Группа компаний Парадиз


("РОЛАН" №8 Октябрь'2013)

Везде, где он появляется — в театре, на экранах — он работает «на разрыв аорты». Даже страшно за парня, насколько эмоционально, всей душой и телом он отдается игре. А, может быть, только так и надо — через пот, кровь, через максимальное проживание? Евгений Ткачук. 29 лет. Роли в фильмах «Гагарин. Первый в космосе», «Разносчик», «Дочь», «Край», «Я», «Александра», сериалах "заградотряд" «Жизнь и приключения Мишки Япончика». Летом 2013 года на XXI Фестивале российского кино «Окно в Европу» за главную роль в фильме «Зимний путь» Евгений Ткачук получил специальный приз жюри фестиваля с формулировкой «За лучшую актерскую работу».

Его герой, Борис Ларионов тоже такой, он может только по максимуму, он должен добиться совершенства, в далекие 90-е он начал разрабатывать первый русскоязычный поисковик, в 10-е XXI века он стал лидером Рунета…


Евгений Ткачук — о герое, времени, любви и настоящем кино…

- Каким вы видели свое участие в «Стартапе»?
- Хотелось создать образ парня с математическим складом ума, хотелось ассоциировать себя с человеком, который все время находится в своем, электронном пространстве.

- Но все равно ваш герой выходит из этого пространства, у него есть некие амбиции, он понимает, что продукт, над которым он трудится, нужен, необходим, он идет от заказчика, собственно говоря, от его девушки. Борис начинает работать над поисковиком от лени, выискивать некие фразы в книгах. Это с одной стороны, а с другой — его мозг ищет любую зацепку, чтобы начать думать, действовать…
- Мозг, который даже во сне продолжает искать выход — цифровой.

- На грани 90-х я заканчивала школу, в которой в математических классах учились ребята, похожие на вашего героя: они так же, как все, ходили в походы, встречались с девушками, но при этом всегда оставались несколько отрешенными, вдруг раз — и удалялись в уголок, где записывали какие-то формулы, алгоритмы, выкладки. Потом они поступали на мехмат, в МАИ, МИРЭА… Скажите, вы артист, который должен болеть за проект, болеть до мозга костей, вы не просто пластилин, который отдается на волю режиссера. Так?
- Актер в идеале должен быть пластилином. Но, к сожалению, не так много людей, которые могут лепить что-то, большинство к сожалению заняты самовозвеличиванием в ущерб процессу .
- Быть может, вам мешает режиссерское образование, внутри сидит свой режиссер?
- Думаю, это неотделимые вещи. Если ты играешь роль, ты все равно должен ее как-то простраивать, конструировать, ты — режиссер своей роли, грубо говоря. И ты должен уметь снаружи смотреть на то, что ты играешь. Но, не всегда все это получается. Признаться, сам заход в эту роль был у меня на сопротивлении, потому что я, откровенно говоря, компьютер не знаю совсем. Но вообще, мне интересно пробовать делать какие-то вещи, которые мне не свойственны, это помогает себя как-то растормошить. По моим ощущениям, я не смог до конца погрузиться в роль. Например, мне казалось, что не получалась сцена когда герой выходит и произносит речь, на международную аудиторию, оставаясь неспособным что-то сформулировать. Он что-то мямлит, не может ничего выразить, — я понял, что это просто не может быть в фильме... Нужно переснимать.
- А мне показалось, что ваш герой и не должен претендовать на роль крутого спикера, он — мозги, и именно поэтому ему судьба дала товарища, который, будучи ничем в электронике, умел продвигать вещи. Ценность его в том, что он «просек фишку»: то, что делает Боря, — сильная перспективная штука, в которую стоит вкладываться, например машину свою продать… Такие тандемы очень интересны. Не зря сходятся столь разные люди…
- В разности героев и заключается психологический заворот «Стартапа». Но, если вернуться к сцене, о которой мы говорили, я понимал, что человек, поднявшийся на такой уровень, как мой персонаж, не имеет никакого права мямлить в этот момент.

- Женя, а что вы вкладывали в ту речь на IPO? Что-то от себя или это просто спич вашего героя?
- Я произносил текст, близкий мне, моим мыслям, мировоззрению. Человек, который идет на соединение. Который руководствуется не принципом «разделяй и властвуй», а «соединяй и живи». Монолог мы взяли из речи реального человека, но, конечно, внесли некоторые изменения. Но в целом, по мысли и посылу, там много перекличек с моим собственным видением. Я лишь внес немного проживания в этот текст. мне захотелось выразить счастье того прорыва, который связан с выходом из стен одного государства на международную арену. Для меня важно, что перестают существовать национальности, нет дистанции, мы становимся ближе и понятней друг другу. В том числе и из-за того, что появился интернет, а в нем есть поисковик, который помогает легче и проще коммуницировать и понимать друг друга. На самом деле если бы еще не было того хамства, которое периодически льется из людей, уверенных, что им никто не стукнет по голове за то, что они делают, то мне кажется, что интернет -это грандиозная вещь, которая способна на какие-то мировые перевороты. «Internet connecting people».

- Кажется, сейчас вы говорите как герой 90-х, который еще только заглядывает в будущее. На сколько я понимаю, сейчас в интернете столько деловых вещей происходит, это мы им пользуемся, как простые юзеры. Но все-таки, на мой взгляд, самое важное — это общение между людьми, человеческое, тет-а-тет, которой стал вытесняться интернетом. И, быть может, стоит чуть уменьшить его влияние на нашу жизнь, а просто встречаться и пить чай…
- Но в интернете можно договариваться, где встречаться, чтобы идти чай пить. Мне кажется, да, это один из таких минусов сети, но, действительно, люди нашли себе такие капсулы, в которых им удобно и комфортно.

- Но ведь реально за эти 20 лет интернет перевернул весь мир. Это касается и работы, и общения, и всего.
- Дело в том, что теперь нет никаких тайн, есть альтернативные источники информации, которые могут спорить друг с другом, но они есть… Но в общем-то, мне кажется это способ не быть в тумане.

- Вообще я далека от всякого политического пафоса, но иногда бывает, как говорил Луспекаев, «за Державу обидно», что столько «мозгов» утекло за границу и теперь работают на развитие экономики и других отраслей в разных странах. Но, когда видишь таких парней, как ваш герой, которые не побоялись и сделали ставку на работу в России (и такие есть на разных уровнях достижения успеха), обида проходит. Борис хочет делать поисковик именно на русском, хотя о русском в те времена и речи в электронном пространстве не было…

- Да, мы много говорили на эту тему, почему же он делает поисковик на русском? А потом возник протест : откуда взялся этот вопрос? Борис русский, живет в России, так и поиск будет рускоязычный. У меня бывает такой вот пафос: пафос, который поддержан внутренним стимулом, внутренним стержнем. Мне кажется, этого сейчас не хватает и в мире, и в стране. Мы привыкли все обсмеивать и стебаться друг над другом. И это пропасть, из которой очень сложно выбраться людям: когда ты уже 15 раз посмеялся над своими родителями или детьми, то потом уже трудно признаться им в любви.

- Вы ощущаете себя русским актером? Или кинематографическое, театральное пространство космополитично?
- Передо мной нет цели, доказать кому-то, что мы русские, все уже очень перемешалось в мире. На мой взгляд, нужно как-то проще к этим разграничениям относиться. Любви не хватает — это да. А разделения на нации: это мы, а это вы — ну зачем? Не вижу в этом смысла..

- Но ведь есть понятие семьи, есть же какие-то родовые, корневые связи…
- Да мы потеряли все эти родовые связи, к сожалению. Все упростили, сузили .... Кто-то психанет и сделает что-то из ряда вон, а его попытаются как-то приструнить, чтобы он не выпячивался. Ну в общем-то никаких таких конструкций не складывается по большому счету. Хотелось бы, но нет....

- Так на чем тогда держаться?
- Знаете, Маленький принц спросил у цветочка: «А где люди?» Цветочек ответил: «Да я не знаю, кто это такие, это, наверное, те, у кого нет корней, и их мотает ветер по земле...» Не знаю, кажется, нужно держаться за свою любовь, и веру в свое дело, которое ты делаешь и чувствуешь, что это твое... И нужно пытаться самыми разными способами найти этот свой путь улучшить мир.

- Интересно посмотреть ваш короткометражный фильм «Молитва», для которого вы сами и сценарий написали, и сняли его как режиссер...
- Кстати, недавно, на Киевском кинофестивале «Свет» получили еще одну награду…

- Вы дальше будете пробовать себя в режиссуре? Вы чувствуете, что это ваше?
- Да, хочется, какие-то такие вещи делать. Открывать что-то новое.... Надо уходить как-то от бытовухи в кино. Мне кажется, что кино — поэтический жанр, поэтическая субстанция. А мы как-то полюбили эту бытовую, документальную тоску. Вот, говорят: «Главное, чтобы было органично».
Причем тут это? Органика — это элементарно, первый курс. А хочется соединять какие-то несоединимые вещи, ведь на стыках рождаются эмоции, мысль. А когда в поэзии, в искусстве мы идем по прямой, по законам логики, то приходим в тупик, к какому-то усредненному, среднестатистическому кино. Как Эйзенштейн сделал в кино образ смерти, это потрясающе! Получается картина только тогда, когда есть прорыв, когда есть бесстрашие к поэзии, которая страшна сама по себе. А иначе, зачем заниматься искусством?!..

Беседовала Алиса Струкова

30.11.-0001