Группа компаний Парадиз

   

"РОЛАН" (№5 Июнь'2012)

Интервью с известными кавээнщиками и актерами Сергеем Писаренко и Евгением Никишиным (так сказать, фронтменами уральского «Уездного города») неизбежно превращается в череду скетчей, потому что КВН для них не только образ жизни, а еще и форма мировосприятия. И нет никакой искусственности в том, как они шутят, да они и не стараются намеренно острить, чтобы соответствовать характеристике «веселый и находчивый». Они на самом деле так выражают свои чувства и мысли, что абсолютно естественно и непринужденно получается что-то веселое, смешное и парадоксальное. Большинство людей и не замечает, как по временам попадает то в Страну чудес, то в Зазеркалье, относясь ко всему слишком серьезно, а Серега и Женечка (именно так их зовут поклонники КВН) фиксируют эти моменты и реагируют на них мгновенно каскадом острот. Вот и их очередные персонажи из новой комедии страстно стремятся вырваться из Зазеркалья своего уездного городка, чтобы оказаться, как им кажется, в Стране чудес — в столице. Что из этого получится? Одна «Большая ржака»!

- Публика часто ставит знак равенства между артистами комедийного жанра и их героями, и в новой картине с вашим участием многие начнут искать такое сходство: вы ведь тоже в свое время стали покорять столицу. Что скажете таким простодушным зрителям — вы похожи на своих персонажей из «Большой ржаки»?
Е. Н.: Ой, тут в ресторане слышно плохо. На кого?
С. П. (громко — Евгению): На персонажей своих! Я сам отвечу. Внешне вообще очень похожи!
Е. Н.: Я и по жизни так одеваюсь. Когда примеряли костюмы на съемочной площадке, смотрю: странно, по-моему, это мою собственную одежду мне и дали.
С. П.: У меня даже один пиджак есть такого же фасона, как у моего героя. В одежде, которую герои носят в начале фильма, когда они еще никому не известны, — мы уже не ходим. Мы в жизни, наверное, наши герои, но уже в той фазе, когда они стали продюсерами.

- Так есть ли у вас рецепт успеха провинциала в столице?
Е. Н.: Что? Рецепт?! Какой?
С. П. (громко — Евгению): Ваш рецепт успеха!
Е. Н.: Во-первых, нужно хорошо слышать!..
(Сергей смеется, Женя выдерживает паузу.)
С. П.: Нет, для начала, чтобы столицу покорить, надо в нее приехать.
Е. Н.: Н-да, по Интернету не получится. И еще главное в Москве — не заблудиться. Устроиться на работу — хотя бы в домоуправление, подметать дворы.
С. П.: Причем желательно подметать дворы где-нибудь около Союза кинематографистов. Именно там тебя заметят и сделают предложение…
Е. Н. (подхватывает): «А… нельзя ли мести в другое время?»

- Конечно, всех перипетий сюжета я пересказывать не буду, но для затравки скажем читателям, то есть потенциальным зрителям, что интрига «Большой ржаки» закручена вокруг поиска золота Колчака героями реалити-шоу. А сами вы когда-нибудь участвовали в реалити?
Е. Н.: О-о! Было! Мы участвовали. Это был 2000 год, было лето. Шоу снималось три дня всего — в Челябинске. На пивзаводе!
С. П. (оживившись): А, да-да, припоминаю!
Е. Н.: Участники где-то бегали, выполняли какие-то задания — типа «Форт Байярд». Но только мы-то там были не участники, а соведущие. Но так как на пивзаводе дело было — очень сложно вспомнить подробности.
С. П.: Почему же? Я вот, например, помню: победитель получал ящик пива.
Е. Н.: А вот в прошлом году мы отказались поехать на «Жестокие игры», потому что они еще жестче, чем «Большие гонки», на которые мы уже в этом году поехать согласились.
С. П.: Да, там мы будем отстаивать честь России. Решились на это потому, что там идет соревнование между разными странами, это интереснее, почетнее — поддержать свою команду. Хоть будем знать, ради чего отправляемся на бой быков.
Е. Н. (трагически): На бой с быками, ты уж говори правильно. Нас еще и в «Последний герой» звали сниматься на Украину. Мы не поехали — угадайте почему.
С. П.: Да чего тут гадать. Все очевидно. Голодно там. Из еды только трава да песок. А Жене терять вес и выходить из образа ни к чему.

- Послушав пару невероятных автобиографических историй в вашем изложении, могу предположить, что вы и сокровища в своей жизни искали. Я права?
С. П.: Да-а! Вы знаете, несколько лет назад у меня бабушка померла, Царствие ей небесное, старенькая совсем. А она у меня казачка была, так я, спустя сорок дней, решил — ну точно у нее где-то клад припрятан! Мы с моим другом дня два везде искали — нашли только одну серебряную ложку. Я тогда решил, что она, сто процентов, какая-нибудь элитная, в общем, особо ценная. И это нас как-то успокоило. А еще как-то раз во время съемок одной передачи нам с Женей показали озеро, в которое, по преданию, Емельян Пугачев бросил бочку с золотом — ну, когда его уже загнали в угол. Так вот, мы все ходили с Евгением вокруг этого озера, заглядывали в его воды. Я все не мог успокоиться, говорил: «Неужели водолазов сюда нельзя запустить, оно же небольшое?» — никак меня эта история не отпускала, про какие-то водные металлоискатели фантазировал.
Е. Н.: Сергей постоянно меня спрашивал: «Ты глубоко ныряешь? А как у тебя с дыханием под водой?»

- А как бы вы распорядились золотом Пугачева или Колчака, короче, найденным кладом?
С. П.: Мне кажется, что мы так бы и не придумали, что с ним делать. Наверное, как в сказке, опустили бы этот сундук или ящик в какой-нибудь погреб и спускались бы туда время от времени, чтобы только поднимать крышку и молча стоять около, любоваться в темноте сиянием сокровищ.

- Ну да, как скупые рыцари…
Е. Н.: Да мы бы и этого не сделали. Думаю, мы бы его переименовали в писаренко-никишинское золото и… перепрятали!
С. П. (одобрительно): На следующие сто лет! Где-нибудь на Дмитровском водохранилище.
Е. Н.: И снимали бы там в окрестностях «Большую ржаку — 2».

- Вы много лет работаете в дуэте — не надоели друг другу?
С. П.: Лишь бы зрителям не надоели. Нам, наоборот, здорово  — мы чувствуем реакции друг друга, один подхватывает идею, которую кидает другой, хотя это может быть стопроцентная импровизация. Но мы пони- маем друг друга моментально. Вот однажды к нам на передачу в гости пришел Виктор Мережко, человек внешне суперсерьезный. Был бы я один, растерялся бы: как его расшевелить? А тут Женька как-то удачно пошутил, сказал пару фраз, я тоже сориентировался, развил тему, и мы так, пасуя друг другу, сняли напряжение первых минут знакомства. И Мережко у нас тоже включился, все замечательно получилось. Мне кажется, это плюс — работать вместе; мы иногда, кстати, меняемся своими амплуа — я могу стать очкариком-недотепой, а Женька каким-нибудь разбитным дальнобойщиком там или еще кем-то. Дуэтов комических не так много, чтобы нам не ценить наш дуэт.

- Зрители привыкли, что если в фильме снимаются кавээнщики, то, значит, они кроме того и сценаристы, авторы этой киноистории. А вы тоже в данном случае были не только актерами?
Е. Н.: Нет, к сценарию мы отношения не имеем, мы здесь только актеры.
С. П.: Но надо отметить, режиссер Виталий Москаленко всегда с интересом выслушивал какие-то наши предложения, и многие из них мы воплотили, где-то вставили фразочки, шутки, какие-то наблюдения от себя, то есть на съемочной площадке приветствовалось такое творческое отношение к материалу.

- А были ли еще претенденты на роли ваших персонажей — главных героев картины?
Е. Н.: Насколько я знаю, рассматривались кандидатуры Гарика Харламова и Тимура
Батрутдинова. Возможно, были и еще варианты, мы просто не знаем. Видимо, то, что выбор остановили на нас, произошло благодаря тому, что мы не из столицы и в этом смысле изначально подходили под нужные типажи.
С. П.: Ну еще мы с тобой разные, более разные, чем Батрутдинов и Харламов, они в одном направлении, что ли, и характерами в принципе похожи, и по фактуре. А тут -
толстый и большой, все нагляднее, зримее, на контрасте.
Е. Н.: Когда мы пришли на пробы, я увидел режиссера Виталия Николаевича Москаленко и, честно говоря, оробел. Сразу было видно настоящего профессионала, который знает, чего хочет, и владеет ситуацией на съемочной площадке. Безумно эмоциональный, сам все может показать, а где надо — и жестко выразиться.
С. П.: А он все пропускает через себя, через себя прогоняет каждую сцену, вместе с тобой все играет.
Е. Н.: В общем, я заволновался, чего обычно со мной не бывает на пробах. И что интересно, сначала Виталий Николаевич нам предложил роли наоборот, то есть я пробовался на персонаж Сергея, а он — на моего героя. Ну, потом мы поменялись ролями, и все встало на свои места.

- Если бы вам задали вопрос: «Почему надо посмотреть комедию «Большая ржака»?» — что бы вы ответили?
С. П.: Потому что мы сами такие. Такие, как ее герои. Потому что, помимо всех грехов, есть два общечеловеческих, от которых в той или иной степени не избавлен никто из наших современников — тщеславие и жадность. И если нашими двумя персонажами движет исключительно жажда славы — попасть из своего Североволжска на большие экраны, то остальные пускаются в этот галоп за золотом по своей жадности.
Е. Н. (все время, что Сергей говорит, сосредоточенно думает и наконец выдает):
Потому что там Медведева и Семенович снимались. Я так точно поэтому посмотрю. А ты?
С. П.: Ну, там и другие гениальные актеры снимались. Театр сатиры, к примеру, представлен широко, да и МХТ, в фильме снялись также звеза программы “6 кадров” Сергей Дорогов и Андрей Кайнов, и многие другие.

- Должна сказать, уже одно название комедии — «Большая ржака» — вызывает у снобов предубеждение, многие вообще считают комедию низким жанром. Странный парадокс: все вроде смотрят «6 кадров» и смеются, но не спешат в этом признаться. Так все же эта комедия — уступка такому ширпотребному юмору?
С. П.: Поскольку смонтированный материал мы не видели, судить о том, что в итоге получилось, не берусь. Но, судя по процессу, это в любом случае должно быть весело. У нас на съемочной площадке была реальная ржачка. Даже режиссера мы раскалывали периодически. Но мы можем судить только об основной сюжетной линии, которую несли на себе наши персонажи, а ведь была еще масса реприз с другими парами героев. Там своя ржачка была. Там были такие прекрасные находки. Из того, что мы видели — Семчев отлично сыграл фээсбэшника.
Е. Н.: Но предубеждение по отношению к нашим комедиям, к сожалению, существует. Причем если это американский фильм, ему почему-то прощаются шутки на грани фола, такие, знаете, очень физиологичные. Но если это отечественная комедия, начинают воротить нос. Но, позвольте, вы же над шутками в два раза жестче, грубее ухахатывались на американской комедии, там, извините, стены от фекалий коричневые, а тут, видите ли, низкий вкус всех смущает. Какие-то двойные стандарты существуют в критике смешного в западном варианте и в российском, я давно это заметил.

- У вас уже выстраивается галерея кинообразов, вы кинематограф осваиваете вполне успешно, но пока в чужих сюжетах и постановках. А может, взять процесс в свои руки и снять картину по собственному сценарию, в своем режиссерском видении, ну и, как водится, в актерском исполнении собственной персоной  — есть такие замыслы?
С. П.: Есть. Правда, на неожиданный для большинства сюжет — о школьном учителе. Это трагикомедия, там первая часть истории смешная, а вторая — грустная. Это рассказ про гениального педагога, который разрешает самые запутанные конфликты между учениками, помогает им находить выход из самых сложных ситуаций. Он творит чудеса там, где родители просто-напросто не знают, что делать со своими детьми. Я уже излагал эту идею некоторым инвесторам, но возникает вопрос — коммерческая ли эта тема. Хочется ее реализовать.
Е. Н.: Сейчас подзаработаем денег, чтобы ни от кого не зависеть. Продадим все движимое и недвижимое. И найти нас можно будет на Киевском или Казанском вокзале.

- Кстати, об инвестициях. По вашим наблюдениям, российская комедия в прокате способна окупиться?
С. П.: Да вот «Лопухи», предыдущий проект с нашим участием, себя окупил прекрасно. Причем пользовался успехом как у среднестатистического зрителя, возможно, не высоколобого интеллектуала, но вполне себе адекватного, так и у подростков и юного зрителя. Видимо, увлекла их атмосфера авантюрно-комедийной истории. Надеемся, что и «Большая ржака» себя оправдает.

- В каком кино вы мечтали бы сняться?
Е. Н.: Я бы снялся в фильме про войну. Но хотел бы я сыграть предателя, такого, знаете, неудачника, чтоб посмешнее.
С. П.: А я бы Василия Теркина сыграл. Неунывающего парня с гармошкой, правда, я на гитаре играю, но это не страшно. И еще злодея бы, с удовольствием.

- Злодея?!
С. П.: Вы просто не видели меня выбритым наголо — вот где «лицо ужаса». Помнится, в армии я однажды так вжился в образ, когда надо было вору, укравшему общественный магнитофон, учинить допрос с пристрастием для выяснения обстоятельств, что тот побежал к начальству с воплями: «Это же уголовник, убийца!» Так вот, я достоверно изобразил все, что прежде видел в разных фильмах — со всеми выражениями лиц. Причем это не была дедовщина, мы были одногодками. Но тогда же я получил еще один результат своего удачного актерского перевоплощения — загремел на семь суток на губу. Хотя могло быть и хуже.
Е. Н.: Эх, не довелось мне в армии послужить. И что-то мне подсказывает, что в военной тематике мне светит только предатель.
С. П.: Но зато какой смешной!
Е. Н.: Лишь бы кино было хорошим.

Беседовала Лилит Гулакян

01.07.2012