РОЛАН (№4 [97] Май'2010)
Гостем Первого санкт-петербургского международного кинофорума, посвященного 65-й годовщине Великой Победы, стал знаменитый голливудский актер Антонио Бандерас, чья карьера движется по восходящей. Совсем скоро мы увидим его в шпионском триллере Стивена Содерберга «Нокаут», в фильме Вуди Аллена «Ты встретишь высокого, темноволосого незнакомца» и услышим его бархатный голос, которым он озвучивает Кота в сапогах в «Шрэке 4». В отличие от многих звезд, совершающих краткие фестивальные вояжи лишь затем, чтобы получить за это гонорар, Бандерас за свой визит денег не потребовал. Он действительно давно хотел приехать в Россию и увидеть один из красивейших городов мира — Санкт-Петербург. И сама тема войны ему оказалась близка.
- Что такое для меня война? — повторил вопрос, прозвучавший на пресс-конференции кинофорума, Антонио Бандерас. — Это история моего отца и моей матери, которые прожили всю гражданскую войну в Испании. Это бомбардировка Герники, это страшные рассказы, которые я помню с детства. Война оставила непреходящую отметину, которая присутствует до сих пор в нашей семье. Отец уже умер, мама, к счастью, жива, она хранит воспоминания обо всем, что пришлось пережить. Война продолжается в памяти тех народов, которым довелось пройти через это испытание.
- Недавно вы стали послом ЮНИСЕФ. Что значит для вас эта миссия?
- Когда вы видите войну на телеэкране, сразу после рекламы автомобилей или чего-то еще, вы неспособны это по-настоящему понять. Став послом ЮНИСЕФ, я несколько раз прилетал в Сомали. Очень трудно рассказывать о детях, видевших смерть лицом к лицу. Это так страшно — глаза детей, лишенных детства. Поражает их ужас при виде обыкновенных воздушных шаров, они пугаются, потому что раньше видели только баллоны с отравляющими газами, вот что такое дети войны. Я постараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы помочь им выжить и поверить в мир без насилия и вражды.
- Какой из российских фильмов о войне произвел на вас самое сильное впечатление?
- Не только из российских, но и вообще из всех фильмов о войне лучшим я считаю «Иди и смотри» Элема Климова. Мне запомнился буквально каждый кадр этого великого фильма, в нем есть вся правда о том, что такое война. А если говорить о российском кино, то я хорошо знаю фильмы Андрея Тарковского и Никиты Михалкова.
- Хотели бы поработать с Никитой Михалковым?
- Конечно! Это было бы прекрасно. Хорошо бы снять в России большое кино, которое легко перешло бы границы и стало популярным в мире. Например, ремейк фильма Эйзенштейна об Александре Невском. Я так понимаю, что этот полководец был признан самой популярной исторической личностью в российской истории. О нем можно сделать хороший фильм, интересный всем.
- С кем из великих режиссеров за всю историю мирового кино вы мечтали бы встретиться, будь у вас такая возможность?
- Трудно сказать… Я не очень люблю несбыточные мечты. Может быть, с кем-то из тех, кому и сейчас можно позвонить? (Смеется). Хотя… Моя теща (Типпи Хедрен, мать жены Бандераса Мелани Гриффит. — Прим. авт.) снималась у Чаплина в «Графине из Гонконга». Она сохранила о нем воспоминания как об исключительно творческом человеке, который постоянно что-то придумывал, фонтанировал идеями. Вот с ним бы я хотел вместе сыграть.
- Первую славу вам принесли фильмы Педро Альмодовара. Вы не жалеете, что давно уже не работаете вместе?
- Буквально на днях я разговаривал с Педро по телефону, и он подтвердил, что мы в августе начнем новый фильм. Так что 21 год спустя я возвращаюсь к Альмодовару.
В 80-е годы мы работали с ним целое десятилетие, сделали пять замечательных, бесконечно дорогих для меня совместных картин. Сейчас, когда за моими плечами уже 82 фильма, я еще лучше понимаю, какой это бесценный опыт. Были моменты, когда мне страшно было играть, отказаться от каких-то своих принципов и табу. Например, в «Законе желания»… Педро научил меня непредвзято подходить к изображению человеческих страстей, быть бесстрашным артистом.
- Как раз в августе, когда вы будете сниматься у Педро Альмодовара, вам исполнится 50 лет. Это что-то изменит в вашей жизни?
- Пятьдесят лет — это прекрасно! Тем более когда свои полвека встречаешь на съемочной площадке. У меня много планов. Хочу поставить исторический фильм как режиссер. Думаю над ролью Сальвадора Дали. На роль Гала согласилась Кэтрин Зета-Джонс. Мы все очень увлечены этим проектом, хотя продюсерам пока сложно найти на него деньги. Зато у меня есть время досконально изучить личность этого уникального художника. В Испании на него смотрят как на клоуна и скандалиста. А он был невероятный артист и застенчивый человек с большими комплексами, который с помощью эпатажа защищал себя, оберегал свой внутренний мир. Поначалу меня удивило, что именно мне было предложено его сыграть. По творческой сути, темпераменту и даже внешности мне больше подошла бы роль Федерико Гарсиа Лорки. Но, увидев собственные кинопробы, я не узнал сам себя. На экране был Сальвадор Дали.
Беседовала Ольга Галицкая