("РОЛАН" №1 Январь'2013)
Чуть меньше года назад любимец публики Михаил Галустян основал свою кинокомпаниию — NG Production. И теперь в качестве ее креативного продюсера с удовольствием реализует свои идеи по созданию доброго кино в суперсовременной технической форме. В рамках этих исканий он и предлагает зрителям купить «Билет на Vega$» и увидеть, что выходит, когда российскую комедию русские актеры под руководством американского режиссера, армянина по происхождению, играют в США. Ко всему прилагается картинка в западном качестве. Вы немного запутались? Тогда обо всем по порядку…
- Михаил, актеры комедии «Билет на Vega$», сопродюсером которой вы являетесь (продюсерами фильма «Билет на Vegas» выступили Армен Григорян, Михаил Галустян, Армен Ананикян — прим. ред.), в своих интервью, уж простите за такой оборот речи, все уши нам прожужжали о великолепном качестве «картинки», что создавала американская часть команды вашей съемочной группы. Это был сознательный выбор или американский след в вашем проекте возник случайно?
- Поскольку съемки были запланированы в Америке, вполне логично было прийти к выводу, что режиссер для лучшей коммуникации с производством должен быть американский. Российскому постановщику, пусть даже и англоязычному, сложнее было бы выполнять эти задачи. Как говорится, если ты делаешь вино в Италии, бери итальянских виноделов. Кроме того, если откровенно, там профессиональный уровень выше, там все лучше — по крайней мере, режиссеры современного жанрового кино, подчеркиваю слово «современного». И по картинке, о которой вы говорите, и по заключенному в ней внутреннему энергичному темпу развития событий, — все должно было быть непривычным. Не должно было быть провисаний сюжета, какой-то заторможенности, наоборот, только вперед, поражая воображение зрителя, не давая ему прийти в себя.
- А как же постановщик общался с актерами? Неужели не было никаких сложностей, трудностей перевода, недоразумений, ведь американский режиссер Гор Киракосян, как мне сказали, по-русски совсем не говорил?
- Гор Киракосян думает по-армянски, говорит по-английски и ценит русский юмор! Мне кажется, идеальное сочетание. Знаете, я считаю, если человек думает по-армянски, наверняка у него есть какой-то нестандартный подход ко всему, какое-то свое видение, чего мы, собственно, и ждем от режиссера. Помните эту шутку: режиссерам не дают водительские права, потому что режиссер видит дорогу по-своему? Так что этот особый взгляд у Гора был, и русский юмор он понимал. Это человек нашего поколения, мы с ним на одной волне, Гор понимал мой юмор: я ему всегда чего-то подкидывал, он подхватывал идею и тут же предлагал, как и какими киносредствами ее реализовать. И наоборот, его предложения всегда были в моем духе. Короче говоря, трудностей перевода не было, было взаимопонимание, и очень скоро, через неделю примерно, мы уже не прибегали к помощи переводчиков: мы им по-английски, они нам по-русски — без проблем.
- А юмор удалось при этом сохранить, так сказать, аутентичным, российским?
- Все, что было заложено в сценарии, реализовано, на мой взгляд, абсолютно замечательно. Но я не скажу, что у нас был какой-то специфический юмор, сугубо российский, понятный только нам, нет, он в картине такой, общечеловеческий, что тоже в плюс, потому что это дает возможность проката по Европе и Америке, не говоря уже о странах СНГ. Эта картина — как минимум для русскоязычного населения, как максимум — для всех, кто понимает универсальный юмор.
- В «Билете на Vega$» вы не только сопродюсер, но и, на радость зрителям, актер. Многие будут сравнивать эту комедию с другими картинами с вашим участием...
- Сравнивать — всегда неблагодарная задача. Поэтому, если уж играть по этим правилам и сопоставлять, то могу сказать, что «Билет на Vega$» — как кинопродукт лучше, чем те проекты, в которых я принимал участие ранее. Однозначно лучше. К сожалению, почему-то принято считать, что если картина неудачная, то и сыграли в ней все плохо. Но я могу сказать, что во всех картинах, в которых я принимал участие, я с актерской задачей справился отлично. А мне говорят: «Сыграл ты классно, Миш, а фильм!..» Кино такой механизм: я хоть не на пять, на шесть с плюсом буду играть, это не спасет — если есть недоработки в других нюансах кинопроцесса, то общее впечатление от картины будет отрицательное. И я спокойно отношусь (уже спокойно), что то, в чем я снимался, не шедевры, скажем так.
- Ну, наверное, справедливости ради стоит заметить, что комедийный жанр в целом, во всем мире, переживает не лучшие времена. Назовите мне хоть одну хорошую западную комедию, вышедшую за последние пару лет — не пошлую!
- Вот это существенное уточнение. С не пошлым сложновато. Сейчас просто в Америке в большом тренде фильмы типа «Третий лишний», «Мальчишник в Вегасе», где полный трэш...
- И чем же это лучше, объясните мне? Почему на показах этих картин полные залы и смех и почему западный вариант принимается почти на ура?
- Нам легко смеяться, мне так кажется, над чужими проблемами. Если бы тот же «Третий лишний», про мишку этого, мы сняли, все бы точно сказали: «Какое падение вкуса, зачем вы сняли эту пошлятину, как вам не стыдно вообще?!» При этом те же люди, да и все мы идем на эту американскую картину и ржем, простите. Идем на комедию «Секс по дружбе» и хохочем над сверхоткровенными сценами с Милой Кунис и Джастином Тимберлейком. Представляю себе, что бы получил в ответ, не знаю… тот же Хабенский, если бы снялся в чем-то подобном, какие ушаты грязи вылили бы на него, какому разносу бы он подвергся. Может, это все идет от наших комплексов и стереотипов еще из советского прошлого, что, мол, наше кино «душевное и духовное»?
- Вот-вот, и никакого раблезианского юмора или шуток в стиле «Декамерона» Боккаччо, разумеется, с поправкой на двадцать первый век, у нас быть не может!
- Есть ханжество и какие-то двойные стандарты в восприятии их картин и наших. И возвращаясь к теме стереотипов: мы еще только начали осознавать, что такое сегодняшний киномейнстрим, что существует, и имеет на это право, кино как развлечение. Что будем делать? Пойдем в кино! Когда мы так говорим, мы имеем в виду: пойдем, получим удовольствие, какие-то положительные эмоции, отдохнем от проблем, развеемся, поедим попкорн. Поймите правильно, я не говорю, что должно быть только такое кино — развлекательное, но его не надо чураться, стесняться. Если я хочу поразмышлять, проделать с создателями картины некую внутреннюю работу, я выберу авторское кино, фестивальное, но, если говорить конкретно обо мне, такие фильмы я предпочитаю смотреть на дисках дома (чтобы не отвлекаться на соседей, расхаживающих по залу или говорящих по телефону) — во всяком случае, в соответствующем расположении духа, морально подготовившись к этому, зная, что меня ожидает. А мы сейчас говорим о комедии, она должна развлекать, смешить, веселить: если это смешно, это имеет право на существование. И я советую публике прийти в кинотеатры и посмотреть «Билет на Vega$» — яркий пример комедийного мейнстрима, зрелищное кино, снятое эффектно и увлекательно, к тому же смешное и с прекрасными актерскими работами.
- У вас был опыт создания образа для семейного кино, детям понравилась ваша версия Карлсона. А как вы относитесь к возрастным ограничениям, которые не пощадили даже детскую классику?
- Наверное, возрастные ограничения — дело нужное, другой вопрос, что непонятны критерии, по которым в эти рамки пытаются ввести фильмы. Иногда эта нововведенная строгость просто обескураживает: так, под ограничение «18+» попали «Тот еще Карлосон» и «Свадьба в Малиновке». А о ситуации с «Ну, погоди!» не говорил только ленивый. Хотя я потом стал анализировать: да, действительно, волк на редкость асоциальный тип — курит, хулиганит, к маленьким пристает, что у него там на уме, большой вопрос. — А ведь дети часто начинают подражать именно отрицательным персонажам — они для них своего рода символ свободы, независимости, нонконформизма. Я вот в школьных постановках предпочитал играть кардинала, а не кого-то из мушкетеров, а еще раньше — Карабаса-Барабаса.
Но излишне драматизировать тоже, наверное, не нужно. В конце концов, можно купить диск и показать ребенку то из детской классики (или что-то современное), что считаешь нужным для его формирования, для его картины мира. Мы ведь понимаем, что никто не может навязать, что человеку смотреть по телевизору в своей квартире. Понятно, что ответственность все равно ложится на плечи родителей. Это они следят (или не следят) за тем, что смотрит и чем интересуется их ребенок. А вообще, если бы меня спросили, я бы посоветовал ввести ограничение «16+», убрав «12+» и «14+», потому что от 12 до 16 дети приблизительно находятся в одной категории, там нет границ, все стерто. Они многое уже знают об этой жизни — из своего круга общения, из школьной среды, это в принципе одно информационное поле, и интересы здесь тоже сходные. Ну, естественно, оставил бы и «18+» для фильмов с эротикой и ненормативной лексикой, и «21+» для абсолютнейшего трэша.
- Но вы же сами сказали: кино как развлечение, как времяпрепровождение, с попкорном, в хорошей компании. Получается, возрастные ограничения лишили удовольствий, выгнали юную категорию зрителей из кинозалов. Так будете снимать что-то новенькое для них?
- Буду. В работе уже два детских проекта. Хотя это, пожалуй, еще труднее, чем снимать такой капризный жанр. как комедия. Для детей надо так же, как для взрослых, только лучше. Кстати, о том, что лучше. Про картину «Тот еще Карлосон» говорили, что мультфильм лучше. Мультик — это классика, на которой выросло много поколений. Но надо понимать, что нынешнее поколение детей не может порой воспринять даже лучшие образцы отечественного детского кино, потому что они не привыкли к такой форме, к такой подаче киноматериала. У них клиповое сознание, им нужна другая картинка, принципиально иной монтаж. Поэтому я уверен, что нельзя останавливать себя сомнениями — а получится ли у меня превзойти старые шедевры? Так можно зайти в тупик. Нужно работать, снимать искреннее кино и ни в коем случае не экономить на качестве, на технической составляющей.
- Ну да, ненадлежащая форма может не позволить воспринять самое лучшее содержание. Отсюда нынешняя мода переводить в формат 3D лучшие образцы анимации и раскрашивать черно-белые фильмы прошлых лет.
- Конечно. Так и происходит: современному ребенку нравится Карлсон из мультика, но он искренне недоумевает, почему картинка необъемная, почему краски блеклые. Это мы, другое поколение, формировавшееся еще в двадцатом веке, обожаем старое доброе кино и традиционную мультипликацию.
Нельзя равнять современных детей со своим поколением, у них свое детство, и кинохиты у этого детства тоже должны быть свои. И это одна из причин, по которым была соз-дана меньше года назад кинокомпания NG Production, креативным продюсером которой я являюсь. Мы хотим делать детские, семейные картины, доброе кино, доброе и современное. Хотя, естественно, одних супертехнологий недостаточно и по-настоящему хорошее кино начинается со сценария. Так что нужна интересная драматургия для всех жанров и возрастных категорий зрителей. Все это нужно делать быстро, потому что растут наши дети, и очень важно, чтобы кроме иностранных персонажей они могли бы называть среди своих любимцев и действующих лиц из современных отечественных киноисторий. А пока на детских кастингах, которые мы проводим в нашей компании, на вопрос о любимом герое звучат самые разнообразные ответы, кого только ни называют, но ни одного русского имени среди них нет. Сейчас моей дочери два года, у меня совсем немного времени, чтобы снять такие фильмы, которые не стыдно будет ей показать, — так что я готовлю плацдарм!
- В кадре — комедия, а что за кадром? Комедийный жанр случайно не проник в реальность, не просочился сквозь камеру?
- Слава Богу, нет! Когда на съемочной площадке происходят какие-то анекдотические ситуации, как правило, в этот момент совершенно не смешно. Смешно об этом вспоминать спустя долгое время, и то лишь в том случае, если в тот момент проблема была решена, не без усилий, но все же решена. Так что я боюсь смешных ситуаций на съемках, это же форс-мажор для продюсинга, для кинопрозводства. Съемки не должны напоминать анекдот — это непрофессионально. Для обычного человека, не связанного по работе с кино, первое посещение съемочной площадки — одно из самых глубоких разочарований. Все предельно буднично, по-рабочему : выставили свет, “мотор!”, камера, дубль не получился, заново, или все сняли, значит, переставляем аппаратуру — и все это медленно, скрупулезно. Проза жизни, короче говоря. И я, кстати, тоже очень скучным становлюсь на съемочной площадке: полностью исключаю алкоголь, высыпаюсь, живу, насколько возможно, по режиму, чтобы приходить на работу с нормальным лицом, сторонюсь компаний, берегу здоровье, чтобы травму не получить, не простудиться, не заболеть.
- Михаил, а о серьезной роли вы не думали?
- Знаете, за последний год это почему-то самый популярный журналистский вопрос, который мне задают.
- Видимо, «виноваты» ваши грустные глаза.
- Судя по всему, что-то разглядели журналисты в моих армянских глазах — печаль какую-то. Я очень осторожно отношусь к такой перспективе, потому что, если вдруг получится не очень, может так случиться, что меня и как драматического актера не примут, и как комика перестанут воспринимать. В следующем году наша компания планирует начать съемки трагикомедии — идем по чуть-чуть, я не хочу резко, сразу «проваливаться» в драматического актера. Я понемногу буду почву прощупывать, плавненько двигаться, постепенно свои творческие границы расширять. Так, чтобы получилась полноценная, широкая палитра моих амплуа…
Лилит Гулакян