Группа компаний Парадиз

"РОЛАН" (№1 Февраль'2012)

В первый день весны на экраны кинотеатров выйдет жизнеутверждающая комедия «Самоубийцы», в которой продюсер Александр Стриженов собрал яркий актерский ансамбль: Алексея Воробьева, Оксану Акиньшину, Вилле Хаапасало, Михаила Полицеймако, Марата Башарова, Гошу Куценко… Тем сложнее была задача, которую пришлось решать Евгению Стычкину — исполнителю одной из главных ролей. В кино у него — уже более шестидесяти фильмов, плюс многолетняя работа в нескольких
театрах одновременно, и так — во всем…


- Актеры и роли часто предназначены друг другу, вы настолько зажигательно сыг- рали в «Самоубийцах» Толика, что трудно представить кого-то другого в этой роли. С чего все начиналось?
- Мне позвонил Александр Стриженов, предложил прочесть сценарий, подумать. Сказал, что это будет совместное творчество. Мне сразу понравился сценарий, и сама идея, и концепция. Мы познакомились с режиссером фильма Егором Барановым, с Лешей Воробьевым, продюсерами Любой Калинской и Геннадием Мерку- ловым — и нашли друг в друге единомышленников. Дальше все вместе сидели, что-то выдумывали, хохотали, изменяли. Конечно, меня сначала испугала перспектива сниматься за мифический процент от мифического проката. Для начала, у нас проката российских картин практически нет, а во-вторых, даже если он есть, то надежда на него иллюзорна, всегда. Поэтому с моей стороны решение сниматься в этом проекте было довольно странным коммерческим ходом. Но я получаю удовольствие от своей профессии, как ни от чего другого в жизни. И я подумал, что приятнее потерять деньги, получив интересную работу, чем терять деньги, отказываясь от того, что не интересно. Поэтому я согласился, и сейчас рад, что они меня туда заманили.

- Сценарий часто претерпевает изменения в процессе съемок. Был риск, что вы ввяжетесь в совсем другую историю, чем то, что получилось в результате?
- Изначально это был сценарий черной, очень черной комедии, но мы договорились о том, что сценарий — скорее повод для творчества, поэтому я особенно не рисковал. Очень много гэгов, шуток, ситуаций было рождено в процессе, потом огромное количество вещей было придумано прямо во время съемок. Конечно, надо отдать ребятам должное, на монтаже и работе со звуком все задуманное было доведено до ума.

- Вы претендуете на то, чтобы стать соавтором сценария, не в этот, так в другой раз?
- В смысле — вписаться в титры? Знаете, у меня своеобразная паранойя — я всегда пристаю к режиссерам, чтобы переписывать сценарий, что-то изменить, точно так же я веду себя на съемочной площадке, независимо от именитости режиссера… Хочу ли я, чтобы это непременно было отражено в титрах? Нет, я не настаиваю, значение имеет только роль.

- В таком случае, как у вас складывались отношения с режиссером Егором Барановым?
- Он молод, он практически дебютант, при этом уже успел серьезно заявить о себе. Егор — монстр!

- Вот с этого места подробнее, пожалуйста…
- Режиссер — совершеннейший монстр. Несмотря на свою молодость, он довольно жестко добивается от съемочной группы, и от артистов в том числе, чтобы мы исполняли его волю. Он хорошо понимает, чего хочет, и даже если не всегда может сразу это объяснить, то в результате все равно получает от нас именно то, что ему нужно. Он гораздо чаще отвергал мои предложения, чем многие другие, абсолютно мотивированно объясняя, почему я не прав, а он — прав. Он нас так мучил, так морозил, заставлял нас делать вещи, в которые невозможно поверить…

- Например?
- Например, мы прыгали в ледяную воду без страховки. И мы, и каскадеры пытались Егору объяснить, что в реке существует все-таки течение, и, оказавшись в холодной проруби, актер рискует быть затянутым под лед, и без страховки тебя уже никто и никогда из-под этого льда не вытащит… На что режиссер сказал, что он не может нас заставить, но было бы очень правильно прыгать без страховки. В результате я взял со всех честное слово, что из фильма о фильме выкинут съемки этой сцены, потому что делать это — непрофессионально. И мы прыгнули. Так было постоянно: Леша Воробьев, вообще лишенный страха, болтался, обвязанный веревкой, на шестнадцатом этаже, мы падали с крыш, сами влетали в окна, Оксана Акиньшина прыгала с шестом... Мы говорили Егору, что если такое творится на его первой картине, то на следующей он придумает что-нибудь еще более омерзительное… Он пообещал, что так и будет.

- Егор Баранов только что закончил снимать «Соловья-Разбойника», где вы, кстати, тоже играете… Прогноз оправдался?
- В «Соловье-Разбойнике» Егор Баранов в тяжелейшей батальной сцене в течение четырех дней обливал нас водой. Чего, конечно, не было в сценарии. Он был монстром на «Само-убийцах» и теперь становится все страшнее и страшнее.

- В подобных случаях у режиссера рано или поздно начинаются проблемы с продюсерами. Как на «Самоубийцах» складывались отношения с продюсером Александром Стриже- новым? Он ведь и сам снимает…
- Стриженов у нас не просто продюсер, он художественный руководитель. Он с самого начала очень любовно подошел к этому проекту, не говоря уже о том, что мы все финансово заинтересованы в успехе картины. Он очень много сделал на всех этапах работы и при этом предоставил Егору достаточную свободу, для того чтобы нами руководила энергия дебюта. Это был едва ли не идеальный вариант работы.
- Можно сказать, что на площадке были созданы все условия для самовыражения?
- Это невозможно назвать условиями. Когда правки в сценарий записывались на бегу, на каких-то случайных листах бумаги, в холоде, когда съемки длились по шестнадцать часов без перерывов на обед… Но все имеет смысл, когда есть ради чего. И «Самоубийцы» того стоили!

- Каким критериям должен отвечать сценарий, от которого вы не сможете отказаться?
- Литературная основа — это главное. Если в основе сценария нет хорошей литературы, то там чаще всего нечего играть. После того как меня пригласили сниматься у Сергея Снежкина в «Белой гвардии» по Михаилу Булгакову, возникает вопрос — что дальше? А дальше — только сойти с ума от следующего сценария, который я буду читать, потому что вряд ли он будет адекватен этой высочайшей планке. Все познается в сравнении.

- Тем не менее жизнь продол-жается, и наверняка вы сейчас снимаетесь в каком- нибудь интересном проекте…
- Есть такой прекрасный греческий режиссер Янис Смарагдис, он написал сценарий о греческом пирате по имени Варвакис. Практически всю свою жизнь этот персонаж прожил в России, и у него был друг, дворовый человек, коего я и играю. Себастьян Кох играет Варвакиса, а Катрин Денев играет Екатерину II, а жену Варвакиса играет Оля Сутулова, что мне, конечно, приятно. Проект греческий и Sony Pictures, хотя подразумевается участие российских продюсеров, и я пытаюсь сейчас что-то сделать в этом направлении.

- Вас интересует продюсирование?
- Последнее время у меня появилось ощущение, что было бы неправильно оставаться только артистом. Потому что актерская профессия зависима и, будучи артистом, ты в любом случае не имеешь достаточной возможности выбора. Если актер очень избирателен, то часто сидит без работы. Если же актер не очень избирателен и хватается за все, что предложат, тогда вообще непонятно, зачем он этим занимается. То, что я сейчас пытаюсь делать, можно называть как угодно, но я считаю, что актер, если это в его силах,
должен пытаться инициировать проекты, которые ему интересны.

- В принципе, это давным-давно происходит в Голливуде, да и европейский кинематограф может дать множество подобных примеров…
- Если заглянуть в IMDB и посмотреть фильмографии известных голливудских артистов, то все сразу становится ясно. Вот они идут наверх, набирая с каждым проектом. Потом две-три картины — ерунда собачья, а следующая картина — хорошая. Только в этой картине артист еще и продюсер. Это нормальная система. Я сейчас готовлю довольно большой проект с Ильей Хотиненко, придумали его уже год назад, написали сценарий… Но пока еще рано говорить на эту тему.

- Скоро на экраны выходит фильм «Самоубийцы», он, безусловно, пополнит ряды талантливого и вполне прокатного российского кино. Что бы вы хотели сказать своим зрителям?
- Смотрите хорошее российское кино. Получайте от него удовольствие. Не требуйте от нас слишком легких впечатлений, потому что в этом случае мы идем у вас на поводу и начинаем снимать всякую ерунду. Кинематограф, как искусство, требует от зрителя сил, подключения, и если вы приложите небольшое усилие, вы станете соавторами фильма и будете вознаграждены.

Беседовала Татьяна Попова

01.02.2012