(№8 [93] Декабрь'2009)
Сегодня в России снимается не так много фильмов, использующих спецэффекты, и один из них — романтическая комедия с фантастическим элементом «Поцелуй сквозь стену». Главный герой фильма, которого играет Антон Шагин, по волшебству получает способность проходить сквозь стены и с удовольствием ею пользуется. О том, как реализована эта удивительная суперспособность героя Антона в фильме, мы побеседовали с супервайзером по визуальным эффектам на съемочной площадке Максимом Алаевым, супервайзером по визуальным эффектам и руководителем студии визуальных эффектов «Стимул» Седраком Великобным, а также с исполнительным продюсером студии Артуром Гюлумяном.
Не только хромакей
- С какими сложностями вы столкнулись и что пришлось придумывать в плане технологий с нуля?
А.Г.: Начнем с того, что по сюжету фильма главный герой проходит сквозь стены. Вроде бы ничего особенно сложного в этой задаче нет, такое уже снимали, и не один раз. Но когда дошло до дела, оказалось, что довольно сложно провести человека через стену так, чтобы это выглядело «вкусно». Пришлось выдумывать технологию, которая могла бы предельно реалистично показать, как человек это делает.
М.А.: Режиссер поставил нам интересную задачу. Нужно было, чтобы человек проходил сквозь преграду не как сквозь воздух, а как будто сквозь некую материю, которая бы его задерживала, сопротивлялась, чтобы материя вступала с ним в контакт. Три месяца мы ломали голову над тем, как это сделать: разрабатывали тесты, снимали их, искали решения, пробовали варианты со шторками, тряпками, дверками, всем, что может задержать главного героя, пропуская сквозь себя. И в конце концов лучшей технологией оказался разрез в поролоне. Он задерживает мягко, пружинит и при этом еще дает рисунок для контурной маски. Чтобы не возникало зеленых рефлексов, неизбежных в этом случае, пробовали красить поролон в черный цвет, но оказалось, что его сложно выделять для маскирования, поэтому все-таки решили вернуться к зеленому цвету.
- При хромакейной съемке традиционно используются синий либо зеленый цвета...
А.Г.: Кроме конструкции самой стены, сквозь которую можно проходить, был изготовлен лайтбокс, что упростило работу оператора- постановщика и супервайзера на натуре и в небольших помещениях, которых много в картине. Лайтбокс удобен, потому что дает больше времени для творчества режиссера и сокращает стоимость производства фильма. Что важно, потому что компьютерная графика занимает порядка десяти процентов экранного времени «Поцелуя сквозь стену». В российском кинопроизводстве на сегодня это большая редкость. Но компьютерная графика в этом фильме должна быть невидимой. Зритель не должен акцентировать на ней внимание — это одна из тех целей, которых мы пытаемся достичь. Под этот проект было докуплено специальное оборудование и подобрана сильная команда специалистов с опытом работы с киноматериалом.
Пролетая мимо Останкинской телебашни…
- Расскажите немного о структуре работы со спец-эффектами — что делается сначала, что потом. Ведь съемка ведется с учетом будущей компьютерной обработки, то есть работа со спецэффектами начинается задолго до съемок?
А.Г.: В данном случае наш супервайзер участвовал в разработке режиссерского сценария, это редко применяется в практике российского кино. Обычно разработкой режиссерского сценария занимаются режиссер с оператором-постановщиком, художником- постановщиком с привлечением художника-раскадровщика. Но в этом фильме в разработке сцен, где должна была применяться компьютерная графика, принимал непосредственное участие наш супервайзер, что позволило оптимизировать и съемочный процесс, и затраты на производство фильма.
- Скажите, а при съемках в фильме вы использовали реальные квартиры или павильоны? Пробивать дыры в настоящих стенах, наверное, непросто?
А.Г.: Конечно, в реальных квартирах мы бы никогда не сняли так, как это необходимо. Практически все квартиры строились в павильоне. Это дороже, но это дает возможность снять быстрее и с максимальным качеством, потому что только в павильоне это возможно.
Мы также отстроили часть Останкинской телебашни — интерьер и экстерьер ресторана на ее верхушке. Здесь планируется очень сложное совмещение декораций и 3D-модели. По сценарию камера отъезжает, и зритель видит всю Останкинскую телебашню и падающего человека на ее фоне. Прежде чем начать снимать, мы делали трехмерные превизы, измеряли, строили макет в 3D, и потом уже по этому макету строились декорации, точно совпадающие с трехмерной моделью, идентичной реальной Останкинской башне.
Впереди у нас работа над еще одним объектом — воссоздание Красной площади с тысячей людей. Уже построены декорации и планируется, что съемка в них будет проходить несколько дней. Это один из сложнейших наших объектов и по технологии, и по объему работы.
- С какими сложностями пришлось столкнуться команде художников по компьютерной графике?
С.В.: Когда работа начиналась, казалось, что все будет очень просто. Сейчас спецэффекты вполне могут позволить сделать более сложные моменты, чем исчезновение человека с одной стороны стены и появление его — с другой. Казалось бы, снял человека на хромакее, вырезал, нарисовал на оставшейся части кадра хоть город, хоть стену квартиры, и все. Но в данном случае надо было снять натуралистично сам процесс прохождения человека сквозь стену, так, как это было задумано режиссером. Снять человека, не пробегающего, не проскальзывающего, а проходящего сквозь стены с сопротивлением, буквально пролезающего сквозь них.
Готового решения этой задачи не было, но мы коллективно придумали и разработали конструкцию, с которой наша задача стала вполне решаемой. Очень надеюсь, что проект удастся и зритель поверит нам, как поверила съемочная группа. Что касается Останкинской башни, мы уже сняли отлет камеры и скоро приступаем к совмещению с 3D-моделью.
М.А.: Мы очень тесно работаем с художественно-постановочным департаментом и крепко с ним завязаны. Декорации должны быть с хорошо завуалированными хромакейно-поролоновыми вставками в тех местах, где через них проходит герой. Все снимается в несколько слоев, и подчас на площадке чувствуешь себя бригадиром постановщиков, особенно когда приходится восстанавливать декорацию для подснятия экспромтного пикапа. В случае с башней нам крайне важно, чтобы постановщики построили декорации, абсолютно точно совпадающие с нашей 3D-моделью.
Зачем нужны эти зеленые дырки?
- Психологический момент на подобных съемках имеет значение, как воспринимает ваши действия съемочная группа?
А.Г.: Важен синтез работы художников по компьютерной графике со съемочной группой, и особенно с актером. Поначалу чувствовалось недоверие, потому что никто не представлял себе, что можно убедительно реализовать задуманные сцены с помощью наших приспособлений. Но когда мы показали первые ролики, люди пришли в восторг. После того как «проходящий сквозь стены» Антон Шагин посмотрел материалы, он сказал, что готов работать со спецэффектами в любое время, а режиссер громко спросил у съемочной группы: «Есть еще вопросы, для чего мы снимаем эти зеленые дырки?» Вопросов не было.
Надо сказать, судя по тем отрывкам, которые мне показали на студии, фильм у творческой группы получается веселым и добрым, а компьютерная графика — качественной. Она действительно убеждает и одновре- менно не бьет по глазам, что в отечественном кинематографе большая редкость. Будем надеяться, что после монтажа лента не потеряет своего доброго очарования, а донесет его до зрителя.
Надежда МАРКАЛОВА