Группа компаний Парадиз

("РОЛАН" №9 Декабрь'2012)

Очевидный претендент на «Оскар»-2012,
любовная комедия от режиссера «Ноттинг Хилла» Роджера Мишелла «Гайд-Парк на Гудзоне», где Билл Мюррей исполняет роль президента США Франклина Рузвельта, который заводит бурный роман с кузиной во время судьбоносного визита британской королевской четы в Америку…


Слава блестящей комедии «Король говорит» Тома Хупера не дает покоя британским кинематографистам. Еще бы, сорвать четыре «Оскара» и вдвое больше номинаций на статуэтку за довольно простой с точки зрения техники съемок или декораций фильм с нехитрой интригой — повернется ли у Берти, короля Георга VI (Колин Ферт), язык сказать что-то или не повернется? Оказывается, на монархах можно неплохо зарабатывать(картина с бюджетом в 15 миллионов долларов «Король говорит» 2010 года окупилась без малого тридцать раз), достаточно просто показать этих особ с особого угла, близкого и понятного простому зрителю. Ну, и подобрать правильных актеров. Ну, и сценарий, конечно, нужен особый: не слишком шутейный (все-таки Туманный Альбион, страна традиций, «люди не поймут»), без подобострастия («больше цинизма, людям это нравится»). И, да — режиссер, разумеется, британец. Желательно мужчина, но если нет, то, по крайней мере, не Мадонна. Чья картина «МЫ. Верим в любовь», тоже, в общем, затрагивающая события вокруг английского престола времен прихода к власти ГеоргаVI и отказа от оной его старшего брата Эдуарда VIII, вполне закономерно провалилась в прокате. Так что рецепт успешной монархической картины не так-то прост, и на самом деле успех такого кино всегда трудно спрогнозировать.

Вот Роджер Мишелл («Ноттинг Хилл») решил не упрощать себе задачу, а, наоборот, максимально усложнить ее. Его «Гайд-Парк на Гудзоне» редкий западный критик не называл «удачным про-
должением» или «вариацией» на тему фильма «Король говорит», хотя, конечно, история «Гайд-Парка… » совсем иная. Просто персонажи частично те же, а именно — королевская чета Георга VI (Сэмюэл Уэст) и королевы Елизаветы (Оливия Коулман). Однако мало того, что их играют другие актеры, отнюдь не менее интересные, чем Колин Ферт и Хелена Бонэм Картер, но и ситуация, в которой оказываются монаршие особы, представлена как бы «еще смешнее», чем мучительные логопедические эскапады тирана-доктора в исполнении Джеффри Раша. Иными словами, к плохо говорящему королю Роджер Мишелл добавил плохо передвигающегося президента Америки, а именно Франклина Рузвельта, великого 32-го, единственного четырежды переизбранного демократа, любимца Америки. В исполнении Билла Мюррея, между прочим, что само по себе почти скандал. Нет, Мюррея в Америке очень любят (хотя «Оскар» пока не дали), однако его амплуа человека несколько не от мира сего («Трудности перевода», «День сурка», «Академия Рашмор», «Сломанные цветы»), человека, как бы это так сказать, слегка иронически надломленного и несколько неадекватного (в сознании большинства) вступает в некоторый диссонанс с образом американского президента. Пусть даже и такого оригинального, как Франклин Рузвельт. Главное, что и для самого Мюррея такая роль была большим испытанием его актерского мастерства. Актер признался, что, воплотив Рузвельта, он сыграл своего самого значительного на сегодня героя.

«Гайд-Парк на Гудзоне» повествует нам о полной нелепостей, комических ситуаций, открытий и бесцеремонного общения истории посещения королевской четой Нового Света. Сей беспрецедентный шаг Георг VI и Елизавета действительно предпринимали накануне Второй мировой, дабы заручиться поддержкой большого саксонского брата, вышедшего, правда, на тот момент уже более ста лет назад из подчинения своей сварливой интриганки-сестрицы. Это я про Великобританию, если кто не понял.

Что же увидели монаршие особы в Новом Свете? Джаз, хот-доги, короткие платья, феминизм, удивительные автомобили и необычные манеры президента, который то вдруг укатит с кузиной Дейзи (Лора Линни) на пикник, то вместо важного разговора о судьбах мира пустится в странные беседы о почтовых марках и о том, как они помогали ему в детстве «клеить девчонок». А затем с деланым равнодушием кивнет недоумевающему Георгу: «Конечно, все это ничего не значит по сравнению с таким доводом, что твой папа — король». В общем, британские монархи переживают новые испытания непосредственностью и простотой, открывают для себя много нового и получают десятки поводов отточить свою британскую иронию. Ну, и уже совсем попутно и как бы даже почти случайно — «не за тем же собрались» — самые значительные политики Западного полушария договариваются о самых важных стратегических вопросах сотрудничества в борьбе с угрозой потерять свое превосходство в пользу усиленно «встающей с колен» Германии. Изящно, остроумно, свежо — как всегда, если работают истинные леди и джентльмены.

«Гайд-Парк на Гудзоне» поражает достоверностью, теплотой, даже какой-то душевностью в изображении политических перипетий. Это не помпезный и холодный байопик, не копание в грязном белье. Роджер Мишелл совершил удачную попытку заглянуть в тонкий политический механизм мировой машины, которая часто зависит от настроения, погоды, пищеварения и десятка других мелочей и деталей, о которых невозможно прочитать даже в самых хороших учебниках. Возможно, особенная удача режиссера в том, что центром сложной истории, глазами повествования он избрал именно кузину Дейзи, таинственную советницу, медсестру и, говорят, даже любовницу Рузвельта. Хотя не очень понятно, откуда эта особа могла знать подноготную большой политики и всего того, что касалось цели визита первых лиц Великобритании. Но, думается, разомлевший от пиршества эмоций и юмора, от постановочных красот художников Марка Раггета («Часы», «1408») и Ханны Моусли («Близость») и операторских ухищрений Лу Кроули («Четыре льва») зритель не станет портить себе праздник от общения с великолепным кино такими буквоедскими допросами.

Станислав Бенецкий

30.11.-0001