Группа компаний Парадиз

"РОЛАН" (№2 Март'2012)

Сладкий плен
Перед нами — экранизация одной из самых популярных и знакомых с детства сказок мира в оригинальной кинематографической интерпретации Тарсема Синха.
Итак — история Белоснежки. Как будто знакома всем и в то же время и на этот раз волшебна и совершенно нова.
Сюжет вроде бы сохранен в своей первозданности, да и герои все те же, но при этом сказка и экранизация превращена в такую масштабную, такую фантастическую комедию для зрителей любых возрастов, каждый эпизод насыщен такими остроумными и смешными нюансами, столь тонким юмором и просто веселыми приколами, герои (сохраняя стилистику персонажей старинной европейской сказки) говорят на таком живом языке (и даже отпускают смешные шутки в адрес современной фэшн-индустрии и политики), фабула обогащена настолько неожиданными и оригинальными сценар-ными ходами, что зритель оказывается в окончательном и бесповоротном плену.

Долой стереотипы!
Вы никогда не задумывались, что вас так всегда раздражало в милых Золушках и отчаянно красивых Белоснежках? Может быть, то, что они слишком добродетельны, слишком смиренны? Или, кроме всего прочего, так охотно готовы сносить всякую гадость и вообще ждать, пока у принца наступит прояснение в мозгах? И даже не хохотать мстительно в конце, когда торжествует справедливость.
Наверное, Тарсема Синха посещали те же мысли, и тогда он решил в своей киноверсии приблизить Белоснежку к идеалам нормальной мальчиковой доблести. Ну, например, ввести в фильм мысли вроде: «Я бы этой Королеве башку оторвала!»

Once upon a time…
Предысторию появления принцессы Белоснежки (Лили Коллинз) и обстоятельства ее трагического сиротства Синх вывернул наизнанку, представив их совершенно нетрадиционно — в виде оригинального трехмерного мультфильма, который Злая Королева (Джулия Робертс) демонстрирует с помощью модернизированного магического кристалла.
Вся история королевства, рождения чудо-принцессы и гибели ее королевских родителей снабжается колкими и едкими саркастическими ремарками злючки-красотки, то бишь Королевы. Ну, вроде той, что «жители этой чудесной страны только пели и танцевали, где уж тут найти время для работы...» или «король встретил самую умную и обворожительную женщину на свете, ею была я, и это моя история».
Далее последовали находки.

Робертс. И этим все сказано
И в этом состояла первая находка Тарсема и его сценаристов. Героиня Джулии Робертс, что называется, «жжет» в картине на полную катушку. Злая Королева не имеет ничего общего с безыскусно-завистливыми и подлыми мачехами прочих экранных Белоснежек. Королева Робертс у Синха — образец остроумия и придворного коварства. Трудно не признать, что именно она, с ее стильным сарказмом и артистичной иронией, и есть на самом деле главный драматургический центр повествования.
Ее попытки охмурить простодушно-прекрасного Элкота, принца Валенсийского (Арми Хаммер), ее перепалки с мягкосердечным дворецким Брайтоном (Натан Лейн), ее холодная выжидательная ненависть к Белоснежке и циничное отношение к государственным делам настолько остроумно обыграны и обставлены настолько точными диалогами, что «положительным» героям сказки — Принцу и Белоснежке — определенно нечем было бы крыть.
Если бы не... гномы!

Банда
Это вторая и не менее значимая находка кинематографистов. Таких забавных и трогательных разбойников-бунтарей история о Белоснежке еще не видела. Передвигаясь на эксклюзивных пневмоходулях, маленькие гномы грабят королевских сборщиков налогов, ловко и отчаянно сражаясь за свою добычу. Каждый из этих мелких, но ярких персонажей обладает своей, весьма драматичной историей, уникальным характером и даже мнением, которое они высказывают одновременно, хором — все сразу…
В компанию из семи гномов новой «Белоснежки...» вошли звезда сериалов и фильма Френсиса Лоуренса «Воды слонам!» Марк Повинел-ли, актер-лилипут Джордан Прентис («Залечь на дно в Брюгге»), звезда сериала «Дефективный детектив» Дэнни Вудберн, гремлин-рулевой из «Сказок на ночь» Адама Шенкмана Себастьян Сарасено, забавный азиатский парень из сериала «Косяки» и ленты «Очень эпического кино» Рональд Ли Кларк, полюбившийся всем карлик Марти из «Пиратов Карибского моря» — Мартин Клеббэ (и между прочим, самый быстрый и сильный карлик на Западном полушарии), а также блестящий комедийный актер Джо Гноффо.

Блинчики и мальчики
Многое меняется в жизни лесных разбойников, когда в их логове появляется добрая, милая Белоснежка, изгнанная из дворца в лес на верную смерть. Конечно, им нелегко свыкнуться с огромной, выше метра ростом, девчонкой, но когда в их жизни случается первое чудо — например, сбалансированное питание: горячий суп и блинчики — их сердца тают…
Отношения девушки и гномов и есть третья главная находка Тарсема. Потому что Белоснежка не лежит в каком-нибудь там хрустальном гробу, и не поучает добреньких гномиков тоненьким голоском. Она у мелких мятежников учится всей их бандитской премудрости, а затем становится во главе их отряда и вступает в борьбу с режимом Королевы. Нежно щебечущее создание встает на тропу войны…
Но и на этом не заканчивается список фишек этого фильма. О тайне Волшебного зеркала, странном Монстре, убийцах-марионетках и других секретах королевства зрителям предстоит узнавать самостоятельно.

Магический кристалл
Фильм «Белоснежка: Месть гномов» получился пышным. Ярким. Захватывающим и остроумным. Кроме того, в нем волшебно сошлись мотивы и эстетика разных культур. Чего стоит одна только финальная песня в блестящем исполнении Белоснежки! В ней есть все — и атмосфера индийского праздника, и феерия европейского дворцового карнавала, и щемящая лиричность новоорлеанского соула.
Да и все сцены и персонажи, даже второстепенные, настолько харизматичны, снабжены настолько достоверной предысторией и, в конце концов, настолько великолепно одеты (в костюмы от знаменитого японского дизайнера Эйко Ишиоки), что становится просто отчаянно весело. Именно краски и оттенки этой истории, пожалуй, и привлекают особое внимание. Потрясающий визуализатор, Тарсем в очередной раз удачно сплетает мифологические эстетики Востока и Запада: например, дворец, в котором Белоснежка коротает свой унылый век в домашнем полуаресте у Злой Королевы, больше всего напоминает кремлевский ансамбль с колокольней Ивана Великого, а стражники дворца тянут на смесь Дарта Вейдера с футуристическими мамелюками.
Вы сами-то можете представить себе хоть одного ребенка или взрослого, которого бы не затянул весь этот вихрь завораживающей, сказочной, шумной, сверкающей всеми красками рая, стремительной ярмарки? Я — нет. Ослепительный водопад фантазий оттенков сказочного индийского сари изящно наброшен Синхом на плечи Королевы-красотки. Ей и ему нет равных. Магический кристалл не лжет.

01.03.2012