"РОЛАН" (№5 Июнь'2012)
Роберт Де Ниро, Сигурни Уивер, Киллиан Мерфи, Элизабет Олсен — в
мистическом триллере о том, чем могут обернуться опасные опыты с неизведанным. Новый проект от режиссера «Погребенного заживо» Родриго Кортеса. В преддверии выхода фильма на экраны создатели приоткрывают тайны «Красных огней»…
СЦЕНАРИЙ
Сигурни Уивер:
- Сценарий фильма «Красные огни» невероятно захватывающий, даже вызывающий. Родриго Кортес создал целый паранормальный мир, и зритель в действительности часто не понимает, где в картине правда, а где вымысел. Главный вопрос: правда ли в нашей жизни есть нечто, что скрывается за ширмой обыденного и реального?
Киллиан Мерфи:
- Это был красивый, очень умный сценарий с поразительными диалогами. Быть может, эта история будет не так уж проста, но фильм способен сильно увлечь. Здесь много тайн и мыслей, по сути это развлекательное кино. Мне такие фильмы нравятся, именно на такие картины я и сам хожу в кинотеатр. «Красные огни» — сложная, удивительно прописанная история, в которой задействованы разные уровни восприятия. Сначала все кажется очень реалистичным, а затем зритель вдруг понимает, что он видит далеко не все, что уже давно нельзя ничто принимать на веру. Эта интрига — главная фишка проекта. Лично мне было очень интересно играть в тонкие игры этой истории.
ТАЙНЫ ГЕРОЕВ
Роберт Де Ниро исполнил в фильме роль экстрасенса Сильвера:
- Думаю, это такой притягательный, удивительный персонаж, загадочный и мистический, что-то вроде международного целителя, хилера, или какого-то странного экстрасенса. Некто очень интересный, совмещающий в себе черты самых разных людей, очень разумно их совмещающий, выступающий убедительно — вот в чем весь интерес…
Сигурни Уивер сыграла роль
доктора Маргарет Мэтисон:
- Моя героиня — профессор Университета парапсихологии, изучает паранормальные явления самого широ- кого профиля, от полтергейста до сеансов столоверчения и медиумов. Возможно, это самая умная и образованная героиня, которую мне доводилось играть. У нее очень скрытная натура и таинственная личная жизнь, связанная с ее сыном, который пребывает в коме. Это очень сложный образ, удивительно, как Кортес и его второй сценарист смогли создать такую героиню. Надеюсь, зритель ее примет и полюбит, как это случилось со мной.
Киллиан Мерфи воплотил на экране ученого-физика Тома Бакли:
- Я играю Тома Бакли, молодого профессора Университета и коллегу героини Сигурни Уивер. Бакли — класси- ческий физик, он работает с Маргарет Мэтисон в департаменте, который занимается развенчанием многочисленных парапсихологов и экстрасенсов с научной точки зрения. Часто ему приходится вместе с коллегами выезжать на места так называемых паранормальных активностей и разбираться в каждом отдельном случае, чем же вызваны неожиданные реакции тех или иных объектов. Это человек академического образования и научного мышления, эдакий классический персонаж, мечта любого актера.
РЕЖИССЕР
Сигурни Уивер:
— Родриго — удивительный режиссер, он очень хорошо знает, чего ему нужно добиться на выходе. Он написал сценарий сам, и он погружает актера в мир сложных взаимоотношений науки и чего-то невысказанного. Ему удается создать свой мир, с хорошо продуманной сложной научной лексикой и явлениями, которые не всегда были понятны даже нам, актерам. Мне нравится смелость Кортеса при его абсолютно четком представлении о том, что будет интересно зрителю. А ему самому, например, интересна не просто обычная история, а многоуровневый слоеный пирог из разного рода реальностей и точек восприятия ситуации вокруг главных героев. При этом Кортеса еще хватает на юмор и даже на какую-то сердечность в своем кино. Родриго — один из тех редких режиссеров, у которых есть не только интеллект и дар особого режиссерского видения, но еще и душевные силы для иронии и любви. Он очень забавный человек, постоянно подшучивает над собой и своим английским, который у него, кстати, идеальный. Он вообще очень добрый и, кажется, очень тонко понимает актеров. У него превосходный кастинг — от больших до самых эпизодических ролей. Каждый нюанс он тщательно обдумал и обсудил с тем или иным исполнителем, мало того, он весьма чутко понимает, как работать с актером, что нужно актеру. Было приятно работать в его съемочной бригаде.
Элизабет Олсен:
- Родриго Кортес полон позитивной энергии, он так заразителен и с таким воодушевлением работает на площадке, что даже самые сложные и рутинные рабочие будни проходили без монотонности. У него непередаваемое чувство юмора, иногда и не поддающееся переводу.
Киллиан Мерфи:
- Это очень одаренный, я бы сказал, особенный режиссер. Один из лучших, с кем мне доводилось работать. В то же время он и отменный писатель, его сценарий — это просто что-то! А как режиссер — Родриго обладает четким пониманием языка кинематографа и своей задачи на площадке. Он очень уверенно ведет процесс, и его уверенность передается всем, у него получалось заразить актеров своим видением проекта. С таким прикрытием, как режиссер Кортес, актер способен сам рисковать и искать что-то в персонаже, он понимает, что его всегда поддержат и направят. Я думаю, он очень сильный режиссер с большим будущим.
ПРИРОДА
Сигурни Уивер:
- Я довольно скептично к этому отношусь. Я совершенно согласна со словами моей героини, которые она произносит в начале фильма, о способности человеческого мозга в определенных условиях производить на свет удивительные вещи, разного рода шедевры, то, что потом невозможно повторить. Я уверена, что наш мир, реальность, в которой мы живем, настолько полна необыкновенных вещей, чуда, что нет даже и смысла погружаться в какие-то другие измерения. Для меня и обычные природные явления, как радуга, молния, вулкан, — это уже чудо, загадка. В одном океане столько загадок! Я думаю, что после смерти люди просто отправляются на покой, они как бы отдыхают от бренного мира. Когда я думаю о тех, кто был мне дорог, я надеюсь, что они пребывают в таком блаженном покое...
В общем, я не вижу необходимости проникать в какие-то параллельные миры.
Киллиан Мерфи:
- Что делает всю эту проблематику особенно притягательной — это то, что люди страстно желают верить во всякого рода сверхъестественные проявления, четвертые измерения, жизнь после смерти и прочее. По разным причинам множество людей ужасно хотят в это верить. Я, правда, к их числу не отношусь.
СЪЕМКИ
Киллиан Мерфи:
— Все происходило в Испании, с нами работали в основном испанские кинематографисты, которые очень бережно относились к нашему труду, старались не мешать актерам. Для актеров, которые приехали из Америки, или из Англии, была создана очень плодотворная атмосфера. Думаю, именно так и надо снимать кино.
Сигурни Уивер:
- Большая часть съемок прошла в Барселоне, и я с удовольствием могу порекомендовать этот город в качестве локейшна. Красивейший город, прекрасная кухня и повсюду атмосфера радушия — такого со мной давно не бывало. Надеюсь когда-нибудь еще поработать в этом городе, я подумываю о том, чтобы провести здесь отпуск. Съемочная группа была отличная, все пахали что было сил, и все проявляли профессионализм и самоотдачу.
ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ТАЙНЫ
Родриго Кортес:
- Природа паранормальных явлений и отношение к ним — вот о чем этот фильм. О столкновении и взаимодействии трезвого, научного и разумного начала и мира магии, иллюзионизма, мира непознанного и необъяснимого. В своем фильме я демонстрирую некоторые механизмы восприятия мира, мозговые аберрации, которые доказывают, что мозг — не самый надежный инструмент в познании мира. Это весьма несовершенный аппарат, который часто нас обманывает.
Само название картины — «Красные огни» — отсылает к так называемым «красным огням», термину в парапсихологии, обозначающему подозрительные, странные и необъяснимые детали, проявляющиеся в повседневности. Если взять любую картину или фотографию городского пейзажа, очень часто опытный ученый заметит какие-то странные, необъяснимые детали, которые и называются «красными огнями», глядя на них даже простой человек скажет: «Да, тут что-то не так...»
По ходу развития сюжета мои герои обнаруживают, что они не осознают, где они находятся, в каком из миров, и что происходит на самом деле. Они не теряют способности анализировать, но этот анализ заставляет их постоянно менять свою точку зрения и свое представление о происходящем. Скоро становится невозможно предугадать, что произойдет в следующее мгновение, и они превращаются в таких искателей «красных огней», которые смогут вывести из запутанной ситуации. Как в какой-то игре с намеками и подсказками, которые не просто проясняют дело, но демонстрируют, насколько слабы механизмы восприятия мира человеком.
Главный наш персонаж, профессор и маг Сильвер в исполнении Де Ниро, был придуман мною в самом начале работы над фильмом, в каком-то смысле все на нем и держится. Это такой остроумный, тонкий и местами циничный человек, но при этом обладающий своего рода человеческим теплом, живым характером. Здесь Де Ниро подходит идеально: Сильвер — это известный иллюзионист и целитель, который возвращается в мир после тридцатилетнего отсутствия, никто и не понимает зачем. Этот образ создается прежде всего голосом, манерой говорить, ему не нужно много двигаться, чтобы передать то постоянное присутствие угрозы и опасности, которые от него исходят. И Де Ниро, как гигант сцены, справляется с этим прекрасно.
Так же и Киллиан Мерфи — с его двойственностью, способностью играть и в романтической комедии, и в триллере с незначительными изменениями в манере подачи персонажа. Он может быть трогательно-наивным ребенком, а может и опасным и сошедшим с катушек чудовищем. Оба этих его полюса пригодились для нашего персонажа.
Я снимал этот фильм как убедительное и, по возможности, достоверное свидетельство существования необъяснимого. Я хотел попробовать описать необъяснимое, которое можно увидеть своими глазами, а не просто вывести на экране какие-то магические клише и приемы. Поэтому элемент сомнения и неуверенности — постоянный спутник моих героев. Они не могут отличить подделку, трюк от реальной магии или чуда. Часто естественное неотличимо от сверхъестественного. Каждое событие фильма можно рассматривать с обеих этих точек зрения. И зрителей фильма ожидает то же расследование.
Материал подготовил
Станислав Бенецкий