Группа компаний Парадиз

Порок на экспорт

Eastern Promises

Порок на экспорт
2007, 18+, США, Криминал, Триллер, Драма
Режиссер: Дэвид Кроненберг
Продюсер: Пол Уэбстер , Роберт Лантош , Джулия Блэкман , Дэвид М. Томпсон
В ролях: Вигго Мортенсен, Наоми Уоттс, Венсан Кассель, Армин Мюллер-Шталь
Релиз в России: 04 сентября 2019
Релиз в США: 08 сентября 2007
Кинокомпания: Focus Features, Corus Entertainment, Astral Media Inc., BBC Films


Накануне Рождества в Лондоне при родах умирает молодая русская женщина. На руках акушерки Анны (Наоми Уоттс) остается младенец и дневник, который она нашла в вещах девушки. Анна ужасается ее истории жизни и начинает собственное расследование, которое ведет прямо в логово русской мафии. Так она знакомится с Николаем (Вигго Мортенсен), который помогает ей разобраться в этой запутанной истории. Анна и не догадывается, что ее новый знакомый — жестокий и таинственный киллер, который принадлежит одной из русских группировок Лондона, а факты, описанные в дневнике, компрометируют его босса…

Фильм открытия 55-го МКФ в Сан-Себастьяне

Фильм открытия 51-го МКФ в Лондоне

Синопсис
«Порок на экспорт» — триллер, сценарий к которому написал оскаровский номинант, автор «Грязных прелестей» Стивен Найт. Триллер, в котором вновь встретились создатели «Оправданной жестокости» — режиссер и звезда, Дэвид Кроненберг и Вигго Мортенсен. Как и в предыдущей работе, в «Пороке на экспорт» Кроненберг и Мортенсен пытаются осмыслить рок судьбы, исследовать психику и душу человека, чья природа никогда не сможет быть познана до конца.
Лондон. Наши дни. Загадочный русский киллер Николай (Вигго Мортенсен) работает водителем у влиятельной криминальной семьи. Эта крупнейшая организованная преступная группировка восточноевропейского происхождения — часть международного братства «Воров в законе». Во главе семьи — харизматичный Семен (номинант премии «Оскар» Армин Мюллер-Шталь), владелец ресторана русской кухни. Сын Семена, Кирилл (Венсан Кассель) — неуравновешенный малый, привязанный к Николаю больше, чем к собственному отцу.
Однажды Николай знакомится с акушеркой Анной (номинантка на премию «Оскар» Наоми Уоттс). Накануне Рождества в госпитале, где работает Анна, при родах умирает девочка-тинейджер. На ее руках остается младенец и дневник девушки, написанной по-русски. Копаясь в дневнике, Анна пытается найти ответы на волнующие ее вопросы и сталкивается с жуткой правдой о «ворах в законе». Она ужасается истории жизни русской девушки и начинает собственное расследование, которое ведет в логово русской мафии. Николай, с которым она встречается на этом пути, вроде бы помогает ей разобраться в этой запутанной истории, но сам попадает в двойственную ситуацию: c одной стороны — верность «семье», с другой — правда Анны. Кому он должен довериться, кому служить? На чашу весов брошены жизни…
История загадочной смерти русской девушки стремительно оплетается цепью интриг, предательств и убийств. Откуда придет возмездие?..

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Идея
Задолго до того, как в 2005 году Дэвид Кроненберг снял один из самых спорных своих фильмов «Оправданная жестокость», Стивен Найт написал сценарий, который позже стал основой фильма «Грязные прелести». После выхода этой картины Найт хотел продолжать писать о людях и событиях Лондона, которые находятся вне поля зрения обывателей.
«Я написал сценарий к «Грязным прелестям», потому что меня весьма интересовали истории о «другом Лондоне», о Лондоне вновь пребывших иммигрантов, — рассказывает Стивен Найт. — Но у меня было такое чувство, что одного фильма недостаточно, чтобы охватить такую интригующую тему. «Грязные прелести» — картина об африканцах и турках, «Порок на экспорт» — история о другой эмигрантской общине, об ином опыте».
Продюсер Пол Вебстер: «За последние двадцать лет Лондон превратился в многоязычное, многонациональное общество. «Порок на экспорт» — одна из первых картин, которая поднимает проблемы, связанные с восточно-европейской эмиграцией».
Вначале Найту поручили написать сценарий к многосерийному телевизионному фильму о «живом товаре» из Восточной Европы. Но, работая над материалом, сценарист очень заинтересовался теми, кто получает от этого «бизнеса» прибыль, причем прибыль колоссальную. Найт выяснил, что торговлей людьми занимаются так называемые «воры в законе», серьезная организация со сложной структурой и иерархией. Для Найта стало очевидно, что этой проблеме необходимо посвятить целый фильм. Для уточнения подробностей и нюансов этой деятельности сценарист связался с людьми из компетентных органов.
Стивен Найт: «Правда оказалась ужасающей! Торговля «живым товаром» происходит на обычных улицах пригорода. Вы этого не видите, но все же это происходит рядом с вами. Представители восточных народностей — русские, китайцы, турки  — сильно отличаются друг от друга, действуют по-разному, но в то же время они легко умеют устанавливать контакты друг с другом, что стало для меня настоящим открытием. Все эти группы спокойно сосуществуют в Лондоне, почти неконтролируемые полицией. Они управляют сами собой и стараются сделать так, чтобы в пределах их собственной группы не возникало серьезных конфликтов.
Персонаж главы семьи, Семена списан с реального владельца русского ресторана в Нью-Йорке, а образ героини Наоми Уоттс — посвящение акушерке, которая принимала моего старшего сына в лондонском госпитале London’s Whittington Hospital. Именно этот госпиталь мы снимали в картине. Героиня Наоми, обычная жительница Лондона акушерка Анна мне была нужна, чтобы ее глазами заглянуть в мир, скрытый от обычных людей. Эти два мира редко встречаются друг с другом. Мало того, в контексте триллера я столкнул акушерку и 14-летнюю девочку, погибшую от рук этого мира».
Продюсер Пол Вебстер: «Секс-траффик — огромная индустрия в Великобритании. Полицейские отчеты показывают, что в основном его контролируют выходцы из Восточной Европы».
Режиссер Дэвид Кроненберг: «Я сразу же погрузился в этот насыщенный мир криминальной субкультуры Лондона. Можно сказать, что Стивен Найт заново изобрел жанр криминального фильма, потому что его сценарий содержал все неотъемлемые элементы этого формата, но перевернутые с ног на голову, причем совершенно необычным образом. Это отнюдь не картина в стиле ретро, напротив, фильм получился современным и полным.
«Порок на экспорт» — это криминальный триллер со многими составляющими, замысловатым образом соединенный с элементами семейной драмы — все происходит в рамках субкультуры, которая вплетена в другую развитую культуру».
Вигго Мортенсен: «Порок на экспорт» — органичное продолжение «Оправданной жестокости»; в этой картине рассматриваются вопросы самоидентификации, исследование традиционной структуры семьи, люди, оказавшиеся в рискованных ситуациях и столкнувшиеся с моральным выбором. А главное, этот фильм — попытка ответить на вопрос: «Можно ли оправдать насилие?»

КАСТИНГ
Николай
По словам Кроненберга, существовал лишь один актер, который мог сыграть главного героя, русского киллера Николая, — это Вигго Мортенсен. «Когда я работал с Вигго над картиной «Оправданная жестокость», я заметил, что у него славянская внешность, наполовину он датчанин. Вигго — потрясающий актер, и я надеюсь, что это станет еще очевиднее после выхода картины «Порок на экспорт» на экраны».
Перед съемками фильма несколько недель Вигго провел в России, объехал полстраны, побывал даже на Урале. Он смотрел русские фильмы, телевизионные передачи, читал русских авторов, Владимира Набокова, например, изучал русский язык, который ему был необходим для роли. Во время съемок Вигго украсил свою гримерную копиями православных икон и создал атмосферу, с помощью которой ему было бы проще вжиться в роль.

Кирилл
На роль сына главы «семьи», Кирилла был приглашен французский актер Венсан Кассель. «Если ты долго живешь на этом свете, рано или поздно ты начинаешь работать с людьми, с которыми ты давно мечтал сотрудничать, которыми ты восхищаешься, — говорит режиссер картины Дэвид Кроненберг. — До «Порока на экспорт» я встречался с Касселем на других проектах. И, читая сценарий этого фильма, я сразу же подумал о Венсане. Кассель смог выразить живость, двойственность, безумство и безрассудство своего персонажа, Кирилла, образ которого прекрасно прописал в своем сценарии Стив Найт. Героя Касселя, Кирилла можно сравнить с сыном Саддама Хусейна: неврастения, неуравновешенность, слишком много власти, слишком мало глубины, а вместе — взрывоопасная смесь. В отличие от Николая, Кирилл — страстный и эмоциональный, они странная пара друзей».
Венсан Кассель: «Не хотелось играть очередного злодея. Мне показалось, что мой персонаж  — личность сложная. Кирилл — жертва сурового воспитания, жертва среды. Да, он жестокий и опасный, но, с другой стороны, он всего лишь продолжает «бизнес» своей семьи. Грязные делишки отца — это все, что он знает в своей жизни. В отношениях Кирилла и Николая много слоев, нюансов. Кирилл даже ревнует Николая. Самым сложным в этой работы для меня было «стать русским», научится говорить с правильным акцентом».

Анна
На роль Анны была приглашена Наоми Уоттс, о которой Кроненберг отзывается так: «В актерской среде Наоми пользуется огромным уважением. Не было ни одного человека, который не назвал бы ее фантастической актрисой. Мне говорили, что с ней всем нравится работать. Во время съемок «Порока на экспорт» я убедился в верности этих утверждений. Мне, как режиссеру, было невероятно легко ее снимать, потому что она улавливает, что нужно делать на каком-то тонком уровне. Я уверен, внутри себя она совершает колоссальную работу, но делает это так, чтобы этого не было заметно. Она приходит на съемочную площадку и тут же понимает, что ей нужно делать, мгновенно схватывает общую картину и вживается во внутреннюю жизнь персонажа. Конечно же, она блистательная красавица и ее красота служит ей хорошую службу, как актрисе. Но у нее не напускная, а природная, настоящая красота. Облик Наоми позволяет ей играть и героинь с экзотичной внешностью, и самых простых женщин. Она может играть обычную обывательницу и при этом блистать актерским талантом».

Семен
Несколько лет на экране не появлялся немецкий актер Армин Мюллер-Шталь. В картине «Порок на экспорт» Кроненберг снял его в роли главы «семьи» Семена: «Армина я взял себе на заметку еще несколько лет назад, отметив его фантастический голос, уникальное лицо. Его собственный жизненный опыт — много лет жизни в Восточной Германии — все это нашло отражение в его облике. Еще до нашей личной встречи, я почувствовал в нем редкое обаяние и вместе с тем необыкновенную силу, которая может заставить тебя бояться. Это как раз то, что нужно было для роли Семена, потому что каждый герой в этом фильме оказывается вовсе не таким, каким казался в начале».
Армин Мюллер-Шталь: «Семен — брутальный мужчина, а мир полон таких людей. Монстр незаметен, он внутри человека. Организация «воров в законе» остается тайной, потому что они незаметны, о них трудно догадаться. Но очень важно показать все стороны этих людей, кажущихся монстрами. У Семена, например, очень теплые и трогательные взаимоотношения с внучкой. Он обожает слушать русскую музыку. В кинематографе сформировалась определенная традиция в изображении криминальных боссов на экране. Надеюсь, что у меня получилось обойти этот штамп и изобразить криминального авторитета по-своему».

Другие герои
Роль матери Анны исполняет актриса ирландского происхождения Шинед Кьюсак. В своих фильмах Кроненберг дважды работал с ее супругом Джереми Айронсом.
Дядю Анны играет режиссер Джереми Сколимовски, которым восхищается Кроненберг: «Я был поражен фильмами, которые Джереми снимал в 60-х, в период польской новой волны. Готовясь к съемкам, я вдруг вспомнил, что когда-то Джереми совершенно потрясающе сыграл агента КГБ в фильме «Белые ночи» и пригласил его на роль».

СТИЛЬ. Русская палитра

Интерьеры
Художник-постановщик фильма Кэрол Шпир создала в картине атмосферу, которая отражает два мира Лондона. «Мир Анны, женщины из среднего класса, которая работает акушеркой в госпитале, живет с мамой и дядей контрастирует с ярким, роскошным криминальным миром «семьи» Николая». Очень важно было точно найти дизайн ресторана, которым владеет Семен. Шпир создала поистине роскошный интерьер русского ресторана.
Для того чтобы лучше узнать русскую архитектуру, Кэрол ездила в Санкт-Петербург. Там она долго гуляла по Эрмитажу, завтракала, обедала и ужинала в различных местных ресторанах. «В Эрмитаже я познакомилась со всей роскошью мира времен Екатерины Великой. Как раз эту роскошь хотел воссоздать в своем ресторане Семен. Я соединила в нашем интерьере различные элементы и образы, начиная с ламп, картин, лепнины и заканчивая сервировкой столов и внешним видом блюд. В результате интерьер получился в некотором смысле даже китчевым. Но таково по идее создателей было представление Семена о том, как выглядел подобное заведение во времена Екатерины Великой».

Кухня
Для сцены банкета, который дает Семен членам «семьи» была приглашен специалист по русской кухне. «Для нас была очень важна аутентичность кухни, так как еда всегда символичный и знаковый элемент «старой родины», которая сохраняется на чужбине», — говорит Кроненберг.

Костюмы
Художник по костюмам Дениз Кроненберг (сестра режиссера) изучила сотни фотографий русских девушек разных эпох и занятий, начиная с проституток и заканчивая официантками. Посещая русские рестораны, Дениз заметила, что русские отдают предпочтения свитерам с воротником «хомут» и черной коже, поэтому она одела русских гостей на банкете элегантно, нарочито переборщила с ювелирными украшениями.

Нуар-космополит
Дэвид Кроненберг: « И я, и Вигго Мортенсен прочитали одну и ту же книгу Достоевского — «Бесы». Многое из того, что прочитал Вигго у Достоевского, определило характер игры роли Николая. Сочетание голоса и лица Вигго в совокупности с мрачными улицами и обветшалыми интерьерами в результате дало аутентичную атмосферу. Кажется, в картине мы смогли добиться ощущения фильма-нуар».
Продюсер Пол Вебстер: «Уверен, картина дает представление о современном Лондоне, мультикультурном городе-космополите. Куда бы вы не посмотрели, везде старое перемешано с новым, восточное с западным, это отчасти и отображено в нашем фильме».



Татуировки
«Совершенно неожиданно татуировки стали в фильме особой метафорой и даже символом, — рассказывает режиссер картины Дэвид Кроненберг, — Татуировки у русских преступников — это особый мир, который, правда, сегодня отмирает из-за изменений, происшедших в России в последнее десятилетие. Культура татуировок связана со старой криминальной кастой — «ворами в законе», где была сложная структура и иерархия. Знаменитая поговорка гласит: «Среди воров нет честности». Но на самом деле в этом мире существует свой «кодекс чести», причем очень жесткий. В русских тюрьмах говорят, что татуировка — это «личное дело», анамнез преступника, она в одно мгновение раскрывает, кто есть кто. Если человек приходит в тюрьму без татуировки, то он как бы не существует. Причем знаки эти должны быть точными и правдивыми. По ним узнают о роде преступления, о тюрьме, в которой сидел преступник, и о его сексуальной ориентации. Татуировки, которые человек нанес на свое тело, отображают его судьбу, становятся пропуском в криминальную среду. Если на человеке наколота татуировка, которая не соответствует его истинному положению в иерархии, то он получает жестокое наказание.
Герой фильма «Порок на экспорт» Николай Лужин, которого играет Вигго Мортенсен, достиг высокого положения в иерархии «воров в законе», это означают татуировки в виде звезд на его коленях. Всего у этого персонажа 43 татуировки, не считая семи на пальцах рук, которые наносили на тело актера больше четырех часов. Вигго Мортенсена украшали блатные рисунки с названиями «Череп с цветами», «Курящий череп», «Тигр», «Дева Мария с Младенцем», «Женщина с ножом», «Змея и Кинжал», «Скорпион», «Иисус» и двенадцать татуировок, в которых зашифрованы русские пословицы.
По признанию режиссера Дэвида Кроненберга, в создании «Порока на экспорт» ему помогла документальная лента Аликсы Ламберт The Mark of Cain («Знак убийцы»), которую она сняла в русских тюрьмах. Во время работы над фильмом Мортенсен тоже изучал криминальный мир России, и в числе прочих книг прочитал и книгу Ламберт о татуировках, которые наносят на свое тело преступники, а, прочитав, переправил книги режиссеру.
«Вигго прислал мне книги по русским тюремным татуировкам, — рассказывает Кроненберг. — В них было много фотографий, диаграмм и толкования значения каждого из рисунков. Татуировки  — это целый мир скрытых символов, и мир этот завораживает». Кроненберг снабдил книгами и документальным фильмом автора сценария, который развил эту тему, и вот на экране мы можем видеть шедевр криминального боди-арта в лице Николая Лужина, коварного и загадочного русского мафиози, героя Вигго Мортенсена.
«Некоторые татуировки были полны юмора, некоторые были просто поэзией, — рассказывает Вигго Мортенсен. — На плюсне моей правой ноги была такая фраза: «Куда ты собираешься?» На плюсне другой был ответ: «Какого черта это тебя волнует?» Одно из моих любимых высказываний звучит так: «Пусть моя предыдущая жизнь окажется сном». Или вот еще одна надпись: «Я раб судьбы, но никогда не буду рабом закона». Все эти татуировки носит почитаемый в своем кругу вор, который никогда не склонит голову перед законом. А «воры в законе» уважают тех, кто плюет на закон. Некоторые высказывания могут быть очень грубыми, но при этом они образные и имеют под собой реальный исторический контекст. Например, изображение цепи на щиколотке отсылает нас во времена Петра Великого, когда арестантов привязывали друг к другу цепями, которые располагались на щиколотке. Крест на груди моего героя, Николая, не имеет никакого отношения к религии, он говорит о том, что человек на хорошем счету, «в авторитете». Три церкви на спине означают три приговора, вынесенных герою, а изображение Санкт-Петербурга на пальце — что в этом городе он сидел в тюрьме».

Вигго Мортенсен
Прежде чем начать актерскую карьеру в Нью-Йорке, Мортенсен несколько лет провел в Венесуэле, Аргентине и Дании. В Нью-Йорке он обучался у Уоррена Робертсона и работал в театре.
Дебютировал в оскароносной ленте Питера Уэйра «Свидетель». За роль в эпической трилогии Питера Джексона «Властелин Колец» разделил со своими партнерами по съемочной площадке приз от Гильдии киноактеров в номинации «лучший актерский состав». Фильмография Мортенсена включает в себя такие фильмы, как «Индеец-беглец» (Indian-Runner) Шона Пенна, «Путь Карлито» Брайана Де Пальмы, «Cолдат Джейн» Ридли Скотта, «Прогулка по луне» Тони Голдвина, «Капитан Аллатристе» Аугустина Диаса Йанеса и многие другие.
Помимо того, что Мортенсен великолепный актер, он еще поэт, фотограф и художник. В 2002 году он основал независимое издательство Perceval Press, которое специализируется на живописи, поэзии, критических статьях. Цель его издательства — публиковать тексты, фотографии, записки художников, которые больше нигде не могут быть напечатаны.
Недавно он выставлял серию своих фоторабот «Природа ландшафта и независимое восприятие». В 2008 году планируется проведение выставки его живописи и фоторабот в Исландии и Дании.

Наоми Уоттс
Наоми Уоттс родилась в Англии. В возрасте четырнадцати лет переехала в Австралию. Первую главную роль сыграла в картине Джона Дигана «Флирт» (Flirting). Роль в ленте Алехандро Гонсалеса Иньярриту «21 грамм» принесла Наоми Уоттс номинации на премию «Оскар», BAFTA, номинацию от Гильдии киноактеров. Премьера фильма состоялась в 2003 году на кинофестивале в Венеции, где Уоттс получила зрительский приз (Lion of the Public) как лучшая актриса.
В 2001 году на Каннском кинофестивале состоялась премьера картины Дэвида Линча «Малхолланд Драйв». Роль в этой ленте принесла Уоттс награду как лучшей актрисе Национального общества кинокритиков и Чикагской ассоциации кинокритиков. Фильмография Уоттс включает в себя такие фильмы, как «Кинг Конг» Питера Джексона (за роль в этой ленте Уоттс была названа Лондонской ассоциацией кинокритиков «Актрисой года»), «Звонок» Гора Вербински, «Развод» (Le Divorce) Джеймса Айвори, «Разрисованная вуаль», где она выступила также продюсером. Скоро на экраны выйдет картина Майкла Ханеке «Забавные игры» (Funny Games), где Наоми стала исполнительным продюсером.

Венсан Кассель
В 17 лет начал карьеру артиста балета и обучался в цирковой школе The Fratellini Circus School, работал уличным артистом. Увлечение американским кино 70-х привело Касселя в Киноинститут Нью-Йорка. В возрасте 20 лет он вернулся во Францию, начал играть в классическом театре в спектаклях легендарного режиссера Жана-Луи Барро.
Запоминающийся дебют Касселя состоялся в ленте Мэтью Кассовитца «Ненависть», которая была показана на Каннском Кинофестивале в 1995 году. Роль в этой картине принесла ему номинацию на премию «Сезар» в номинациях «Лучший актер» и «Многообещающий дебют».
Кассель снялся в таких фильмах, как «Доберман» и «Блуберри» Жана Коунена, «Братство волка» Кристофа Ганса, «Элизавета» Шекхара Капура, «Багровые реки» Мэтью Кассовитца, в одном из самых громких фильмов последних лет  — ленте «Необратимости» Гаспара Ное, в картине «12 …» и «13 друзей Оушена» Cтивена Содерберга, «Читай по губам» Жака Одиарда.
У Касселя есть своя продакшн-компания «120 Films», которая недавно выпустила фильм «Шайтан», где Венсан сыграл главную роль.

Армин Мюллер-Шталь
Мюллер-Шталь родился в Тильзите, Восточная Пруссия и вырос в Восточном Берлине. Армин  — многосторонний профессионал, он и актер, и музыкант, и художник, и сценарист, и режиссер. Его театральный дебют состоялся в 1952 году в берлинском театре Berlin’s Volksbuhne. Позже он начал работать на телевидении, а его дебют в кино состоялся в ленте Густава фон Вангенхайма «Тайные браки» (Heimliche Ehen).
Признание критиков получил после того, как снялся у Эгона Гюнтера в ленте «Третий» (The Third) и у Роланда Грэфа в ленте «Побег» (The Flight)
После того, как Армин переехал в Западный Берлин он снялся у Фассбиндера в лентах «Лола» и «Тоска Вероники Фосс». В 1985 году на кинофестивале в Монреале Армин был признан лучшим актером за роль в фильме Агнежки Холланд «Горький урожай» (Angry Harvest). За роль в картине Скотта Хикса «Блеск» Армин Мюллер-Шталь номинировался на премию «Оскар» и на награду Гильдии киноактеров.
Его фильмография включает в себя такие фильмы, как «L’Homme blesse» Патриса Шерро, «Полковник Редль» Иштвана Сабо, «Авалон» Барри Левинсона, «Утц» Георга Слуизера, за роль в котором он был назван лучшим актером на кинофестивале в Берлине в 1992 году, «Ночь на земле» Джима Джармуша, «Кафка» Стивена Содерберга, «Секретные материалы» Роба Боумана, «Третье чудо» Агнежки Холланд, «Разговоры c тварью» (Сonversation with the Beast), который он поставил как режиссер. В этом фильме он стал соавтором сценария и сыграл в картине роль Адольфа Гитлера.
Следующей его работой в кино будет роль в фильме Тома Тыквера «The International» с Клайвом Оуэном и Наоми Уоттс в главных ролях.

Дэвид Кроненберг
Учился в университете Торонто, где и заинтересовался кино. Во время учебы он снял две короткометражки на 16 мм — «Transfer» и «From the Drain». Его первые фильмы, снятые на 35 мм в конце 60-х — это «Stereo» и «Сrimes of the future». В этих фильмах впервые появляются темы, которые Кроненберг будет исследовать на протяжении всех последующих картин — жестокость и сексуальность, реальность и искаженная реальность, социальная сатира и биологические ужасы.
В 1975 году выходит его лента «Судороги» (Shivers), а следом еще более амбициозные «Videodrome» и «Мертвая зона» (Dead Zone), снятые для крупных студий.
Следом Кроненберг снимает «Муху» — римейк классического фильма ужасов 1958 года и фильм «Связанные насмерть» (Dead Ringers) c Джереми Айронсом в главной роли. За эту картину Кроненберг получил приз как лучший режиссер от Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса.
Экранизация романа Уильяма Берроуза «Завтрак нагишом» принесла ему приз как лучшему режиссеру от Национального общества кинокритиков.
«Автокатастрофа» подарила режиссеру спецприз жюри на Каннском кинофестивале 1996 года, а «Экзистенция» получила Серебряного медведя Берлинского кинофестиваля 1999 года. Фильм «Оправданная жестокость» был выдвинут на премию «Оскар» в двух номинациях.
Недавно Кроненберг вновь вернулся к формату короткого метра, снял короткометражку «Сamera» и мини-фильм, входивший в киносборник режиссеров, посвященный юбилейному Каннскому кинофестивалю.
В качестве актера Кроненберг снялся у Гаса Ван Сента в ленте «Умереть во имя», у Клайва Баркера в «Ночном народе» (Nightbreed), у Дона МакКеллара в «Последней ночи» (Last Night).
В 2008 году Кроненберг планирует постановку оперы по своему фильму «Муха» в парижском театре Paris’s Theatre du Chatelet и Опере Лос-Анджелеса. Композитором оперы станет оскароносный Говард Шор, который, кстати, написал музыку для фильма «Порок на экспорт».

Отзывы прессы
«Роль в фильме «Порок на экспорт» — лучшая и самая зрелая работа Вигго Мортенсена, достойная того, чтобы претендовать на серьезные награды. Филигранная игра актера подчеркивает в фильме всю сложность моральных вопросов, которые поднимает Кроненберг в своем фильме. «Порок на экспорт» — не просто очередной добротный экшен-триллер, а философско-социальный диагноз обществу»
Lou Lumenick New York Post

«Блестящий фильм блестящего режиссера»
Peter Travers Rolling Stone
«Актеры и их персонажи настолько органично сливаются, что в восприятии образуется отдельная от самой истории реальность. «Порок на экспорт» тонко и пронзительно раскрывает перед зрителем мир преступности, теневого Лондона, русской мафии и приоткрывает тайну загадочной природы человека».
Roger Ebert Chicago Sun-Times
«Мортенсен играет так, как словно бы химический состава его крови отличается от крови обычного человека. Его герой, русский киллер Николай до поры до времени остававшийся спокойным, когда ему приходится действовать, начинает двигаться с грацией рептилии. Что-то необъяснимое сверкает в глубине его полузакрытых глаз… И этого достаточно, чтобы понять: и у кобры есть душа…»
Ty Burr Boston Globe

 

13.05.2016