Группа компаний Парадиз

Прежде, чем я усну

Before I Go to Sleep

Прежде, чем я усну
2013, 16+, Великобритания, Триллер, Детектив, Драма
Режиссер: Роуэн Жоффе
Продюсер: Марк Гилл , Ави Лернер , Лиза Маршалл , Мэттью О’Тул , Ридли Скотт , Тони Скотт
В ролях: Николь Кидман, Колин Фёрт, Марк Стронг
Композитор: Эд Ширмёр
Релиз в России: 30 октября 2014
Релиз в США: 04 сентября 2014
Кинокомпания: Studio Canal, Scott Free Productions, Millennium Films


От продюсера Ридли Скотта

Вот уже двадцать лет писательница Кристина, потерявшая память после автокатастрофы, каждое утро не может вспомнить событий прошлого дня.По совету врача, она записывает все, что с ней происходит, на диктофон. И однажды Кристина с ужасом осознает, что в ее жизни творится такое, о чем лучше забыть навсегда…

 

ИСТОРИЯ

Что делает человека человеком? Сумма наших знаний, опыта, воспоминаний? Кем мы будем, если нас лишить памяти? Этими вопросами задался Стив Джей Уотсон, когда искал материал для своего дебютного романа. В прошлом клинический специалист, Уотсон выиграл право на обучение в академии по креативному письму Faber and Faber в Лондоне. Долгое время в газетах, в разделе некрологов Уотсон искал идеи для своих историй. «Однажды в газете я наткнулся на некролог человеку по имени Генри Молесон. На протяжении всей его взрослой жизни его знали как пациента HM. Он страдал тяжелой формой амнезии, болезнь стала результатом операции, которая была призвана излечить его от эпилепсии. В возрасте 26 лет врачи удалили ему часть мозга, которая, по их мнению, была ответственна за приступы эпилепсии. Они не знали, что эти же самые участки мозга отвечают за формирование новых воспоминаний. Без памяти Генри Молесон прожил многие десятилетия и умер в возрасте 86 лет», – рассказывает Стив Джей Уотсон.

Тогда  у писателя родился образ, который открывает его книгу, а затем и фильм. «Я вообразил человека, который просыпается и смотрит на свое отражение в зеркале. Он думает, что увидит молодого парня, а обнаруживает старика 70-80 лет. Так родился образ женщины, которая смотрит на свое отражение, но видит там совсем не того человека, которого ожидала увидеть», – говорит писатель.

Дебютный роман Уотсона имел широкий успех, продавался в 30 странах мира. В списке бестселлеров США роман занял седьмую строчку. Это было лучший дебют британского автора со времен Джоан Роулинг.

ПЕРСОНАЖИ

Главную роль в фильме «Прежде чем я усну», Кристину, играет Николь Кидман. Колин Ферт исполнил роль супруга героини, а Марк Стронг - доктора Нэша, человека, который помогает героине побороть амнезию.

Режиссер Роуэн Жоффе: «Мне нравится, что зритель до конца не уверен, в том, что он видит на экране. Может быть, это история женщины, которая после мозговой травмы неверно интерпретирует происходящие с ней события и считает себя жертвой заговора. А может быть, это триллер, где героиня, страдающая амнезией, становится жертвой окружающих ее людей и должна выяснить, кто и почему использует ее, иначе ей грозит гибель. Тайна не раскрывается до последних кадров».

В фильме поднято много важных тем: личностная самоидентификации, любвь, семья, потеря ближнего, но все эти проблемы поданы в форме триллера.

Продюсер Лиза Маршалл: «Каждое утро женщина просыпается и не узнает мужчину рядом с ней. Она смотрится в зеркало, думая, что ей 27, но ей 40. Она смотрит на стену, на которой висит портрет и написано «Это твой муж». Мужчина просыпается и говорит: «Я твой муж». Так начинается фильм, так начинается роман, ты читаешь первые строки и уже не можешь оторваться от книги».

ПРОЕКТ

В 2010 году Лизе Маршалл, главе кино- и телеподразделения Scott Free London, британской продюсерской компании Ридли Скотта, удалось заполучить сигнальный экземпляр романа «Прежде чем я усну».

«Это блестящий роман. Начав чтение, я не смогла отложить книгу, пока не дошла до последней точки», – говорит Лиза Маршалл, которая много заведовала секцией драматических фильмов на британском канале Channel-4.

Еще на Channel-4 Лиза работала с режиссером Роуэном Жоффе над двумя его известными проектами – фильмами «Secret life» и «The Shooting of Thomas Hurndall». За последний фильм Роуэн получил премию BAFTA как лучший режиссер фикшн-фильма. С тех пор Роуэн написал сценарий к фильму «Американец», который поставил в кино Антон Корбайн, а Джордж Клуни сыграл главную роль.

Несколько лет Маршалл искала новый проект, над которым они могли бы вновь поработать вместе с Роуэном. Дочитав книгу Скотта, Лиза решила, что таким проектом будет экранизация романа «Прежде чем я усну».

Жоффе прочитал роман во время каникул, которые он проводил в Португалии.

Режиссер Роуэн Жоффе: «Я прочел роман Стива у бассейна, практически проглотил его сразу. Мне он так понравился, что я тут же рассказал эту историю своей жене. Затем к прослушиванию истории присоединилась вся моя семья. С этого момента я понял, что должен взяться за проект».

История касалась режиссера лично, так как его мать страдала амнезией и однажды не узнала своего собственного сына.

Маршалл и Жоффе удалось убедить Уотсона, что именно они - самая лучшая команда  для экранизации романа.  Год шла  работа над сценарием.

В романе Кристина ведет дневник. Но как изобразить то, что она пишет, на экране?

Вскоре Маршалл и режиссера осенило, что это будет видеодневник.

Режиссер Роуэн Жоффе: «Так неожиданно сценарий ожил. Для актрисы это была интересная актерская работа, ведь ее задача состояла в том, чтобы играть и внутри камеры, и на камеру».

«Мы всегда знали, что это фильм целиком и полностью  держится на образе Кристины, – рассказывает Лиза Маршалл. - Мы пытались понять, что значит для человека просыпаться каждое утро, не зная, кто ты. Ты думаешь, что тебе 27, но тебе уже 40. Половина жизни прошла, а ты этого даже не знаешь. Мы пытались показать, насколько это угнетает человека». 

Стив Уотсон был рад участвовать в процессе адаптации книги: «Конечно, фильм - это видение Роуэна. И мне нравилось наблюдать за тем, как другой художник пытается рассказать эту историю своим языком. Это похоже на то, как ты навещаешь своего старого друга, с которым ты расстался давным-давно, и за эти годы стал другим».

АКТЕРЫ И ГЕРОИ

Николь Кидман – Кристина

Николь Кидман: «C той минуты, как я прочла сценарий, он словно проник мне под кожу. Сама книга давно стала бестселлером, и когда я рассказывала, что снимаюсь в киноадаптации романа, все говорили, что с нетерпением ждут выхода фильма на экраны».

Кристина – непростая героиня, она сама не понимает себя и находится в поиске своей личности. Николь Кидман отлично уловила ранимость страдающей женщины.

Режиссер Роуэн Жоффе: «Я был поражен сдержанности, с которой Николь играет свою героиню, но как много она выражает своими глазами и мимикой. За считанные секунды сквозь ее лицо проходят мириады эмоций. В фильме много крупных планов, что позволяет зрителям близко соприкоснуться с переживаниями Кристины». 

«Прежде чем я усну» - вторая совместная работа Николь Кидман и Колина Фёрта.

Николь Кидман: «Вот уже во второй раз я имела счастье работать с одним из лучших актеров мира. Мне так нравится быть с ним на площадке! С Колином так легко, он отличный слушатель и улавливает мельчайшие детали и нюансы. Самая высококлассная игра – это экспромт, когда ты не знаешь, что произойдет в сцене дальше, и вам надо вместе закружиться в танце, не уточняя финального плана. Вместе с Фёртом я готова на все! Я в восхищении от него. Он такой забавный, но вместе с тем обладает тонким английским юмором и даже  завуалированным сарказмом. В фильме происходит немало жестоких вещей, и на камеру Фёрт должен совершать не слишком приятные вещи. Даже совершая гадкие поступки, он был глубоким и правдоподобным».

В свою очередь Ферт также в восхищении от своей коллеги:

Колин Фёрт: «Игра Николь невероятно естественна! Рядом с ней я имел право выдавать только высший класс, я просто не мог врать своей игрой, я не мог лениться. Если бы я попытался схалтурить, и был бы неубедительным, это бы сразу отразилось на ее лице. Тогда бы я мгновенно потерял связь с героиней, а мне нужно было держать ее в уверенности». 

Наблюдая за органикой актеров, режиссер оставлял пространство для импровизации на площадке, отступая от строк сценария.

Колин Фёрт: «Сценарий – это как джазовая тема. У тебя есть своя собственная мелодия, но ты понимаешь, что и у твоих коллег есть cвоя тема, сообразно которой ты начинаешь следовать чуть иному маршруту».

Но еще до начала съемок Роуэн Жоффе вместе с Кидман и Фёртом много работали над сценарием. С Колином режиссер встречался дома у актера, а с Николь они связывались по Scype.

Роуэн Жоффе: «Для меня, как режиссера и сценариста, это фантастический опыт, когда актеры работают вместе с тобой над сценарием. Но с другой стороны, это сложная задача, так как сценарий не должен быть перегружен деталями. Но, мне кажется, мы нашли нужный баланс».

Николь Кидман всегда очень серьезно готовится к каждой роли. Работа над образом Кристины была очень важна для актрисы.

Николь Кидман: «Я изучила много научных материалов, посвященных амнезии. В фильме  было необходимо избежать неясности, связанной с тем, страдает ли героиня реальной или мнимой амнезией. Я, как актриса, должна была сделать так, чтобы зрители поверили, что моя героиня на самом деле потеряла память. Я посмотрела множество документальных записей, где рассказывалось о людях с психогенной амнезией. Это так страшно! Люди, страдающие амнезией, сравнивают свое состояние потери души, потому что человек теряет свою личность, теряет то, кем он является, и это очень печально».

Николь Кидман: «Я должна была найти точное состояние героини, мне надо было прочувствовать, как это – жить без воспоминаний. Я всегда так работаю над образами,  если я не прочувствую свою героиню, не поверю в ее состояние, все бессмысленно».

Роуэн Жоффе: «Николь по-настоящему усердная актриса. Она много готовилась дома, учила роль. Она проработала для себя сценарий, иногда избавляясь от слов, который ей мешали. Конечно, мы не всегда с ней соглашались, но чувства, слова - это часть ее игры. Приходилось уступать».  

Колин Фёрт – Бен

Как любить человека, который тебя не любит? Как любить женщину, которой ты представляешься каждое утро и надеешься, что она полюбит тебя к вечеру?

Жоффе и Маршалл мечтали найти актера, мгновенно вызывающего симпатию зрителей, чтобы они не могли заподозрить Бена в каких-то скрытых мотивах.

Лиза Маршалл: «Герой Фёрта по-своему любящий человек, пытающийся смириться с ситуацией, которую переживает каждое утро его жена. Он должен выстраивать перед ней всю ее жизнь. Он принадлежит к особому типу мужчин, которые на такое способны».

Жоффе в первую очередь подумал о Колине.

Роуэн Жоффе:  «Я мечтал увидеть Колина в роли Бена. Но я думал, что мы никогда не сможем заполучить его, потому что он завоевал два «Оскара» подряд. Но он легко откликнулся на наше приглашение, и я благодарен ему за это!»

Ключевой момент фильма: Кристина узнает, что у нее с Беном есть ребенок, а он скрывал это. Та сердечность, которой Ферт наполняет роль, позволяет зрителям принять объяснение Бена по этому поводу.

Колин Фёрт: «Зрителям кажется, что ужасно жестоко скрывать от жены такой важный факт, как наличие ребенка. Но потом зрители слышать объяснение Бена: каждый день он должен подвергать свою жену печали, говоря о ребенке. Но в тот день, когда Кристину узнала правду, это вызвало у нее подозрения, и Бен стал в ее глазах лжецом». 

Марк Стронг – доктор Нэш

В начале фильма зрители уверены в фрагментарности и хрупкости мира Кристины, но напряжение нарастают вместе с ростом сомнений и подозрений героини: каждый человек не заслуживает безоговорочного доверия, включая доктора Нэша, которого сыграл Марк Стронг. Его герой меняет динамику мира Кристины, благодаря его вмешательству история принимает новый оборот.

Лиза Маршалл: «Для Кристины доктор Нэш - путевая нить. Когда он впервые звонит ей, она не знает, доверять ему или нет, является ли он в действительности тем, за кого себя выдает, тем более, что он просит скрыть их отношения от мужа. Но постепенно она чувствует, что может довериться ему и доктор Нэш предстает перед нами положительным человеком».

Столкнувшись с двойственностью восприятия своего героя, Стронг сумел создать сложный образ.

Марк Стронг: «Я должен был сделать так, чтобы восприятие героя менялось по ходу фильма. Мой герой не мог сразу стать для зрителя путеводной звездой, чтобы не терялась интрига. Раскрытие персонажа, музыка, последовательность эпизодов – все эти элементы магии фильма находятся в распоряжении режиссера. Именно Роуэн решал, какие моменты фильма приведут зрителя к решению того, стоит ли доктор Нэш доверия или нет». 

По словам режиссера, эта работа Марка Стронга отличается от всего того, что он делал раньше в кино.

МИР ЖЕНЩИНЫ, ПОТЕРЯВШЕЙ ПАМЯТЬ

Образ

Для создания образного ряда картины Жоффе черпал вдохновение в европейских триллерах, в том числе в фильмах братьев Дарденн. Он хотел создать мир, который выглядел бы естественным, но загадочным. Оператором фильма выступил Бен Дэвис, фильмография которого включает такие фильмы, как «Стражи галактики», «Пипец» и др.

Большая часть фильмы была снята на ручную камеру, что позволило зрителям стать свидетелями субъективного опыта Кристины.

Роуэн Жоффе: «Мне хотелось, чтобы зрители почувствовали себя ребенком, обнимающим своими ручками голову Кристины. Куда бы она ни пошла, зритель следует за ней. Мы чувствуем себя детьми, смотрящими на маму и пытающими угадать, счастлива ли она или расстроена. Динамика отношений между камерой и актером схожа с той химией, которая возникает при игре двух актеров».

Снимая сцены сна, Жоффе вспоминал фильмы Хармони Корина и братьев Коэнов, а точнее - их фильм «Бартон Финк».

Команда художника-постановщика Кейва Куинна, который работал так такими культовыми фильмами Дэнни Бойла, как «Неглубокая могила» и «На игле», стремилась визуальными средствами передать то патологическое состояние, в котором существует Кристина. Для этого они использовали бледно зеленые и коричневые оттенки. Стилистически картина напоминает фильмы Эдварда Хоппера и Альгернона Ньютона, а также знаменитую фотосессию Кристины Риччи и Николь Кидман, сделанную Энн Лейбовитц. Жоффе попросил команду, чтобы они руководствовались стилем фильмов Альфреда Хичкока «Завороженный» и «В случае убийства набирайте M».

Стиль

Художником  по костюмам в проекте стала Мишель Клэптон, работавшая над культовым сериалом «Игра престолов». Клэптон удалось показать одну особенность: Кристина – женщина, для которой одежду выбирает ее муж. Гардероб Кристины в большей степени отражает личность Бена, чем ее собственную.

Эта особенность находит отражение в сцене, где Кристина встречает свою старую подругу Клэр, которая одета более элегантно, чем она сама.

Роуэн Жоффе: «Кристина не слишком озабоченна по поводу своего внешнего вида, ее больше волнуют вопросы «Кто я? Что происходит вокруг?»,  а не то, как она выглядит».

В фильме не осталось ничего от блистательного имиджа Кидман и Фёрта.

Художник  по костюмам Мишель Клэптон: «Очень забавно было превратить звезд в людей, чей внешний облик разительно отличается от того, какими мы их обычно привыкли видеть. Своей игрой актеры помогли мне в этом. Если костюмы подобраны правильно, актеры не выглядят в них странно. Либо они выглядят странно в той степени, в которой это необходимо для образа фильма. Герой Колина - умный и собранный мужчина, поэтому то, что он носит, умеет носить и сам Фёрт. О, как Колин умеет носит костюмы!»

Гардероб доктора Нэша значительно отличается от гардероба Бена.

Марк Стронг: «Нам хотелось, чтобы  облик доктора Нэша получился более мягким,  более неформальным. На моем герое трикотажный галстук и молескиновый жакет. Да, в его облике был необходим академизм, но нельзя было, чтобы доктор Нэш имел вид врача или бизнесмена».

Локейшн

Особую роль в фильме играет дом, в котором живет Кристина.

Лиза Маршалл:  «Еще на стадии пре-продакшена мы всерьез взялись за обсуждение того, каким должен быть дом Кристины. В книге это обычный викторианский дом рядовой застройки. Когда я читала книгу, мне это показалось не слишком кинематографичным. Вместе с Роуэном мы изучили все архитектурные стили, присутствующие в Лондоне, начиная с домов, украшенных лепниной в Ноттинг Хилле и заканчивая современными многоэтажками. В конце концов мы нашли фантастический дом конца 60-х неподалеку от Лондона. Нам он понравился тем, что мог находиться где угодно, не только в Лондоне». 

Роуэн Жоффе: «Нам был нужен дом, который выглядел бы безупречно чистым, даже стерильным. Дом Кристины похож на комнату в отеле. Он расположен в пригороде, что отделяет Кристину от сообщества людей. У нее нет соседей, дом окружает лес. Такое чувство, что она принцесса, заточенная в замке».

Художник-постановщик Кейв Куинн: «Красота домов 60-х еще и в том, что в них легко обозревать другого человека. Это как аквариум для золотых рыбок, поэтому Бен легко может следить за Кристиной. Он содержит ее как куклу». 

Менеджер по локейшену Джейсон Вилер: «То, что видит Кристина, покидая дом, является частью нашей истории. Мы словно чувствуем ее изоляцию, когда она идет через парк или прогуливается по улице. Она – вещь в себе. Мы не распознаем те места, которые видит Кристина. Она не видит, например, Биг Бена или иные строения, по которым можно было бы узнать Лондон. История не об этом».

Только в финале фильма появляется место, которое может узнать зритель.

Роуэн Жоффе: «Это сцена в Гринвич Парке, где Кристина встречается с Клэр. Кристина чувствует, что возвратилась на исходную точку как в географическом, так и психологическом смыслах. Она вновь встречается со старой подругой и  собирает по кусочкам пазл своей жизни».

Роуэн Жоффе: «Мне хотелось снять в некотором роде клаустрофобичный фильм. В картине не так много крупных и общих планов, они появляются тогда, когда у героини выявляется более полное понимание своей жизни. Кристина знает только, что происходит с ней в настоящем, о прошлом она судит лишь по видеодневнику. Видение жизни раскрывается перед ней только в финале».

АНАТОМИЯ ТРИЛЛЕРА

Триллеры  - напряженные истории с резкими поворотами сюжета - функционируют на двух уровнях: есть видимая и есть фактическая история.

Роуэн Жоффе: «То, что происходит в фактической истории, должно быть наполнено драматизмом, а как только вы  раскрываете ее, зрители должны воскликнуть: «Боже мой!» Но и видимая история должна быть предельно напряженной, так как она дает зрителям понять, что за поверхностными событиями кроется что-то еще. Отвлекающий маневр должен быть стоящим иначе зритель не будет заинтересован. Поэтому и видимая история должна быть драматичной в своей основе».

Сложный калейдоскоп фрагментырных воспоминаний и флэшбеков Кристины  был интересным фронтом работы для монтажера Мелани Оливер, которая работала над фильмами «Отверженные» и «Анна Каренина».

Мелани Оливер: «Как начать историю и развить ее таким образом, чтобы у зрителей не было чувства, что он уже сто раз слышал это? Мы должны были жонглировать информацией, скрывать и вызывать к жизни воспоминания Кристины. Мы играли микшированием звуков и музыки для того, чтобы показать природу воспоминаний Кристины.

Николь Кидман: «Прежде чем я усну», на мой взгляд, очень сильный триллер. Наверное, триллер – это мой любимый киножанр. Много лет назад я снялась в триллере «Другие»,  и это один из моих любимых фильмов, в которых я снималась. Я долго искала фильм, где были бы столь же головокружительные повороты сюжета, и, наконец, нашла такой проект».

Роуэн Жоффе: «Прежде чем я усну» - эмоциональная история женщины, каждый день оплакивающей своего сына. Большинство триллеров носят  умозрительный характер. В них чаще всего речь идет об опасности, и в них отсекаются такие эмоциональные темы, как скорбь, потеря, брак и любовь. А в нашей истории мы углубляемся в раскрытие этих тем, но стараемся не терять интриги и напряжения. Николь и Колин выдали потрясающие актерские работы, показывая эти сложные эмоции».

Конечно же, многотысячная толпа поклонников книги придет на фильм, зная, что произойдет в конце. Как любитель чтения Лиза Маршалл надеется, что и кинематографический образ Кристины останется в душах зрителей.

Лиза Маршалл: «Я знаю, как это разочаровывает, когда любители той или иной книги приходят на ее киноадаптацию и видят, что суть произведения так и не раскрыта. Мы надеемся, что нам удалось передать дух и атмосферу книги на экран».

Уотсон писал свой роман, чтобы с одной стороны развлечь публику, но с другой стороны он надеялся, что книга пробудит читателей к размышлению. На такую глубокую реакцию надеются и создатели фильма».

Стив Уотсон: «Когда я прочел сценарий Роуэна, то понял, что передо мной захватывающий триллер. Я уверен, что когда в финале картины пойдут титры, в голове зрителей всплывает множество вопросов: «Как бы я поступил в подобной ситуации? Отреагировал бы я иначе? Что делает меня мною?»

Николь Кидман признается, что она очень любит психологические триллеры.

Николь Кидман: «Я обожаю психологические триллеры. «А теперь не смотри» – один из любимейших фильмов этого жанра, который я смотрела раз двадцать. Уверена,  что «Прежде чем я усну» займет достойное место в галерее лучших мировых триллеров. Надеюсь, что и в будущем меня будут приглашать сниматься в психологических триллерах».

Для Жоффе «Прежде чем я усну» - это фильм о тайне души, о сокровенных смыслах жизни.

 Роуэн Жоффе: «У людей нет ответов на многие вопросы. Именно это и привлекает в этой истории. Мы часто бываем замкнуты в собственном субъективном переживании реальности, мы пытаемся пробраться к истине, но не можем вырваться из себя. «Прежде чем я усну» приоткрывает путь выхода из замкнутого пространства. Это фильм не только о потери памяти, это размышление о поиске себя в этом мире».

30.11.-0001