("Ролан" №9 Декабрь'2013)
Скоро на экранах — обладатель Гран-при Каннского фестиваля 2013 года, очередное музыкальное коэновское произведение «Внутри Льюина Дэвиса», главные роли в котором сыграли Оскар Айзек, Кэри Маллиган и Джастин Тимберлейк.
…Богемные кварталы Манхэттена и клубы табачного дыма, пыльные дороги Америки и гигантские тиражи винила. Нью-Йорк. Конец 50-х.
Льюин Дэвис, талантливый певец и гитарист из Квинса, с трудом перебивается с помощью выступлений в клубах Гринвич-Виллиджа и редких записей на радио. Без дома и денег, запутавшись в любви, почти потеряв связь с семьей, он странствует по жизни в поисках себя. И не находит. Все, что у него есть, — гитара и песни.
Удастся ли разгадать тайны мира его музыки? И что там, внутри Льюина Дэвиса?
Рассказывают обладатели премии «Оскар» братья-режиссеры Итан и Джоэл Коэны.
Однажды утром
Джоэл Коэн: «Нам всегда нравилась музыка того времени, периода так называемого возрождения фолка, которое началось в конце 50-х. Это была эпоха, которую можно обозначить как время поколения битников конца 50-х — начала 60-х годов, время процветания фолк-сцены в Гринвиче еще до того, как там появился Боб Дилан. Этот период продлился очень недолго, всего несколько лет на грани 60-х, и большинство людей не знает о нем».
В отличие от многих Коэны знали и любили песни этой поры, а к тому же к ним в руки попала книга The Major of MacDougal Street фолк-музыканта Дэйва Ван Ронка, которая рассказывала как раз о тех романтических временах. Оттолкнувшись от истории Ван Ронка и его музыки, они погрузились в мир фолка, откуда вышел вымышленный персонаж их нового фильма.
Итан Коэн: «Ронк начал писать книгу мемуаров, но умер, не закончив ее. Его друг, журналист Илайджа Вуда, помог скомпоновать и завершить ее. В большей степени книга состоит не из мемуаров, а из фрагментов интервью с Дэйвом…
Однажды утром Джоэл пришел и сказал: «А вот послушай! Как тебе такое начало фильма: главного героя, фолк-музыканта, избивают в темном переулке за клубом в Гринвиче». Представляя себе этот эпизод, мы задались вопросом: почему вообще кто-то должен бить фолк-певца? Так мы начали придумывать сценарий фильма, историю, причины, которые помогли бы объяснить, почему наш герой так жестко получает по морде».
Революция Боба Дилана
Джоэл Коэн: «К началу работы над фильмом мы уже много знали о музыкальном стиле того периода. Если вы увлечены Бобом Диланом, а этот как раз наш случай, вы не можете не знать о той музыке, потому что Дилан вырос из нее и, собственно, интерпретировал фолк, создав свой стиль.
Мы оба интересовались традиционным американским фолком. Мы уверены, что ренессанс фолк-музыки в 50-е стал возвращением к формам традиционной американской музыки, которую мы всегда знали и любили. Песни этого музыкального направления очень нежные, красивые и проникновенные».
То, как Боб Дилан, обыграв фолк, запустил механизм феномена авторской песни, а потом развивал его в течение десятилетий, представ-ляло для Коэнов бесспорный интерес. Но история, которую задумали братья, рассказывала о додилановской эпохе.
«Мир знает Боба Дилана, его жизнь и песни, потому что он стал такой важной и ключевой фигурой в истории музыки, но все редко задумываются, из какой среды он вышел. Он появился в 1961 году и перевернул все», — говорит Джоэл.
Братья Коэны решились заглянуть за спину гения. Они с головой погрузились в период фолк-музыки конца 50-х — начала 60-х, они смотрели и пересматривали различные документальные фильмы о певцах той эпохи. Исследуя судьбы и истории музыкантов, Коэны отметили, что почти все фолк-музыканты и барды того времени стремились к аутентичности, искренности, казалось, все они не хотели «продаваться» и даже боялись успеха. Братья, конечно, пересмотрели сотни концертных записей тех лет и изучили мемуары Боба Дилана, в которых он подробно пишет о времени, когда происходит действие «Внутри Льюина Дэвиса», но все же путеводной звездой для Коэнов стали воспоминания Дэйва Ван Ронка.
О, где же ты…
Песни, звучащие в фильме, происходят из той же семьи американской музыки, которая вдохновляла режиссеров во время создания картины «О, где же ты, брат?».
Джоэл Коэн: «Мы захотели снять еще один фильм, основой которого стала бы музыка, в этом смысле эти две картины похожи».
Огромную роль в создании фильма сыграл американский музыкант, певец и продюсер Т-Боун Бернет, с которым братья работали над фильмом «О, где же ты, брат?».
Джоэл Коэн: «Т-Боун был важной частью проекта с самого начала. Когда мы приступили к работе над сценарием, то действительно не представляли, какая музыка будет звучать в фильме. Мы знали только, что наш герой будет играть что-то такое в стиле фолк. Благодаря Т-Боуну Бернету мы не только нашли музыку к фильму, но и приняли большинство драматургических решений, прописали в сценарии многие нюансы. Мы втроем жонглировали идеями».
В саундтрек «Внутри Льюина Дэвиса» вошло 14 треков. В создании музыки к фильму приняли участие Боб Дилан — культовая фигура в рок-музыке на протяжении пяти десятилетий, группа в стиле прогрессивного блюграсса Punch Brothers, а также муж Кэри Маллиган, английский музыкант Маркус Мамфорд, фронтмен фолковой инди-рок-группы Mumford & Sons. В этом году группа удостоилась Grammy за диск Babel, который был назван альбомом года. Вместе с Оскаром Айзеком и Джастином Тимберлейком, Мамфорд записал композицию под названием Fare Thee Well (Dink's Song).
Мы нашли нашего Льюина
Итан Коэн: «Когда вы снимаете фильм о певце, о музыканте, необходимо найти актера, который бы не просто справился с драматическими требованиями роли, но мог бы легко и красиво петь».
Джоэл Коэн: «На Льюине держится весь фильм, он присутствует в каждой сцене. Но кроме этого, по сценарию герой исполняет по меньшей мере пять песен, и мы хотели найти актера, который умел бы играть на гитаре и петь».
Братья долго не находили подходящей кандидатуры и уже начали думать о том, что, возможно, им придется убрать проект в долгий ящик, но судьба улыбнулась им в лице Оскара Айзека.
Оскар Айзек — актер из Нью-Йорка, получивший классическое образование в Juilliard. Имя Оскара уже было известно мировому зрителю после его работ в нескольких первоклассных проектах, например в «Робин Гуде» Ридли Скотта, «Драйве» Николаса Виндинга Рефна. Но самое главное, что Айзек — профессиональный певец и музыкант, он владеет несколькими музыкальными инструментами и прекрасно поет.
Джоэл Коэн: «Да, Оскар обладает очевидным музыкальным талантом, но вместе с тем он был хорош в пробах драматических сцен. Для нас было очевидным: мы нашли нашего Льюина».
На ключевые роли Джима и Джин Беркей — очаровательного фолк-дуэта, который играет важную роль в жизни Льюина, братья Коэны пригласили Джастина Тимберлейка и Кэри Маллиган.
Джоэл Коэн: «Джастин многогранный и всегда разный. Он чудесный певец с невероятными способностями, а к тому же талантливый драматический актер».
По фильму Джим считает Льюина своим приятелем, но для его жены Джин Льюин — больше чем просто друг. У них с Льюином сложились сложные отношения любви-ненависти, которые мучают их многие годы.
Братья были рады пригласить на роль Джин Кэри Маллиган. Актриса прославилась благодаря ролям в фильмах «Воспитание чувств» (Кэри номинировалась на «Оскар» за эту роль) и «Великий Гэтсби» База Лурмана, где она сыграла Дэйзи.
Джоэл Коэн: «Определенно в облике Кэри есть нечто неуловимое, что ассоциируется с тем временем, она похожа на тех девчонок из Виллиджа. Есть актеры, которых легче представить себе в каком-то определенном историческом периоде, чем других. Кэри мы просто ясно видели в 60-х».
И все же. Почему он получил по морде?
Зритель знакомится с Люином, когда тот находится на распутье. Первый эпизод фильма: незнакомец избивает главного героя в закоулке за фолк-клубом в Виллидже. Приступая к написанию сценария, братья спросили сами себя: «Как герой оказался в такой ситуации? Какие события привели к этому?» По словам Коэнов, когда они садятся за сценарий, у них всегда есть лишь одна общая идея — в каком направлении должна развиваться история.
Джоэл Коэн: «А во время работы над этим фильмом мы даже не представляли, чем все закончится. С самого начала мы знали, что у нашего фильма будет кольцевая структура. Еще до создания цельной истории у нас была эта идея — закончить ее там, где она и начиналась.
Когда мы встречаем Льюина, он выступает один. Не так давно его партнер по сцене, Майк Тимлин, покончил с собой. У Льюина нет своего дома, у него нет денег, он ютится по углам у знакомых. Друга у него теперь тоже нет.
Впереди — оглушительная слава. И искушения, связанные с ней. И то, чем все это закончится, узнаем в итоге мы. Зрители.