Группа компаний Парадиз

"РОЛАН" (№105 Апрель'2011)

Заканчивается озвучание нового фильма Романа Каримова — «Вдребезги» (производство ПЦ «Парадиз») — черной комедии в стиле Тарантино, братьев Коэнов или Гая Ричи. И уже сейчас понятно, что это снова яркий пример жанрового кино, которое запоминается, которое хочется пересказывать друзьям и цитировать. Кино, которое интересно смотреть. А Роман Каримов — человек, с которым есть о чем поговорить.

- За «Неадекватных людей» вы получили кучу премий, немного славы, хорошую долю известности. Что из всех этих радостей жизни оказалось для вас ценнее всего?
- Уверенность в том, что меня воспринимают как профессионального режиссера. И естественно, работа...

- Предложение от Продюсерского центра «Парадиз» вам было сделано после того, как «Неадекватные люди» были показаны на
фестивале «Окно в Европу». Фильм получил там не только Гран-при, но и целый ворох наград: диплом за актерский дуэт (Ингрид Олеринская и Илья Любимов), приз «Золотая ладья» (в конкурсе «Выборгский счет»), диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России, приз за лучший сценарий от Союза журналистов. Причем фильм попал в конкурс в последний момент, с чем это было связано?

- По срокам мы не успевали его закончить, доделывали буквально на коленке, и можно сказать, что он попал на фестиваль в незаконченном виде. Неделю до Выборга я спал по два часа. В Москве был адский смог, а я путешествовал — то писал дома музыку, то ехал на квартиру к звукорежиссеру, чтобы записать и послушать, как она звучит, а также отобрать голосовые дубли…

- Трудно начинающему режиссеру найти деньги на первый фильм?
- У нас были инвесторы — Антон Торопцев и Андрей Тарасов. Их поисками занимался продюсер Михаил Кукушкин. И найти их было не запредельно сложно, потому что требовалось всего 100 тысяч долларов и вероятность того, что фильм окупится, было довольно высокой, в связи с тем, что бюджет был низкий. Наши инвесторы никогда не занимались ничем подобным. Мы никогда не снимали ничего подобного. Можно сказать, что на «Неадекватных…» мы были дебютантами в полном смысле слова, потому что делали все это в первый раз.
- Повторить успех сложнее, чем добиться его впервые. Вы не боитесь? Хотя бы того, что на кинорынке фильм шокировал многих…
- Ну, в фильме все выглядит намного мягче, чем в сценарии. Понимая, что он производит такое сложное впечатление, я старался сглаживать острые углы, приближать фильм к чему-то ожидаемому зрителем, чтобы у него не возникло некоего отторжения. В процессе съемки я делал все как можно мягче, прибегал к юмору, к трэшу, к напряжению, чтобы не воспроизводить сюжет буквально.
Истории в сценарии сами по себе ироничные, хоть это и черный юмор. В тизере, показанном в Москве решили сделать акцент именно на финале. А финал — это как раз то единственное место, где все всерьез, где мы показываем, что происходит на самом деле, до каких последствий могут довести такие «шутки». Поэтому сам фильм не такой страшный, как тизер.
- Комедия и убийство, — это уже само по себе трэш. А как появилась идея сценария?
- Сценарий появился еще до «Неадекватных людей». Я могу даже признаться, что, по сути, этот сценарий мне ближе и роднее, чем «Неадекватные…». Не на личном уровне, а в профессиональном плане, фильм «Вдребезги» интереснее мне как режиссеру. Он жанровый. Он веселый. Он очень необычный. И у него есть явные корни — это не истории, натасканные из окружающей действительности, а мой мир. «Вдребезги» выдуман полностью, со всеми персонажами и ситуациями. И в моем понимании это мир, имеющий такую же самоценность, как мир Коэнов, Родригеса или Тарантино… Мне очень нравятся фильмы нуар, и это видимо сказывается. Это не я говорю, это говорят люди, которые видели то, что мы делаем в фильме «Вдребезги». По-настоящему каждый год выходит множество фильмов в стиле нуар и неонуар, но они не идут в широком прокате, поэтому люди о них просто не знают. А поскольку я жил в Англии, примерно знаком с теми ресурсами, на которых эти фильмы можно посмотреть, то имел возможность проникнуться этим жанром. Искал. Смотрел. Читал. И когда говорят, что «Вдребезги» похож на фильмы Тарантино, это нельзя воспринимать буквально. «Вдребезги» сделан под влиянием неонуара, проникнут его настроением, но это не значит, что я сидел и копировал, например, Коэнов. Просто все эти малоизвестные у нас, но очень интересные фильмы «записаны» в моих источниках вдохновения.
- И все же чего нам, зрителям ждать?
- Я бы сказал — черной комедии. Но мне для этого не хватает наглости. Потому что комедия — это очень обязывает. Скажешь — комедия, а зритель посмотрит и скажет: «Не смешно». И потом, у всех разное представление о смешном. Мне вот кажется, что наш фильм делается как минимум занятно и с юмором, но это не та комедия, на которой зритель все время хохочет. Однако на фильмах Коэнов и Тарантино зритель тоже себя так не ведет, и от этого они не перестают быть комедиями, хоть и требуют усилий со стороны зрителя.
- Раз уж мы все время вспоминаем Тарантино… используются в фильме «Вдребезги» какие-то его фирменные приемы, вроде временных перестановок?
- Да, сюжет довольно сильно закручен, зритель все время находится в напряжении, он должен как будто в уме собирать пазл в течение всей истории. И только в самом конце становится понятно, что к чему. И со временем тоже есть фишка, когда мы показываем действие из будущего еще до того, как оно произошло.

- Как вам удалось убедить продюсеров в том, что снимать надо именно по этому сценарию?
- Продюсер увидел черновой монтаж «Неадекватных людей» и спросил, что бы я еще снял… У меня как раз был этот сценарий, который понравился и с которым мы запустились.
- И чем сценарий фильма «Вдребезги» так понравился продюсерам?
- Центральная идея — идея выбора — сделаешь ли ты зло другому человеку или все-таки пойдешь по правильному пути. Там есть три уровня зла. Какое-то время ты, идентифицируя себя с героем, думаешь, что, совершив зло, уйдешь безнаказанным, потом эта уверенность становится не такой явной. И в конце тебя накрывает зло, которое ты совершил. Реально можно столкнуться с такими же, как ты, и это приведет к твоей гибели. Твоя жестокость и заносчивость в конечном итоге может привести только к плачевным результатам. Довольно простая кармическая идея — возвращение зла по принципу бумеранга.

- Механизм воздаяния, ложные ходы, саспенс — все составляющие хорошего сценария, практически по Хичкоку. Но если говорить о теме, почему она самого вас так волнует?
- Вопрос насчет темы скорее можно было бы задать в связи с «Неадекватными…». А в связи с фильмом «Вдребезги» меня больше волнуют другие вещи. Зачем мне тогда жить, что-то делать, если я не хочу сделать что-то новое, что-то более-менее значащее. «Вдребезги», конечно, развлекаловка, как и всякая комедия, даже черная, но она все равно с небольшим месседжем, без которого нельзя вообще ничего снимать. Нельзя снимать для того, чтобы зритель посмотрел, пожал плечами и ушел из зала. Чтобы потом не оказалось, что ты впустую потратил чужие деньги, зря тратил время съемочной группы и актеров. В самом жанровом фильме должно быть нечто большее, чем «развлекалово». Я очень хорошо отношусь к развлекательному кино, жанровые фильмы самоценны уже потому, что выполняют важную функцию, для которой они и предназначены. Поэтому хорошие жанровые фильмы всегда востребованы.

- Съемочная группа фильма «Вдребезги» почти полным составом перекочевала из первого фильма. Кто из команды «Неадекватных…» работает сейчас над новым фильмом «Вдребезги»?
- У нас тот же самый автор сценария и режиссер — Роман Каримов, у нас тот же самый продюсер — Михаил Кукушкин. Поменялся оператор, им стал Юрий Кокошкин, с которым мы работали на одном ролике, и мне понравилась его работа. Он быстр, прекрасно расставляет свет, его не отдерешь от камеры. Энтузиаст в хорошем смысле слова — будет с ног валиться, но не отдаст ни одного кадра в чужие руки, он должен все контролировать. Затем у нас новый художник-постановщик, Вася Ходатаев, ему помогает Полина Микитенко. У нас прекрасный линейный продюсер еще с первого фильма — Лена Товмасян, которая непостижимым для меня образом разруливает сложнейшие ситуации и организует нам бесплатные локейшены. Яна Мамонтова на «Неадекватных людях» отвечала за реквизит, а на этих съемках она уже очень успешно помогала линейному продюсеру. Актеры почти полностью другие. Есть только маленькие камео из «Неадекватных…», где Тема Душкин сыграл роль журналиста. Наш инвестор по «Неадекватным…» Антон Торопцев, который играл дядю главной героини, а здесь он играет бомжа. Человек, вообще-то, бизнесмен, но вот, ему любопытно показалось сыграть бомжа. Ингрид и Полина, теперь тоже играют двух подружек, но уже на втором плане. Такой веселый прощальный взмах руки со стороны «Неадекватных…» в адрес нового фильма.

- Говорят, у вас был какой-то немыслимый кастинг?
- Кастинг у нас был широкий, мы отсмотрели огромное количество непрофессиональных актеров. Вообще непонятно было, кого и на какие роли брать. При этом планировалось, что часть ролей будут исполнять медийные персонажи. Поскольку история условная и очень жанровая, и в реальности случиться не могла, то мы не запаривались на том, чтобы обязательно иметь в фильме засвеченные на экране медийные лица. Мы охотно засматривались в сторону виджеев, диджеев, которые в принципе имеют какую-то свою аудиторию, являются творческими, интересными людьми, но не снимались в качестве актеров. Таким образом у нас появился Александр Плющев, который в жизни обозреватель радиостанции «Эхо Москвы». А на экране — страшный человек, извращенец, который гоняется на своей машине за маленькими девочками. Никита Дювбанов — виджей канала МТВ, сыграл у нас одну из главных ролей. С радио «Мегаполис» есть пара диджеев. Профессиональные актеры — Равшана Куркова, Артем Ткаченко, Ирина Вилкова (не путать с Катей Вилковой), Вова Кадацкий.

- Обычно начинающие режиссеры стараются подстраховаться — опереться в работе на профессиональных актеров, а у вас актеров с дипломами можно по пальцам пересчитать… Почему вы охотнее работаете с непрофессионалами?
- Потому что профессионалы иногда бывают заносчивы, особенно с молодыми режиссерами. Они требуют деньги, им трудно угодить, у них времени нет ни на что. А для НЕпрофессионалов во всем этом есть некий элемент игры. Люди с улицы готовы работать столько, сколько потребуется и не стонать. Для них игра еще не стала рутиной, им все интересно.

- В комедии важны второстепенные персонажи, иногда они запоминаются даже больше главных, и говорят, что у вас в фильме их много…
- У нас их не много, а очень много! Не знаю, насколько они смешные, но самобытные, яркие и интересные, это — да. Я не суеверен, но стараюсь этот фильм комедией пореже называть, потому что это очень ответственно. Стараюсь делать этот фильм с юмором, а получилась комедия или нет, могут сказать только зрители в зале. Пока фильм не выйдет на экраны, мы не можем сказать, что и как сработало из того, что мы старались сделать.

- Что в вашем понимании — команда на площадке?
- Сплоченный коллектив, все участники которого знают, что они делают, делают своевременно и делают с энтузиазмом. Я был на съемках нового фильма у Паши Руминова («Мертвые дочери»). Вот у него в команде есть ощущение, что все движимы каким-то общим родством и стремлением. Там не столько профессиональные отношения, сколько отношения дружбы и сотрудничества. Этому можно только позавидовать, но я, наверное, больший прагматик в этом смысле. В первую очередь я за нормальные профессиональные отношения, а все остальное приложится. Наверное, дело в том, что я разграничиваю свою личную жизнь вне кино и работу. Дома и с друзьями я один человек, а на площадке — совсем другой. Не хотелось бы переносить личные отношения на площадку. Дружеские отношения не обязательно должны привести к расхлябанности, но я все равно предпочитаю, чтобы на съемочной площадке существовала субординация и все занимались делом, для которого мы собрались — снимать кино.

- В «Неадекватных людях» музыка была ваша, к фильму «Вдребезги» вы ее снова будете писать сами?
- На «Неадекватных…» была и заимствованная музыка, моей только процентов семьдесят. С фильмом «Вдребезги» ситуация пока непонятная, потому что я проводил то, что называется мьюзик супервайзинг, у нас по-моему такого термина нет. Отобрал довольно большое количество групп, музыка которых в принципе может подойти для фильма. Кроме того, мы сотрудничаем с Костей Чалых, гитаристом и вокалистом группы «Мои ракеты вверх!», и если все сложится по графикам, то, скорее всего он будет сочинять музыку к фильму «Вдребезги».

- А просто сочинительство вам не чуждо? Или вы пишете музыку только для саундтреков?
- На фильме «Вдребезги» у меня на музыку просто не будет времени. И, что называется, «для себя» я не пишу по той же причине. Хотя хочется, это увлечение с детства. Музыкального образования у меня нет. В основном сочиняю музыку на компьютере.

- Вы ведь клипмейкер, в монтаже фильма вы идете от музыки или от видеоряда? Что вы снимали до «Неадекватных…» и «Вдребезги»?
- Короткометражки. Занимался супервайзингом спецэффектов к музыкальным клипам. За границей некоторое время работал на телевидении, делал трейлеры к фильмам и программам. Все это, безусловно, дало некоторый опыт, но формально нельзя назвать обучением. Если б меня попросили указать в какой-нибудь анкете, где я учился на режиссера, то я бы ничего не написал.

Молодой режиссер Роман Каримов, буквально ворвавшийся в большое кино фильмом «Неадекватные люди», похоже, разбивает самый главный из существующих стереотипов — мнение о том, что у нас не умеют снимать жанровое кино. Умеют. Достаточно сказать, что фильм был очень хорошо принят российским прокатом — кинотеатры продлевали сроки показа и ставили дополнительные сеансы «Неадекватных…». Событие, поверьте, достойное Книги Гиннесса.

Беседовала Татьяна Попова

01.04.2011