Группа компаний Парадиз

Легенда

Legend

Легенда
2015, 18+, Великобритания, США, Канада, Биография, Криминал, Драма, Триллер
Режиссер: Брайан Хелгеленд
Продюсер: Тим Беван , Эрик Феллнер , Брайан Оливер , Лиза Чейсин , Том Харди
В ролях: Том Харди, Эмили Браунинг, Дэвид Тьюлис, Тэрон Эджертон, Сэм Спруэлл, Чазз Пальминтери
Композитор: Картер Бёруэлл
Релиз в России: 01 октября 2015
Релиз в США: 03 сентября 2015
Кинокомпания: STUDIOCANAL


Реджи и Ронни Крэй – знаменитые преступники-близнецы, которые терроризировали Лондон в 1950-60-е годы. Вооруженные грабежи, рэкет, поджоги, покушения, убийства и собственный ночной клуб, куда приезжали даже голливудские знаменитости, – лишь малая доля «подвигов» самой влиятельной бандитской группировки Ист-Энда, которую возглавляли братья Крэй. Но потом дороги их расходятся. Братья живут в постоянной борьбе друг с другом и окружающим миром.

Обладатель премии «Оскар» режиссер Брайан Хелгеленд и компания Working Title Films дарят зрителям реальную историю взлета и падения самых известных лондонских преступников — братьев Крэй, которых блестяще сыграл Том Харди.

Братья возглавляют самую влиятельную бандитскую группировку в городе, они прибирают к рукам и вскоре начинают контролировать весь Ист-Энд. Преступная сеть криминальных близнецов стремительно расширяется, но борьба за власть, безумие и женщина ослабляют их союз.

«Легенда» — классический криминальный триллер, рассказывающий о неизвестной истории свингующих 60-х, а также о выходящих из ряда вон событиях, снискавших братьям дурную славу.

Синопсис

Свингующие 60-е. Ронни выходит из тюрьмы и вместе с братом-близнецом Реджи решает прибрать к рукам лондонский Ист-Энд. Для этого ему придется бросить вызов беспощадному гангстеру Чарли Ричардсону из Южного Лондона. Союзником в этой борьбе может стать американская мафия, которая планирует перебраться из Гаваны в Лондон. Братья Крэй заручаются поддержкой состоятельных особ и знаменитостей, у них появляются влиятельные покровители в высших эшелонах власти. Кажется, теперь братьев ничто не остановит.

Между тем, Реджи влюбляется в местную девушку Фрэнсис Ши и женится на ней. Пообещав возлюбленной встать на путь истинный, Реджи начинает легальный бизнес и становится владельцем сети ночных клубов. Он полон планов и надежд.

60-е на излете, и всему в этой жизни когда-нибудь приходит конец. Империю братьев Крэй буквально рвут на кусочки: полиция все больше и больше донимает братьев, а криминальные партнеры норовят предать, в надежде ухватить свой кусок. Терзаемый паранойей Ронни совершает хладнокровное убийство своего партнера по бизнесу, а брак Реджи и Фрэнсис трещит по швам. Все это приводит к гибельным и трагическим последствиям.

Режиссер Брайан Хелгеленд — о фильме

Когда я снимал фильм, то часто завал себе вопрос: как можно с уверенностью показать чью-либо жизнь? В случае братьев Крэй истинная история их жизни была скрыта под 50-летней историей слухов и сенсационных заголовков таблоидов. Криминальные близнецы стали историей Лондона, частью городского фольклора, легендой, которую каждый волен толковать по-своему. С одной стороны их история стоит в одном ряду с уходящими в глубину времени историями гангстеров-психопатов, а с другой стороны — это история Робин Гудов 20 столетия. Ведь общеизвестен факт, что двери братьев Крэй были постоянно открыты для нуждающихся стариков из Бетнал Грин. История братьев пересказывалась и так, и этак. Вот и я не удержался. Когда я решил погрузиться атмосферу того времени, то отправился на кладбище, где похоронены братья Крэй, а также Фрэнсис. И тут ветер принес на их могилы такое объявление: «Внимание. В этой районе орудуют воры». Я не мог не поразиться совпадению — неужели это знак для меня?

«Легенда» — моя версия истории братьев Крэй. Надеюсь, что, соединяя воедино домыслы, факты, слухи и небылицы, окружавшие братьев все это время, я все-таки приближаюсь к их истинной истории. Одно могу сказать уверенно, — я не смог бы снять фильм без помощи такого невероятного актера как Том Харди. Мы с продюсером фильма загорелись идеей пригласить в проект именно Тома. Я отослал ему сценарий, потом мы пригласили его на ужин. У меня уже была идея пригласить его на роль двух братьев, во всяком случае, я хотел, чтобы он сыграл именно Реджи, ведь это Реджи был мозгом организации. За ужином сошлись все звезды — Том все время говорил о Роне, ему хотелось сыграть Рона. Когда дело дошло до десерта, Том сказал: «Я сыграю Реджи, если ты дашь мне сыграть Ронни». Это была самая классная и легкая сделка за всю мою карьеру. Мы с самого начала приняли исключительно важное решение».

Легенда

«Впервые я узнал о братьях Крэй, когда один знакомый без зазрения совести вешал мне на уши лапшу, и это было отличное знакомство с миром братьев Крэй» — вспоминал режиссер. В 1998 году Хелгеленд работал над фильмом о группе Led Zeppelin. Режиссер отправился в мировой тур с Джимми Пейджем и Робертом Плантом. Однажды Брайан разговорился с парнем из свиты рок-музыкантов, у которого отсутствовал палец. Будущий режиссер «Легенды» услышал замечательную историю о том, что этот палец страдальцу отрезали братья Крэй, и еще с три короба россказней о криминальных братцах: «Конечно же, все это было выдумкой, но история мне показалась слишком хорошей, чтобы просто так забыть о ней».

Знакомство с «Фирмой»

В 60-х Лондон был центром свингующей вселенной. Carnaby Street оккупировали знаменитости, The Beatles записывались на Abbey Road. Лондон того времени — безусловная столица моды, музыки, кино и фотоискусства. Но у эпохи была и обратная сторона медали — братья Крэй. «Фирма» Ронни и Реджи Крэев была Rolling Stones преступного мира.

Ронни и Реджи родились в 1933 году в Ист-Энде. Они были близнецами (Реджи на 10 минут старше Ронни). Их вырастили «жестокие улицы» Лондона. Братья довольно быстро стали лидерами преступной группировки, занимаясь вымогательством, грабежами, шантажом. Водили дружбу с влиятельными политическими особами, что делало их «неприкосновенными» для полиции. Братья не только контролировали Ист-Энд, их власть распространялась на весь Лондон. Они были не просто гангстерами, но знаменитостями, которых, к примеру, фотографировал великий Дэвид Бэйли.

Неприятности начались в 1966 году, когда Ронни убил Джорджа Корнелла, члена банды братьев Ричардсон. В том же году раздираемую проблемами семью Реджи настигло горе — покончила с собой его любимая жена Фрэнсис. Реджи был сломлен и потерял интерес к делам. Ситуация ухудшается еще больше, когда несколько месяцев спустя он убивает члена своей же банды.

«Красивая» жизнь братьев Крэй закончилось в 1968 году, когда братьев и их приспешников засадил за решетку принципиальный инспектор полиции Леонард Рид, долгие годы охотившийся за братьями. Братья были приговорены к пожизненному сроку. Вскоре Ронни, страдающего психическим заболеванием, перевели в больницу для душевнобольных. Здесь он и скончался от сердечного удара в 1995 году. Реджи выпустили на свободу в 2000 году по вполне уважительной причине. Спустя шесть недель после выхода из тюрьмы он умер от рака.

Братьев больше нет, но главная криминальная Легенда Лондона жива.

Зарождение Легенды

Братья Крэй отправились в тюрьму, а вокруг них уже закрутился культовый водоворот. Были выпущены десятки книг, одну из первых «Профессия — насилие» написал Джон Пирсон, который лично общался с братьями. Продюсеры фильма «Легенда» Квентин Кертис и Крис Кларк приобрели права на экранизацию книги Пирсона. В 1990 году вышел фильм «Братья Крэй» Питера Медака с Гари и Мартином Кемпами, но, по словам Кертиса, в этой истории оставалось еще много белых пятен.

С идеей фильма продюсеры пришли в компанию Working Title Films и ее представитель Тим Биван загорелся идеей фильма «в духе американских гангстерских фильмов, но — о легендах британского преступного мира».

Биван говорит о существовании мощной традиции больших американских гангстерских фильмов, но не видит смысла тягаться с Копполой или Скорсезе. Биван загорелся идеей создания фильма в лучших традициях американских гангстерских фильмов, но со своим неповторимым стилем и атмосферой.

Для создания фильма продюсеры обратились к Хелгеленду, который ранее написал сценарий для еще одного проекта студии Working Title Films — триллеру «Зеленая Зона» (в российском прокате — «Не брать живым») Пола Гринграсса с участием Мэтта Дэймона. Хелгеленд хорошо знаком с американской традицией: он снял фильм «Расплата» с Мелом Гибсоном, а также был одним из авторов сценария к ленте «Секреты Лос-Анджелеса», получившей в 1998 году премию «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана и лучший адаптированный сценарий.

«Я получил уникальный шанс снять гангстерское кино. Режиссеру в Америке практически невозможно снять подобный фильм, так как лучшие образцы жанра уже были сняты и нет смысла с ними тягаться» — говорит Хелгеленд.

Режиссер подошел к истории братьев Крэй с классической точки зрения: «Я видел их бедными детьми, выросших на «злых улицах», у которых был единственный шанс выбраться на поверхность — податься в криминал. Такая трактовка — традиция в основном американского гангстерского кино. Но я всегда старался смотреть на происходящее с точки зрения братьев. У меня не было взгляда снизу верх или сверху вниз, я был на стороне протагонистов».

Хелгеленд погрузился в изучение жизни братьев. Прочитал массу материалов, посетил места, связанные с их жизнью, поговорил с выжившими членами банды, а также с членами противоборствующих группировок. Хелгеленду даже удалось встретиться с ушедшим на покой гангстером Фредди Форманом. Но был единственный человек, о котором Хелгеленд не смог найти никакой информации — это жена Реджи Фрэнсис. Хелгеленд спрашивал о Фрэнсис у Фредди, но услышал только, что та «была славной девушкой». Пытался разузнать о Фрэнсис у Барбары Виндзор, часто бывавшей в ночных клубах братьев, но она также вспомнила лишь то, что Фрэнсис была тихой, милой девушкой.

Режиссер встретился с еще одним выжившим членом банды Крисом Ламбрино, который провел Хелгеленда по местам боевой славы братьев в Ист-Энде. Именно у Криса ему удалось раздобыть интересную информацию о Фрэнсис.

Крис сказал буквально следующее: «Именно из-за Фрэнсис все мы отправились в тюрьму». Это признание перевернуло представление Хелгеленда обо всей истории: «Крис рассказал, что после смерти Фрэнсис Реджи пустил дела на самотек. Из двух близнецов Реджи был более ответственным (в отличие от Ронни, страдавшим шизофренией). Ламбрино показал мне мрачную улицу и сказал, что за две недели до ареста он видел Реджи, сворачивающего на эту улицу — Реджи выглядел самым одиноким человеком на земле. В тот момент я понял, как использую образ Фрэнсис в моем фильме».

В фильме рассказчиком выступает именно Фрэнсис, из потустороннего мира она вдумчиво и печально комментирует трагические событии. «Это интересный подход. Закадровый голос Фрэнсис привносит что-то новое в жанр. Можно сказать, что в фильме повествуется о треугольнике, возникшем между Реджи, Ронни и Фрэнсис. Это действительно впечатляет, смотрится оригинально и современно» — считает продюсер фильма Крис Кларк.

Кастинг

Фильм впечатляет своим актерским составом, в нем снялись Дэвид Тьюлис, Кристофер Экклстоун, Тэрон Эджертон, а также австралийская актриса Эмили Браунинг в роли Фрэнсис.

Но с самого начала режиссер знал, что фильм будет всецело принадлежать актеру, который станет близнецами Крэй. Режиссеру был нужен актер, который пойдет по пути Джереми Айронса, сыгравшего близнецов в фильме Дэвида Кроненберга «Связанные насмерть», о своем выборе он сказал: «Мне не хотелось выбирать на роль близнецов просто похожих друг на друга актеров. И мне кажется, что именно одному актеру будет проще уловить взаимоотношения между братьями, чем пытаться изобразить эти взаимоотношения с другим актером». В общем, режиссер признался, что его шорт-лист на эту роль состоял из единственного имени — Том Харди.

«Реджи — типаж старого доброго Голливуда в лице Стива МакКуина, и Том играет Реджи как кинозвезду. Ронни — великолепная характерная роль, он постоянно сидел на таблетках и был крайне неуравновешен в психологическом плане. Тому удалось найти для обоих братьев правильное внешнее воплощение, ему удалось показать их действительно разными людьми» — говорит режиссер.

Съемочный график Тома Харди продлился 35 дней. Создателям фильма удалось найти правильную очередность съемок для Тома, чтобы тому не приходилось половину съемочного периода изображать Ронни, а оставшуюся половину — Реджи.

В те из тридцати пяти съемочных дней, когда Тому приходилось играть близнецов, актер начинал с роли того брата, у которого было больше экранного времени. Так получалось, что чаще всего этим братом оказывался Реджи. После завершения сцены Том перегримировывался, менял костюм, после чего возвращался на съемочную площадку в образе Ронни и завершал сцену.

Художник по костюмам Кэролин Харрис проделала фантастическую работу. Она внимательно изучила гардероб братьев на фотографиях, а также погрузилась в изучение эпохи 60-х. Оба брата были франтами.

«Как то Ронни принес своему портному фотографию Аль Капоне и попросил сшить ему такой же костюм. Капоне носил двубортные костюмы» — рассказывает Кэролин. А вот Реджи предпочитал костюмы итальянского кроя. Именно в таких костюмах можно увидеть Реджи на фотографиях того времени. У него пижонистый вид, именно в таких костюмах можно было видеть европейских кинозвезд того времени, например, Жана Поля Бельмондо.

Художник постановщик фильма Том Конрой отсмотрел множество мест, так или иначе связанных с жизнедеятельностью братьев: «Я открыл удивительную вещь. Оказывается, братья жили в одном и том же доме на северо-западе Лондона. Просто один из них жил этажом выше. Мы воссоздали обе квартиры. Обстановка в семье Реджи и Фрэнсис особенно ничем не выделяется, а вот квартира Ронни похожа на пещеру Аладдина. В ней есть золото, ритуальные мечи, а также скрытые камеры, благодаря которым Ронни мог шантажировать влиятельных особ, посещавших оргии, которые он устраивал в своей квартире».

Обои в комнате Ронни — точная копия обоев с культовой фотографии Дэвида Бэйла, где Ронни и Реджи запечатлены с домашними змеями, которых держал Ронни.

Превращение

Художнику по гриму Кристин Бланделл пришлось в большей степени повозиться с образом Ронни. «У нас не было достаточно времени, чтобы создавать накладки на лицо. Мы экспериментировали с прической Тома, гримировали его лицо так, чтобы сделать его более округлым. В конце концов, была создана специальная вставка для челюсти».

Режиссер фильма был поражен тем, с какой легкостью Харди переходил от образа одного брата к другому: «Такое впечатление, что Том просто пользовался маленьким переключателем в своей голове, вроде того, которым мы включаем или выключаем свет. Мне было гораздо проще выступать режиссером Ронни, чем Реджи. Когда Том в образе Ронни приходил на съемочную площадку, он подходил ко мне, приобнимал за плечи и фирменным голосом Ронни спрашивал, что мы собираемся снимать и как мы расставили камеры. Я ему отвечал, и больше у Тома в образе Ронни не было ко мне вопросов. Но, как только на съемочной площадке появлялся Том в образе Реджи, я не знал, куда деваться от его вопросов, ему до всего было дело. Я думаю, что Том даже сам не осознавал, насколько сильно меняется его поведение в зависимости от того, в каком он образе».

Музыка

Реджи нравилась музыка, ему нравилась артистическая среда. Поэтому самые разные знаменитости слетались в его ночные клубы как мотыльки на свет. Гостями клубов Реджи были и Фрэнк Синантра, и Сонни Листон, и Ширли Бэсси, художник Фрэнсис Бэкон, актрисы Барбара Виндзор и Джоан Коллинз.

Любимой певицей Реджи была Тими Юро, чей образ в фильме воплотила известная британская певица Duffy. Она же написала и композицию, которая звучит на финальных титрах фильма.

Создание Легенды

Брайан Хелгеленд считает, что братья принадлежат к английскому пантеону героев наряду с Робином Гудом и королем Артуром.

По словам режиссера, стоило ему намекнуть какому-нибудь лондонскому таксисту, что он снимает фильм о братьях Крэй, как у того уже был готов рассказ о том, как его родственник работал на криминальных авторитетов.

Хелгеленд не хотел следовать совету Уиллиама Рэндольфа Херста и «штамповать легенду». Ему не хотелось в очередной раз реконструировать уже и без того пересказанную на все лады легенду близнецов. «Это моя история братьев. Это поразительное время прошло раз и навсегда. Вместе с ним исчезли и близнецы, превратившиеся в легенду. Я попытался стать их кинобиографом и в большей степени был заинтересован в том, чтобы показать изнанку легенды» — говорит режиссер.

10.05.2016