("РОЛАН" №2 Март'2013)

Тима Рота по праву можно назвать одним из самых удачливых актеров Голливуда, востребованных по обе стороны океана. Его фильмография насчитывает более 70 картин, среди которых совместные работы с Квентином Тарантино, Фрэнсисом Фордом Копполой, Томом Стоппардом и Вуди Алленом. Совсем скоро состоится премьера интригующего триллера французского режиссера Эрика Рошана «Мебиус», где знаменитый британец сыграет нечистого на руку российского олигарха.

Начало пути
Великобритания, 1961 год. 14 мая в одном из пригородов Лондона в семье художницы и журналиста появился на свет Тимоти Саймон Смит, известный в будущем как Тим Рот. Все дело в том, что отец актера, родившийся в Нью-Йорке в семье британских иммигрантов с ирландскими корнями, позже сменил фамилию, чтобы никто не догадался о его национальности.
С юных лет родители старались развивать в сыне чувство прекрасного: посещение театров, выставок и музеев входило в обязательную культурную программу уикэндов. «Самым ненавистным занятием для меня были походы в галерею Тэйт — родители заставляли надевать выходные ботинки, от которых болели ноги, и слушать скучные лекции, от которых болела голова. Наверное, что-то все-таки задержалось внутри — иначе я бы не стал актером», — вспоминает Тим.
Из детских увлечений больше всего на свете его вдохновляли рисование, лепка, а также передразнивание мимики и интонации взрослых. Последнее он с блеском демонстрировал, участвуя в школьных спектаклях. Например, играя самого графа Дракулу. Надо отметить, что Тим рос невероятно застенчивым подростком, комплексовал из-за своей внешности так, что каждый выход на сцену был для него настоящей пыткой.
По окончании школы творчески настроенный Тим решает поступить в Кэмберуэльскую школу искусств, где обучается профессии скульптора. Однако вскоре любовь к театру пересилила это увлечение, и он забросил учебу. По совету отца он стал посещать занятия при театре Oval House, а в свободное время подрабатывал рекламным агентом. Кто знает, как бы сложилась его актерская судьба, если бы не один случай. Когда он объезжал на своем стареньком велосипеде очередных клиентов, у него спустило колесо. А поскольку случилось это недалеко от студии, где он играл, он решил заглянуть туда в поисках насоса. Именно в этот момент ему предложили пройти пробы к телефильму Алана Кларка «Сделано в Британии» (1982). Тим рассчитывал получить эпизодическую роль, и после того, как ему задали лишь один вопрос: сможет ли он побриться наголо, он, не раздумывая, дал положительный ответ. Каково же было его удивление, когда он узнал, что его утвердили на главную роль. В центре сюжета ленты Алана Кларка — рассказ о нескольких днях жизни скинхеда Тревора, бросившего вызов обществу. Дебютанту Роту удалось показать своего героя не просто агрессивно настроенным беспредельщиком без каких-либо моральных принципов, а обычным запутавшимся подростком.
Съемки в фильме невероятно воодушевили начинающего артиста: «Удивительно, но я не испытывал страха перед объективом кинокамеры. То есть я, конечно, ощущал некий дискомфорт в первые два-три съемочных дня, но это не шло ни в какое сравнение с моими страхами перед театральной сценой».
Первая известность, несомненно, вскружила ему голову. Полный амбиций, он готов продолжать сниматься. В тот момент у него, разумеется, не было ни собственного агента, ни денег на профессиональное портфолио. Тогда ему пришла в голову идея сфотографироваться с помощью фотоаппарата с дистанционным спуском. Сделав снимки, он отправил письма с просьбой снять его в кино не кому-нибудь, а самым известным режиссерам — Кубрику, Скорсезе, Трюффо и Копполе. Но ответа не последовало... (самое удивительное в этой истории то, что Фрэнсис Форд Коппола сохранил письмо Тима, и через много лет, пригласив его сниматься в одном из своих фильмов, передал его актеру).
Долго сидеть без работы ему все равно не пришлось. Первая, но так уверенно сыгранная роль молодого Рота просто не могла остаться незамеченной. В пареньке рас-смотрели такой потенциал и харизму, что предложения стали поступать одно за другим.
В 1984 году он появляется на большом экране в роли наемного убийцы в «Стукаче» Стивена Фрирза, за что получает номинацию на BAFTA в категории «Лучший дебютант». Далее последовала роль в фильме Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989), высмеивающем самые низменные желания и человеческие грехи.
В биографической драме Роберта Олтмена «Винсент и Тео» (1990) Тим Рот потрясающе тонко, словно на одном дыхании, сыграл великого голландского живописца Ван Гога, непризнанного при жизни. Удивительно одухотворенный взгляд человека, страстно увлеченного искусством, грубые, но в то же время невероятно чувственные руки, как-то особенно бережно держащие кисть с красками, а если нужно — качающие малыша своей возлюбленной, импульсивный, нервный, ищущий себя художник — таким Рот предстал в образе гениального импрессиониста. Вот что он рассказывал о съемках в картине: «Сниматься у Олтмена было чистым наслаждением. Он заставлял меня постоянно импровизировать. Когда я сообщал Роберту, что Ван Гог просто не мог говорить такую чепуху, он произносил: хорошо, тогда говори все, что взбредет тебе в голову».
В 1991 году английский драматург Том Стоппард экранизирует собственную пьесу «Розенкранц и Гильдестерн мертвы», в которой на первый план выходят второстепенные персонажи шекспировского «Гамлета». Тим Рот снимается в этом фильме в дуэте с еще одним выдающимся английским актером Гари Олдманом, с которым его связывает давняя и крепкая дружба. После того как Гари Олдман перебирается в Голливуд, Тим через некоторое время следует его примеру.

Невероятный взлет
В Америке произошла судьбоносная встреча Рота с Квентином Тарантино, который пригласил Тима на роль Мистера Оранжевого в своем гангстерском фильме «Бешеные псы» (1991). Более того, Тарантино был так восхищен его талантом, что оставил за актером право выбора наиболее близкого ему персонажа. Участие в этой картине принесло Тиму невероятную популярность и открыло дорогу для дальнейшей работы в Голливуде. Хотя актер признавался, что с Тарантино было трудно работать. Они много спорили о решении той или иной сцены. Критики обвиняли фильм в чрезмерной жестокости и натуралистичности, говоря, что на экране пролилось слишком много крови. Тим Рот вспоминает, что ему приходилось настолько долго лежать в луже искусственной крови, что она высыхала. В результате его в течение нескольких минут отдирали от пола.
В 1994 году их пути вновь пересеклись на съемочной площадке «Криминального чтива», где Рот исполнил роль неудачливого грабителя кафе Ринго. Затем они работали вместе над фильмом «Четыре комнаты» (1995), где Рот проявил свой комедийный дар, сыграв забавного портье гостиницы.
90-е годы пришлись на невероятный взлет актерской карьеры Тима Рота. Он воплощает самые сложные и противоречивые образы, ему с одинаковым успехом удаются как положительные, так и отрицательные образы. Тим не раз говорил, что всегда стремился играть злодеев, объясняя это тем, что отрицательных персонажей зрители запоминают лучше.
Так, за роль отъявленного негодяя Арчибальда Каннингема в исторической драме «Роб Рой» (1995) он заслуженно получил номинацию на «Оскар» и «Золотой Глобус» и награду Британской киноакадемии BAFTA.
В 1996 году поклонники Тима смогли оценить его незаурядные вокальные данные в музыкальной комедии Вуди Аллена «Все говорят, что я люблю тебя». К слову, все песни актер исполнял сам. «Это было ужасно. Я никак не мог попасть в тональность и постоянно забывал слова. Но зато получилось по-настоящему смешно», — признался он.
Бесспорно, одной из лучших киноролей этого периода является одинокий музыкант Дэнни Лемон из картины Джузеппе Торнаторе «Легенда о пианисте» (1998), в которой актер продемонстрировал яркий драматический талант.
В 1999 году Тим заявляет о себе в качестве режиссера драмой «Зона военных действий», посвященной его отцу. Картина была показана на Берлинском кинофестивале и получила приз международной конфидерации артхаусных кинотеатров. Однако в США ее запретили к показу из-за смелости тематики. А еще актер уже довольно давно вынашивает план экранизации шекспировского «Короля Лира».
В 2000-е актер продолжает много и активно сниматься в кино. К примеру, в ленте Фрэнсиса Форда Копполы «Молодость без молодости», основанной на одноименном романе румынского писателя-антрополога Мирча Элиаде. Тим Рот убедительно исполнил в нем роль стареющего профессора лингвистики, обретшего молодость после того, как в него попала молния. Чтобы лучше вжиться в образ, актер перед съемками в фильме специально наблюдал за пожилыми людьми, следил за их движениями и жестами, фиксируя увиденное на фотокамеру. Впоследствии эти работы были продемонстрированы на его персональной фотовыставке.
Еще одну неординарную, уникальную личность актер сыграл в детективном сериале «Обмани меня». Его герой — проницательный доктор Лайтман, который при помощи мимики, жестов, речи и даже дыхания может распознать в любом человеке лжеца. Тим согласился на эту роль лишь только после знакомства с реальным прототипом героя — ученым Полом Экманом.
В 2008-м ради своих сыновей он снялся в фантастическом боевике «Невероятный Халк». «Мои ребята считают, что это классно, остальное все неважно. Для них я носился по съемочной площадке с игрушечным оружием, рычал, прыгал и кувыркался».
В шпионском триллере Эрика Рошана «Мебиус» Тим Рот предстанет в образе влиятельного российского бизнесмена Ивана Ростовского, замешанного в финансовых махинациях.
Над каждой своей ролью актер проделывает такую колоссальную работу, требующую мастерства и самоотдачи, что порой сложно поверить в то, что у него нет какого-то престижного актерского образования. Наблюдая за его перевоплощени- ями, невольно задаешься вопросом: из каких недр он черпает эти богатства, где ищет самые мельчайшие штрихи работы над характером, улавливая самую суть своих героев. В одном из интервью Рот как-то сказал, что создание персонажа подобно созданию скульптуры. Действительно, он словно вытесывает их из огромного куска камня, филигранно шлифуя каждую деталь и доводя до совершенства.
На протяжении многих лет он придерживается собственного актерского кодекса чести, одним из главных правил которого является безразличие к новостям о себе. Он не любит смотреть фильмы с собственным участием, редко дает интервью и не гонится за баснословными гонорарами. Он честно занимается любимым делом, с душой отдаваясь работе. А мы в очередной раз наблюдаем за его безукоризненной игрой и восхищаемся. Удивительно, что актера такого высокого уровня и редкого дарования до сих пор обходит стороной «Оскар». Кто знает, может, эта награда не за горами?

Валерия Сидорова

30.11.-0001