарий «Белой графини» был написан известным японским писателем Казуо Исигуро. «Мы дали Исигуро для прочтения роман «Дневник безумного старика» очень уважаемого японского автора Дзюнъитиро Танидзаки, — рассказывает режиссер Джеймс Айвори. — Хотелось попробовать осуществить его экранизацию, но у нас не было ясного представления, как сделать его кинематографическую адаптацию. Исигуро сделал первые наброски, но потом вышвырнул их в окно и сел за написание своей собственной истории. Действие его предыдущего романа «Когда мы были сиротами» разворачивается в Шанхае в то же время, что и действие «Белой графини». В начале прошлого века его отец был ребенком, а дедушка Исигуро — японским бизнесменом, связанным с международными расчетами. Писатель слышал много историй о том времени, трепетно хранит семейные фотографии первой половины ХХ века. Он мечтал поработать с материалом о Шанхае и эпохе начала Второй мировой войны. Его литературные эскизы нас весьма удивили и заинтриговали». 
В свое время роман Кадзуо Исигуро «На исходе дня» был адаптирован для Merchant Ivory сценаристкой Рут Прауер Джхабвалой. Ради «Белой графини» Исигуро с радостью согласился на новое сотрудничество с командой Merchant Ivory. После нескольких вариантов набросков в сценарии фильма вырисовалась масштабная картина глубоких романтических отношений между Софьей и Джексоном.
Драматическая любовная история разворачивается на фоне сложной, туманной дипломатической борьбы и предгрозовых туч неминуемой войны. Нечистый мир продажных политиканов переплетается с замкнутым, несколько идеализированным миром ночного кабачка. «Ночной клуб в нашем фильме не мог быть просто «дырой». Мы обращаемся к сложным, крупным темам, и нам было нужно нетривиальное пространство для их раскрытия». 
Для того чтобы найти точное визуальное решение баланса между милитаристской темой и драмой, режиссер обратился к оператору Кристоферу Дойлу: «Мы хотели выработать особый стиль операторской работы. И именно благодаря Кристоферу Дойлу мы должны добиться этого, потому как Дойл — ветеран восточного и западного арт-кино. Ему нравится вносить многообразие в композиционное решение фильма, он всегда в поиске того, что он называет «the jazz». Импровизация живет в каждом кадре, над которым он работает. Он просто не умеет прямолинейно снимать предметы. Я чувствовал, что «Белая графиня» должна стопроцентно отличаться от того, что мы делали прежде...»
Неожиданный элемент непредсказуемого стиля, который задумал Айвори — короткая анимационная вставка, которую в своем воображении «видит» маленькая Катя, дочь Софьи, когда она вглядывается в затемненный экран телевизора. «В Нью-Йорке мы нашли замечательного китайского художника, который в китайском стиле живописи создал мечту Кати о счастливом путешествии по большой желтой реке».
Для работы над картиной Джеймс Айвори пригласил великолепных английских актрис, достойных представительниц знаменитого британского актерского рода Редгрейвов. Главные роли в фильме сыграли Наташа Ричардсон, ее мать Ванесса Редгрейв и ее тетя Линн Редгрейв.
«Нет ничего необычного в том, чтобы режиссировать сцену, в которой собрались одни Редгрейвы, — говорит Айвори. — Они все профессионалы высокого класса. Но есть между ними что-то особое, магнетическое… Теплота между матерью и дочерью проступает в добрых отношениях между их героинями — тетей Сарой (Ванесса Редгрейв) и Софьей (Наташа Ричардсон).

Режиссер Джеймс Айвори.

После обучения в Университете штата Орегона по дисциплинам «архитектура» и «изящные искусства», Джеймс Айвори получает степень Мастера кино в университете Южной Калифорнии. Первый фильм, для которого он написал сценарий, продюсировал, а также выступал в качестве оператора, была получасовая документальная лента «Венеция: тема и вариации». Газета The New York Times назвала «Венецию» в числе лучших десяти неигровых фильмов 1957 года.
В 1961 году Айвори объединяется с Исмаилом Мерчантом для создания кинокомпании Merchant Ivory Productions. Их первый художественный фильм «Домовладелец» был снят по роману Рут Прауер Джхабвала, которая адаптировала свою книгу для сценария. Среди художественных кинокартин, которые Айвори создал в компании Merchant Ivory Productions, — «Shakespeare Wallah», «Европейцы», «Бостонцы», «Золотая чаша», «Жар и пыль» по одноименному роману Рут Прауер Джхабвала, которая получила за свое произведение Букеровскую премию.
«Комната с видом» по книге Эдуарда Моргана Форстера была номинирована на восемь премий Американской киноакадемии, включая номинацию «За лучший фильм» и «Лучший режиссер». Картина получила премию «Оскар» по трем категориям: за адаптацию романа Е.М. Форстера Рут Прауер Джхабвалой, за лучшие костюмы и художественное оформление. «Комната с видом» был назван лучшим фильмом 1986 года и Британской академией кино и телевидения (BAFTA). Фильм получил премию Донателло как «Лучший фильм на иностранном языке» и премию «Лучший режиссер в Италии». Следующий фильм Айвори «Морис», снятый также по роману Форстера, получил венецианского Серебряного льва в категории «Лучший режиссер».
Следующим проектом Айвори стала «Усадьба Хауардс-Энд» по роману Форстера. Картина была номинирована «Оскар» в девяти номинациях, включая «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Фильм получил награды в номинациях «Лучшая актриса» (Эмма Томпсон), «Лучший адаптированный сценарий» (Рут Прауер Джхабвала). Картина получила премию BAFTA в категории «Лучший фильм».
За фильмом «Усадьба Хауардс-Энд» последовала картина «Остаток дня» по бестселлеру Казуо Исигуро с Эммой Томпсон и Энтони Хопкинсом в главных ролях. Фильм номинировался на восемь «Оскаров» и назван «Фильмом года» Британским обществом кинокритиков. В 1995 году появляется «Джефферсон в Париже» c Ником Нолти и Гретой Скакки. В 1996-м выходит «Прожить жизнь с Пикассо» c Энтони Хопкинсом в роли Пикассо и Джулианной Мур. Следующий фильм «Дочь солдата никогда не плачет» c Крисом Кристофферсоном, Барбарой Херши и Лили Собески был снят Айвори в Париже.
В 2001 году на экраны выходит «Золотая чаша» c Ником Нолти, Умой Турман и Анджеликой Хьюстон в главных ролях. В этом фильме успешно работали актерская и техническая команды, принимавшие участие в предыдущих проектах режиссера.
В 2001 году Джеймс Айвори, Исмаил Мерчант и Рут Прауер Джхабвала стали членами Британской академии кино и телевидения, что является высочайшей наградой в кино.

Оператор Кристофер Дойл.

Он начинал работать с режиссером Эдвардом Янгом над фильмом «Тот день на пляже» (1981), сотрудничал со многими азиатскими режиссерами, включая Вонга Кар Вая. В 1998 году Гас Ван Сент пригласил его в Голливуд для работы над ремейком «Психо» Альфреда Хичкока. Сразу же за этим проектом последовали «Высоты свободы» Барри Левинсона. В том же году Дойл выпускает свой режиссерский дебют «Away With Words».
Примечательна его операторская работа в фильме Кар Вая «Любовное настроение», которая принесла ему множество премий, в том числе специальное Гран-при Каннского кинофестиваля в 2000 года. C Кар Ваем оператор снял «2046» и «Эрос». В 2001 году совместно с Филиппом Нойсом он работал над фильмом «Клетка для кроликов», а затем и над лентой «Тихий американец». В том же году он сотрудничал с Чжаном Имоу над фильмом «Герой». Среди последних работ оператора помимо «Белой графини» — «Леди в воде» М. Найт Шьямалана, который также выйдет в этом году. 

Кадзуо Исигуро
«Белая графиня» — вторая совместная работа Merchant Ivory Productions и Кадзуо Исигуро. В 1993 году Рут Прауер Джхабвала для Merchant Ivory адаптировала роман «Остаток дня», получивший Букеровскую премию.
Кадзуо родился в Нагасаки, Япония, в 1954 году. В 1960 году, когда его отец начал исследования в Национальном институте океанографии, семья переехала в Англию. Исигуро получал образование в средней школе для мальчиков в графстве Суррей. Некоторое время он служил загонщиком на тетеревов в королевской охоте у королевы-матери в ее шотландском замке Балтимор. Годя спустя, Исигуро окончил Кентский университет по специальности «английский язык и философия». В университете Восточной Англии он изучал креативное письмо. На курсах филологического усовершенствования Малкольма Брэдбери Исигуро встретил Анджелу Картер, которая стала его литературной наставницей. В 1982 году впервые взялся за перо. В 1983-м, после публикации его первой новеллы, журнал Granta называет Исигуро в числе 20 лучших молодых писателей Британии. В 1981 году три его рассказа были опубликованы в антологии «Представление 7: Рассказы начинающих писателей». За его первый роман «Холмы в дымке», писатель получает премию «Уинифред холтби». В 1986-м появляется «Художник зыбкого мира», который вошел в шотлист Букеровской премии, а
третий роман Исигуро «Остаток дня» (1989) получает эту престижную премию. 1995-й — год выхода «Безутешных», а в 2000-м в свет вышел роман «Когда мы были сиротами», который также попал в шотлист Букеровской премии. Его последний роман, «Не отпускай меня» написан в 2005 году.
Первый фильм Исигуро, в котором он выступил в качестве сценариста — Самая грустная музыка на свете с Изабеллой Росселлини.
За заслуги перед литературой Кадзуо Исигуро был награжден в 1995 г. Орденом Британской Империи и является членом Королевского Общества литературы.
Он является кавалером Ордена Искусств и Литературы, который он получил от французского правительства в 1998 г.

Рейф Файнс
Рейф Файнс — первый из семи детей в творческой семье, где отец из фермера переквалифицировался в фотографа, а мать всегда была пламенным и возвышенным литератором — долго сомневался в том, что унаследовал творческую жилку от своих буйноталантливых родителей. Может, виной тому было его старшинство — ответственность, отсутствие поблажек в семье не давали полностью раскрыться его талантам. Тем не менее с выбором профессии у Рейфа проблем не было, как, видимо, не было и самого выбора. 
Вместо сказок на ночь дети Файнса-старшего слушали кровавые трагедии или грубовато-утонченные комедии Шекспира. Если брали в руки книги, то это были не комиксы, а весомые фолианты Достоевского и Фолкнера. В периоды первых влюбленностей уединялись с сонетами Шекспира или романтическими одами Байрона. Так что привязанность к литературе и уважение, в частности, к русской ее ветви у Рейфа Файнса было привито с детства. А тяга к классике в актерской карьере с юных лет выражалась в приверженности традиционной британской сцене. Окончив Королевскую академию драматических искусств, Рейф вступает в Королевскую Шекспировскую компанию. Разумеется, таких жилистых, с выразительно горящими глазами и бредящих таинственными шекспировскими рифмами юнцов, как Рейф, было предостаточно. Но именно он стяжал исключительное признание на поприще традиционной забавы английских актеров — играть Гамлета. Театральный эквивалент "Оскара" и "Грэмми", американская премия Tony Award за бродвейского Гамлета стала первым призом Рейфа, первой ступенью в его крутоватой лестнице славы. Следующим прыжком через две ступеньки стала роль в спилберговском "Списке Шиндлера". Вряд ли найдется человек, не смотревший этот фильм, куда малоизвестный еще Файнс попал благодаря надежде Спилберга, что именно он сможет создать более живой и неоднозначный образ нацистского офицера. Это удалось Рейфу блестяще, а военная форма так пошла его худому благородному лицу, что и следующий его заметный актерский шаг был именно "в строю". "Английский пациент"  — исполненная драматизма история венгерского картографа, застигнутого войной в пустыне Сахара. Получив по номинации на "Оскар" за каждую из двух ролей, Рейф расправил крылья и пустился в свой собственный полет, направлением которого было его детское литературное пристрастие. Фильм "Онегин" поставила для Рейфа его сестра Марта Файнс, этой первой в европейском кино экранизацией пушкинского "Евгения Онегина" они решили воздать должное памяти недавно скончавшейся матери. Картина имела умеренный успех всюду: точная, ровная, объективная адаптация поэтического текста в кинопрозу, разумеется, без претензий передать особый поэтический мир Пушкина, но вполне адекватно оживляющая эпоху. Опять же, трогательная серьезность Лив Тайлер в роли Татьяны, ее знаменитый, чуть косящий, полный девичьих слез взгляд — этот фильм стал достойной репликой в диалоге русской и европейской культур, окончательно утвердив Файнса (он сыграл там заглавную роль) в категории серьезного актера, склонного к романтичному надлому и прикрытой интеллектом страстности.
Диалог этот так же активно поддерживается Рейфом в его театральной деятельности. Не так давно приезжал он в Москву с театром английского экспериментатора в области классики Давида Хээра, работавшего над постановкой раннего Чехова. Пьеса "Платонов", представленная в Москве, стала яркой заменой в набившем оскомину репертуаре зрелых чеховских пьес, популярных на Западе. До этого Файнс бывал в Москве, и даже в кинотеатре "Ролан" в рамках презентации "Вкуса солнечного цвета" Иштвана Сабо, где он сыграл сразу нескольких представителей еврейского рода, живущих опять-таки в Венгрии и проходящих через все лишения и невзгоды, выпавшие на долю многострадального народа в период Первой и Второй мировых войн. 
Секрет успеха Файнса — в его особенном пронзительном взгляде, таящем всю скорбь и загадочность рыцаря европейской культуры. Неповторимый трагизм его облика и удивительный талант совмещать качества рафинированного благородного человека с суровой классической мужественностью позволяют ему воплощаться в утонченного мстителя Гамлета, праздного романтика Онегина, эстетствующего нациста, классического голливудского маньяка, статного офицера и даже в того-чье-имя-нельзя-называть. А теперь вот и в раскрывающего коварный международный заговор педантичного английского дипломата с высоким нравственным кредо в "Преданном садовнике" Мейрейллиша. Поистине, это один из самых разносторонних актеров, и в каком бы амплуа вы ни увидели Рейфа впервые, вам покажется, что именно для этих ролей он и создан.

30.11.-0001