("РОЛАН" №8 Октябрь'2012)

* Жгучи- значит жгучий иронист или что-то в этом духе (прим.автора)

Если бы слова советского мультипликационного Карлсона «Малыш, со мною не соскучишься!» нужно было бы отнести к какой-нибудь из голливудских звезд, на одном из первых мест оказался бы, конечно же, он — Билл Мюррей.

Это абсолютный любимец журналистов и киноблогеров мира, чьи интервью, выступления или просто появления на публике не обходятся без фирменного мюрреевского юмора. Ироническая манера Мюррея с серьезным видом городить разного рода чушь давно снискала актеру славу комика на сцене и в жизни. Только опытный журналист может разобраться, где в его словах чистый вымысел, а где относительная правда, и как актер относится к тому или иному событию в своей карьере, между прочим на события весьма богатой.

Так, выступая на пресс-конференции в Торонто, где состоялась премьера фильма «Гайд-парк на Гудзоне», где Мюррею довелось сыграть 32-го президента Америки, Франклина Рузвельта, Билл был в особенном ударе. Например, тот факт, что актеру Мартину МакДугалу пришлось носить Мюррея на съемочной площадке (известно, что Франклин Делано Рузвельт после перенесенного полеомиелита мог передвигаться только в коляске), Мюррей прокомментировал так: «Думаю, ему пришлось несладко. Я, конечно, пытался питаться одними листьями салата, но это не помогло. Но он оказался силачом, этот МакДугал: сам размером с Оливию Уильямс и ростом с Микки-Мауса, он умудрялся в кадре таскать меня туда-сюда. Выпала ему такая честь...»

Так как фильм снимали англичане и съемки большей частью проходили в Туманном Альбионе, досталось и владычице морей от нашего Билла: «Работать с англичанами — то еще испытание. Я старался, как мог, быть хорошим, но мне приходилось туго. Понимаете, во мне еще много этого американского революционного барахла, а тут пришлось хорошенько наступить на горло своей песне. Да еще эта английская еда... Боже, у нас было два типа трапезы: пища, которую мы ели во время съемок, то есть по сюжету фильма, и такая же пища, которую мы ели в другое время. Так что по дому я успел соскучиться!»

Относительно любвеобильности своего прототипа, Франклина Рузвельта, Билл Мюррей весьма проницательно изрек:
«О, его осаждали женщины! Все эти матери, жены, любовницы, секретарши, служанки — все они мурлыкали и суетились, квохтали и хлопотали вокруг него, как в куры в курятнике. Слава Богу, что у него хотя бы была собака!»

Фильм «Гайд-парк на Гудзоне» был представлен в программе «Гала-премьеры» на кинофестивале в Торонто и вызвал горячий восторг критиков и зрителей. Биллу Мюррею снова пророчат высшую американскую награду — золотую статуэтку «Оскар», как и в 2003-м за его роль в трогательном фильме Софии Копполы «Трудности перевода». Одновременно картина Роджера Мишелла («Ноттинг Хилл», «В чужом ряду») «Гайд-парк на Гудзоне» многими воспринимается как своеобразный сиквел оскароносного фильма 2010 года «Король говорит» Тома Хупера.
Во многом это оправданно: и в «Гайд-парке на Гудзоне», и в «Короле…» монаршая чета заикающегося короля Георга VI и его властной супруги Елизаветы попадает в ситуацию некоторой игры на понижение. И если в случае с картиной Тома Хупера аристократы вынуждены терпеть непреклонный нрав логопеда-оригинала в исполнении Джефри Раша, то в «Гайд-парке на Гудзоне» они сталкиваются с демократическими повадками одного из самых харизматичных президентов США, в исполнении Билла Мюррея, и едят прилюдно хот-доги, что для монарших особ, пусть и в суровых предвоенных условиях, не очень-то типично. Но главное, с чем пришлось столкнуться королевской чете в Америке, — вопиющее поведение экстравагантного президента-колясочника, который накануне важных стратегических переговоров о судьбах Европы умудряется романтически увлечься собственной кузиной Дэйзи Сакли (Лора Линни). И это во время первого в мировой истории визита английского монарха на земли Нового Света!
Сам Мюррей со свойственной ему иронией комментирует гонку за «Оскаром» как своеобразную удочку тщеславия, на которую он попался в 2003-м и попадаться на которую в этом году он не планирует. Вообще же, творческих планов у одного из самых любимых богемной публикой актеров Америки, да и всего мира, полно. Например, участие в очередном шедевре Уэса Андерсона (а он других фильмов не снимает) под названием «Гранд-отель «Будапешт». В этой, по словам создателей, «европейской истории» к привычным уже для кастинга Андерсона Оуэну Уилсону и Биллу Мюррею присоединится Джуд Лоу. А вот и высказывание Билла о Джонни Деппе, который, по слухам, должен был сниматься в новом фильме Андерсона: «Я не против Деппа и очень хочу с ним поработать, но не на этой картине», — заявил режиссер «Королевства полной луны» прессе.

Помимо Андерсона, работа с которым для Мюррея уже, видимо, стала образом жизни и образом художественного восприятия мира, Билл собирается сниматься и в третьей части «Охотников за привидениями». Создание сегодня сиквела культовой франшизы 80-х прошлого века обсуждается всерьез: блестящий сценарист Итан Коэн («Мадагаскар-2», «Люди в черном — 3») уже взялся за свою часть работы, и от того, какой она получится, зависит, станет ли Билл Мюррей участвовать в съемках картины. Ведь как говорит актер: «Да, сценария стоит придерживаться дословно... если он хорошо написан!» Несмотря на то что в картинах «Трудности перевода» и «Сломанные цветы» Мюррей продемонстрировал недюжинный драматический талант, собственным призванием Мюррей по праву считает комедию. «Люди обожают комедии. Они предпочитают драмы, но любят по-настоящему только комедии, — утверждает Билл. — Кто, скажите мне, может заявить: «Я чувствовал себя неважно, но посмотрел «Побег из Шоушенка», и мне стало легче?» Билл обожает смотреть комедии, и из любимых у него — «Разборки в стиле кунг-фу» Стивена Чоу. «Вот это парень, с которым бы я хотел поработать!» — мечтательно заявляет 61-летний актер.
Да, есть еще у Билла нашего Мюррея порох в пороховницах!

Станислав Бенецкий

01.12.2012