Кожа, в которой я живу



КОЖА, В КОТОРОЙ Я ЖИВУ

LA PIEL QUE HABITO

 

Драма/триллер

Испания, 2011 г., 120 мин.

 

Конкурсная программа Каннского международного кинофестиваля 2011.

 

Режиссер: Педро Альмодовар

Продюсер: Агустин Альмодовар, Педро Альмодовар

Автор сценария: Педро Альмодовар, Тьерри Жонке

 

В ролях: Антонио Бандерас,

Елена Анайя («Поговори с ней», «Люсия и секс», «Нет вестей от Бога», «В стране женщин», «Ван Хельсинг»),

Мариса Паредес («Жизнь прекрасна», «Все о моей матери», «Хребет дьявола»), Хосе Луис Гомез («Призраки Гойи», «Разомкнутые объятия»)

 

По мотивам романа Тьерри Жонке «Тарантул».

 

Гений пластической хирургии д-р Ледгард (Антонио Бандерас), путем дерзких генетических экспериментов создавший искусственную человеческую кожу, ведет охоту на подонка, который много лет назад изнасиловал его дочь. Жестокость его мести не знает предела…

 

Синопсис

 

С тех пор, как его жена сгорела в автокатастрофе, доктор Роберт Ледгард, выдающийся мастер пластической хирургии, ведет исследования по созданию искусственной человеческой кожи, с помощью которой он мог бы в свое время спасти супругу. Спустя 20 лет в своей лаборатории ему удается разработать кожаный покров, идентичный натуральному: новая кожа чувствительна к прикосновениям, прекрасно выполняет защитные и гормональные функции. Чтобы добиться такого результата, ученый вел сложные исследования на уровне клетки. Помимо долгих лет упорного труда, иссушающих душу и притупляющих совесть, Роберту нужен был сообщник. Моральные принципы никогда не волновали его, а Марилиа, женщина, которая заботилась о нем с рождения, стала самым верным его сообщником. Но для самого последнего результата  в качестве подопытного нужен был человек…

Каждый год десятки молодых людей исчезают из своих домов, как кажется, по собственной воле… Одному из них суждено было разделить с Робертом и Марилией роскошную виллу El Cigarral…

 

 

ПЕДРО АЛЬМОДОВАР О ФИЛЬМЕ «КОЖА, В КОТОРОЙ Я ЖИВУ»

 

Существуют необратимые процессы, дороги, откуда нет возврата, путешествия в один конец. «Кожа, в которой я живу» рассказывает про одну из таких дорог. Главная героиня пускается в этот путь против своей воли. Жестокостью ее заставляют отправиться в путешествие, откуда она не сможет вернуться. Ее история, по духу напоминающая Кафку, - результат приговора, вынесенного судом, состоящим всего из одного человека, ее злейшего врага. Следовательно, вердикт - форма крайней мести.

«Кожа, в которой я живу» - история мести.

Первые кадры фильма: роскошный особняк, окруженный прекрасными деревьями - идиллическое место. Оно называется El Cigarral. Особняк защищен каменными стенами и высокими воротами. Через одно из зарешеченных окон особняка мы можем разглядеть женщину...

Следующий кадр: интерьер комнаты,  женщина, выполняющая ряд сложных позиций йоги, кажется обнаженной. Крупный план: мы видим, что ее тело полностью покрыто материалом телесного цвета, который плотно облегает ее, как вторая кожа. На кухне этажом ниже домработница Марилия готовит завтрак, который она отправляет наверх с помощью кухонного лифта, который  открывается в комнате женщины.

Мы видим, что El Cigarral - это роскошная тюрьма посреди дремучего леса. Изолированное место, недоступное для глаз. Первые кадры, показывающие нам пленницу Веру, сконцентрированную на йоге, и ее тюремщика Марилию,  кажутся обычными, лишенными напряжения. Но жизнь в El Cigarral не всегда так спокойна.

В течение шести лет своего принужденного отшельничества Вера среди прочего потеряла самую значительную часть человеческого тела, свою собственную кожу. Она буквально сбросила ее... 

Кожа - это граница, которая отделяет нас от других, она определяет расу, к которой мы принадлежим, она отражает наши корни - биологические или географические. Часто она отражает состояние души. Но все-таки кожа не душа. Хоть Вера и сменила кожу, но она не потеряла свою личность.  (Личность и ее неуязвимость являются еще одной темой фильма). Эта ужасная потеря ставит Веру на грань между жизнью и смертью, смертью по ее собственному желанию или в операционной от руки доктора Роберта. Но она с рождения всегда была способна преодолевать любые трудности, и после многих тяжелых минут она решает, что «должна научиться жить внутри кожи, в которой она живет», даже если это кожа, в которую ее заключил доктор Роберт. Когда она смиряется со своей второй кожей, Вера принимает второе, самое важное решение: чтобы выжить она должна научиться ждать. 

Элиас Канетти, в своих записях о «Враге смерти» (это название, которое очень хорошо определяет отношение Веры к жизни) в его книге «Книга мертвых людей» пишет: «…Тигр совершает непрерывное пошаговое продвижение за решеткой своей клетки, чтобы не упустить единственного, мимолетного момента своего спасения».

Этот короткий миг, на который ссылается Канетти, касается Веры, как человека, попавшего в клетку. Однажды во время карнавала, человеку, замаскированному под тигра, удается пробраться в комнату, где была заточена Вера.

Этот случай разбивает тупиковую ситуацию, в которой находились три обитателя El Cigarral. 

После окончания карнавала все должны были снять свои маски. И никто не смог предотвратить финальную трагедию, которая бросила свою черную тень…

Эта история заставила меня вспомнить о кинематографе Луиса Бунюэля, Альфреда Хичкока, Фрица Ланга (от готики к нуару). Я также думал о фильмах ужасов студии Hammer или самых психоделических и кичевых представителях итальянского джалло (Дарио Ардженто, Марио Бава, Умберто Ленци). Также приходила на ум лиричность Жоржа Франжю в его фильме «Глаза без лица». Оценив три эти источника, я понял, что ни один из них не подходил для того, что мне было нужно для «Кожи, в которой я живу». Я решил сделать все по-своему и позволил своей интуиции вести себя. Да, собственно, я и всегда так делал. Я работал без тени давления жанра (кстати, я не знаю к какому жанру принадлежит этот фильм) и отклонившись от моей собственной кинематографической памяти, я только знал, что повествование должно было быть строгим и трезвым, без визуальной риторики и без видимой крови...

В этом путешествии меня сопровождал Хосе Луис Алькайне, оператор, которому я объяснил не то, что хочу, а, скорее, - чего не хочу увидеть в фильме. Он знал, как придать изображению  густоту, блеск и мрак, так необходимые фильму.

Альберто Иглесиас – единственный знакомый мне композитор без эгоцентричного самомнения. Он неутомим, практичен, терпелив. Если меня не устраивает результат, всегда тонко соблюдая диктат истории и того, как я ее чувствую, Иглесиас может кардинально изменить направление своих изысканий.

И, конечно, наши актеры были щедры и точны, несмотря на явный дискомфорт некоторых сцен. Хочется назвать их имена: Антонио Бандерас, Елена Анайя, Мариса Паредес, Хосе Луис Гомез…

 

 

 

 

 

11.11.2015
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Братья Систерс
Sisters Brothers, The
2018, США, Франция, Испания, Комедия, Приключения, Боевик, Драма
Братья Систерс
Вернуть Бена
Ben is Back
2018, США, Драма
Вернуть Бена
По половому признаку
On the Basis of Sex
2018, США, Драма, Биография
По половому признаку
Репродукция
Replicas
2017, 16+, США, Великобритания, Китай, Пуэрто-Рико, Фантастика, Триллер
Репродукция
Помешанный на времени
Time Freak
2019, США, Романтическая комедия
Помешанный на времени
Облепиховое лето
2018, 12+, Россия, Биография, Драма
Облепиховое лето