Посвященный



ПОСВЯЩЕННЫЙ

THE GIVER

 

США, 2014

Фэнтези/ приключения             

 

Режиссер:    Филлип Нойс («Солт»)

В ролях: Мэрил Стрип, Джефф Бриджес, Кэти Холмс, Брентон Туэйтес, Тейлор Свифт, Александр Скарсгард («Меланхолия»)

 

Он избран вернуть Судьбу                                                                                        

 

Юный Джонас живет в идеальном, максимально цивилизованном обществе будущего, где больше нет войн, боли, страданий, радости, воспоминаний. Для каждого члена здесь определен идеальный порядок существования, и теперь никому не приходится выбирать шаг, мысль, цвет – все вокруг однозначно серое… По решению Совета общества Джонас назначается Хранителем памяти, которую он должен перенять у Учителя по имени Дающий. Юноше открывается правда о настоящем мире, но чтобы освободить свой мир, он должен бросить ему вызов…

 

 

Синопсис

«Посвященный» – история возмужания юного Джонаса (Брентон Туэйтес), выросшего в утопическом, безмятежном обществе, где на первый взгляд все счастливы. Чувство гармонии сопровождает человека в этом мире с первого до последнего дня, оно создается сложно организованной реальностью, в которой человечество лишено памяти. Люди не знают, что такое страдание, голод или насилие, потому что все эти вещи считаются лишним бременем, осложняющим жизнь. Но за все приходится платить, - в утопическом мире нет свободы, нет выбора, нет индивидуальности. Каждый день человек получает инъекцию, потому что общество заинтересовано в том, чтобы люди не могли переживать эмоции, различать цвета, делать какие-либо собственные заключения. Контролируемое сложнейшими научными разработками существование не дает людям осознать различия, которые могли бы разрушить порядок утопического мира. Хотя бы потому, что этих различий нет. Люди живут в одинаковых домах, носят одинаковую одежду, у них одинаковые семьи, которые создает Совет Старейшин. Семья перестает существовать, как только исполнит свою функцию – выращивание детей в контролируемом по всем параметрам мире. И, как только дети подрастают, они забывают своих родителей.

Джонас - избранный, у него светлые глаза, он не похож на других. Когда речь заходит о том, чтобы найти человека на должность Хранителя Памяти общества,  Глава Совета Старейшин (Мэрил Стрип) называет Джонаса. Его ждет почитаемая должность - Джонас должен хранить все старые воспоминания, которые накопились у людей до эпохи «Одинаковости». Джонас становится учеником действующего Хранителя Памяти, которого называют Дающий (Джефф Бриджес). Старый человек добр, но он устал, поскольку хранит огромные объемы информации - всю память человечества. От Дающего Джонас узнает о том, что есть радость и удовольствие, а также боль, страдание, война и смерть в реальном мире. Как только перед Джонасом открываются  секреты прошлого,  он понимает, что та модель мира, в которой существуют он и все окружающие его, не имеет ни малейшего отношения к реальности. Если общество лишить памяти, то человек никогда не сможет испытать настоящую радость, хотя бы потому, что не знает что такое страдание.

Джонас и Дающий понимают, что настало время перемен: общество зашло в тупик, и спасти его можно только одним способом - память должна быть возвращена людям. Только это даст человечеству шанс. Сам Джонас испытывает потрясение, которое полностью переворачивает его сознание.  Впервые в жизни Джонас живет настоящими чувствами, он влюбляется в свою подругу Фиону (Одейя Раш) и строит планы спасения мира. Но Совет Старейшин не дремлет - Джонас вынужден бежать, чтобы защитить тех, кого любит, чтобы вернуть людям реальную жизнь. А с этой задачей еще никому не удавалось справиться…

 

Возникновение проекта

Сайнс-фикшн роман Лоис Лоури «Дающий» был продан по всему миру тиражом более десяти миллионов экземпляров. Книжку Лоури в обязательном порядке проходят в средних школах США, а количество поклонников романа растет день ото дня.

Фрэнк Смит, директор по производственным вопросам Walden Media, компании, которая, в качестве сопродюсера, более десяти лет занималась развитием проекта, говорит о фильме: «Посвященный» – это бриллиант в короне детской литературы. Мы горды тем, что этот фильм пополнил список других великих детских книг, экранизациями которых мы занимались – это и «Паутина Шарлотты», и «Мост в Терабитию», и «Хроники Нарнии».

Одним из продюсеров фильма стал Джефф Бриджес, для него «Посвященный» - исполнение двадцатилетней мечты. «Как-то я искал материал для фильма, где я мог бы снять своего отца Ллойда Бриджеса. Просматривая каталог детских книг, я наткнулся на потрясающую обложку книги, где был изображен старый, седовласый человек и подумал:  «О да, мой отец может сыграть этого парня». Дело зашло так далеко, что Бриджес снял на свою видео камеру целый фильм, в котором Дающего играл его отец, а Джонаса - племянник. После чего начались многолетние попытки привлечь к проекту  самых разных режиссеров и сценаристов: «Книга была настолько популярна, что я не сомневался – этот фильм будет легко снять, но все оказалось наоборот».

Более 15-ти лет назад компания, где в то время работала продюсер Николь Сильвер, приобрела права на будущий фильм. С тех самых пор Сильвер и Бриджес решили объединить усилия и вместе заняться осуществлением проекта. Николь Сильвер считает, что причина этой парадоксальной ситуации лежит на поверхности: «Осуществление нашего проекта вызвало определенные трудности, потому что все любят и хорошо знают первоисточник. «Посвященный» одновременно и драма, и книга для детей, а события, описанные в этой книге, взволновали множество людей. Но в самый критический момент в проект влилась компания The Weinstein Company, которая вместе с нами захотела принять вызов».

 

Лоис Лоури - идея книги

Лоури написала книгу  20 лет назад, но толчком к написанию этой книги было не какое-то политическое событие. Лоури рассказывает: «На идею книги меня натолкнула ситуация с моим отцом, который в то время стал уже очень старым, и его память истончалась. Он жил отдельно от меня, и я навещала его каждые шесть недель. Через какое-то время стало очевидно, что он теряет память и забывает вещи, которые для меня очень важны. В какой-то момент я поняла, что он пребывает в полной гармонии с самим собой, потому что забыл все грустные и страшные моменты из своего прошлого, включая его участие во Второй мировой войне, а также смерть моей маленькой сестры. Это заставило меня задуматься о важности памяти и о том, что кто-то может попробовать ею манипулировать».

Лоури выросла в то время, когда мир стали наводнять одинаковые дома, а правила создавались для всех и каждого. «Когда люди живут в обществе, где господствуют единые правила, то регламентированное общество вроде бы делает их счастливыми, но в реальности, чем больше ты стараешься соответствовать предложенной модели поведения, тем больше тебе начинает чего-то недоставать. Я уже давно живу по-другому,  теперь я позволяю себе ценить многообразие мира».

 

Адаптация

Сценаристом фильма стал известный театральный драматург Майкл Митник, который является большим поклонником книги. «Адаптируя книгу, я должен был внести поправки. Я расстраивался, потому что по миллиону причин был вынужден вносить изменения в тонкие детали, и мне приходилось делать это единолично. Это один из самых коварных моментов, когда ты адаптируешь роман для экрана».

Сама писательница Лоис Лоури также признает, что эта работа таит свои подводные камни: «Я читала множество сценариев, созданных по моей книге. Очень тяжело адаптировать роман.  Главная загвоздка в том, что книга и фильм - это два разных способа подачи материала. В моей книге экшен – не главное. Основные повороты истории происходят в сознании подростка, что тяжело изобразить на экране. Создателям фильма нужно было добавить экшена, оставаясь при этом верными главной теме книги».

Продюсер фильма Николь Сильвер объясняет успех романа среди молодежи: «В книге затронуты вопросы, важные для всех. В первую очередь это тема настоящего счастья, размышление о том, на что способен человек, ради того чтобы достичь его. Это история взросления мальчика, который готов пожертвовать всем ради спасения общества. Книгу читают в средних школах и это здорово, что дети в столь раннем возрасте  сталкиваются с такими темами».

Сильвер прекрасно видит все сложности, с которыми пришлось столкнуться при создании сценария: «Лоис говорила нам, что лучшие адаптации - те, которые верны духу романа, но не самому роману. Работая над проектом, мы задавались вопросом, а что есть такого в романе, что сделает «Посвященного» великолепным фильмом? Что мы хотим сказать зрителям? Какие темы мы должны раскрыть? Я думаю, что Майкл Митник проделал великолепную работу. Он остался верным первоисточнику, и в то же самое время позволил нам создать фильм, который привлечет зрителей всех возрастов».

 

Режиссер

Николь Сильвер, как продюсер, абсолютно доволен работой режиссера: «Творчество Нойса совершенно универсально. Этот режиссер снимает как крупные экшен-фильмы ( «Солт» и «Игры патриотов»), так и менее крупные фильмы, такие как «Тихий американец», «Клетка для кроликов», в которых есть сердце и индивидуальность.  Именно эти качества мы ищем для того, чтобы «Посвященный»  стал настоящим событием. …В книге есть глава, которая, как я думаю, заставит вспомнить о «Клетке для кроликов»: Джонас бежит с ребенком на руках и оказывается в пустыне, в которой им предстоит выжить. Джефф Нойс, как режиссер тонко чувствует этот ландшафт и показывает его в удивительном визуальном стиле. Схожий удел человека мы видим в его ленте «Клетка для кроликов», в которой три ребенка вынуждены выживать в австралийской пустыне».

 

Кастинг

Исполнительный продюсер Ральф Винтер рассказывает о кастинге: «Посвященный» - из тех проектов, в которых хотят участвовать все. На то есть две причины: во-первых, это проект с участием студии The Weinstein Company LLC, а значит - Харви Вайнтштайна, продюсера, пользующегося непререкаемым авторитетом в киноиндустрии, и, во-вторых, участие в съемках настоящих легенд кино: Мэрил Стрип, Джеффа Бриджеса и Филлипа Нойса». Сильвер также доволен командой: «У нас был выдающийся материал – подарок любому актеру, но то, что дети Джеффа и Мэрил читали эту книгу, стало решающим обстоятельством для создания этого актерского дуэта. Тот факт, что два лучших актера нашего поколения, которые к тому же никогда раньше не играли вместе, создают образы двух мощных антагонистов, - невероятно воодушевляет».

Джефф Бриджес сразу понял, кому доверит роль главного героя: «На роль Джонаса я выбрал 24-летнего актера, в то время как в книге герою всего 12. Но, когда я встретил Брентона, мы сразу нашли общий язык. Но проделал невероятную работу, так что мои сомнения оказались излишними. Он точно и верно передал дух этого произведения. Не так важно придерживаться каких-то фактов книги, гораздо важнее передать ее дух».

Тейлор Свифт сыграла Розмари, причем Сильвер рассказывает, что во время работы над сценарием они сделали ее героиню пианисткой, и это было задолго до того, как Тейлор была выбрана на эту роль: «Кто-то из топ-менеджмента The Weinstein Company видел Тейлор на ее живом выступлении и рассказал нам, насколько это было здорово. Ее героиню было сложно вписать в фильм, потому что по истории, рассказанной в книге, она больше не живет в общине. Обучаясь у Дающего, Розмари продержалась лишь пять недель, она так и не смогла стать Хранителем памяти. Тейлор передала молодой задор своей героини, к тому же показала нам свою потрясающую музыкальную интуицию. Для меня приятно осознавать, что мы написали роль стопроцентно подходящую для Тейлор еще задолго до того, как она появилась в проекте».

 

Персонажи и их развитие

Ключевую роль Дающего играет Джефф Бриджес. Дающий устал, потому что на нем лежит бремя памяти человечества. Он помогает Совету Старейшин принимать важные решения, но ему запрещено делиться знаниями с кем-либо еще, а также использовать их для того, что изменить общество. Джефф Бриджес прекрасно понимает ответственность своего персонажа: «Члены Совета Старейшин осознают всю ценность памяти, но хотят избавить общество от повторения ошибок. Поэтому всю существующую память они переложили на одного единственного человека – Дающего. … Моя задача - передать Джонасу память и познакомить его с безграничной книжной сокровищницей моей библиотеки».

История «Дающего» увидена глазами Джонаса, восприимчивого и пытливого подростка, который избран стать следующим Хранителем Памяти. Джонас видит в Дающем не только учителя, он смотрит на него, как на друга или старого мудрого дедушку. Он получает память, которая пробуждает в нем радость переживания эмоций. И начинает видеть мир в цвете, что раньше было ему недоступно. Джонас сталкивается не только с хорошими воспоминаниями, он должен познать и  все дурное, что происходило с Человечеством, ему впервые становятся доступны такие понятия как утрата, смерть и вражда. Дающий помнит боль и страдания, но не вправе с кем-либо разделить эту ношу, поэтому он одинок. Брентон тонко чувствует переживания своего героя: «Это очень типичная история взросления и она затрагивает эмоции, которые переживают все без исключения: любовь, боль, обман, а также естественное стремление к жизни и приключениям. …Первые две недели съемок были потрясающими. Главным образом мы снимали жилище Дающего - это были поразительные декорации. В жилище Дающего было множество книг, оно, скорее похоже на библиотеку. Именно в этом творческом окружении мой герой впервые распознает красный цвет – с помощью прекрасного старого телефона из 60-х». Только Дающий знает, что есть настоящая любовь. После долгих лет одиночества он чувствует сильную эмоциональную привязанность к Розмари. Она - первый ребенок, избранный стать следующим Хранителем Памяти. Но, после пяти недель обучения у Дающего ее изгоняют из общества.  

 

Необычные семьи

Александр Скарсгард играет папу Джонаса и Лили (Эмма Трамбле). Он ответственен за физическую и эмоциональную сферы каждого из новорожденных в первые месяцы их жизни. Он также ответственен за «устранение», если говорить прямо - убийство детей, которых общество считает бесполезными по причине каких-либо физических или эмоциональных недостатков.

Скарсгард не читал Лоури, но в детстве был большим поклонником книг в жанре антиутопии, это и «1984», и «Дивный Новый Мир». В «Дающем» Скарсгард нашел многое, что ему было близко: «Эта книга  представляет собой очень интересное видение антиутопического мира.  На первый взгляд общество идеально, в нем нет боли, страдания, нет и критического мышления. Отец Джонаса не знает, что такое любовь или смерть, поэтому его жизнь пуста, в ней нет вопросов, которые он хотел бы кому-нибудь задать. Когда я рос, мои родители учили меня ставить под сомнение все на свете, в том числе и авторитеты. Мой отец всегда говорил, что он человек, а потому делает ошибки. Это была интересная актерская задача – сыграть человека, которого нельзя назвать наивным, но который не видит иного выхода, как только следовать предложенным обстоятельствам».

Кэти Холмс играет маму Джонаса и Лили. Она занимает видное место в Департаменте Юстиции и должна строго следить за тем, чтобы соблюдались правила общества. Режиссер тщательно проговаривал с Кэти все нюансы создания образа: «Мы с Нойсом сконцентрировались на том, чтобы показать двойственную природу моей героини: с одной стороны она должна быть сильной, этого требует ее работа, а с другой стороны она трепетно относится к своему сыну Джонасу, который постигает вещи, находящиеся вне области ее понимания и контроля. Она видит, что ребенок отдаляется от нее, он взрослеет. Она должна отпустить его, а это всегда не просто для родителя».

У Джонаса есть два лучших друга – Фиона и Ашер. После того, как Джонас получает от Дающего память о прошлом, его жизнь обогащается знанием и наполняется смыслом. Он хочет дать это богатство людям, которых любит, а его чувства с окружающими становятся более объемными и многоплановыми.

Первоначально Ашер - жизнерадостный и шаловливый мальчишка, в связи с чем, исполнителю этой роли Камерону Монахэну приходится пройти серию преображений: «Джонас в начале фильма - образцовый гражданин, а Ашер находится на грани срыва. Потом Джонас бросает вызов системе, восстает против нее, в то время как Ашер становится винтиком этой системы. В конце концов, Ашер превращается в антагониста главного героя, плохим парнем. Их истории движутся в противоположных направлениях на протяжении всего фильма».

Роль очень милой, чувствительной и умной девочки Фионы досталась Одейе Раш. После того, как Джонасу открылись настоящие чувства, он влюбляется в Фиону. Младшую сестренку Джонаса - Лили играет 7-летняя Эмма Трамбле, которую можно было увидеть в научно-фантастическом фильме «Элизиум».

 

Как важно помнить

Память является источником мудрости, возможно, в той же степени, что и страдания. Общество, которое создала в своем романе Лоури, следует жестким правилам, направленным на искоренение свободы выбора и любых проявлений индивидуальности. Все это делается для того, чтобы жить в мире, лишенном различий и связанных с ними конфликтов. Но при ближайшем рассмотрении довольно скоро становится понятно - в таком мире нет места ни глубоким чувствам, ни ярким эмоциям.

«Зритель задается вопросами: оправдывает ли конечная цель средства для ее достижения? На что мы способны ради обеспечения привычного комфорта? Способны ли мы лишить свои жизни глобальных и основополагающих крайностей? Способны ли мы избавиться как от невероятных страданий, так и от невероятной радости нашей жизни для того, чтобы вести нормированное, безопасное, условно счастливое существование? Будет ли нам достаточно всего этого?» – спрашивает Джефф Бриджес от лица человека, сидящего в кинозале. И это – главные вопросы на которые пытается ответить «Посвященный».

«Моя любимая тема – борьба за любовь делает людей более сильными. Джонас становится более интересной личностью, когда влюбляется. Надеюсь, что я, как молодой актер, играющий Джонаса, смогу мотивировать молодых людей проявлять свои чувства и эмоции, не стесняться открыто выражать свое мнение» – говорит Брентон Туэйтес. Камерон Монахэн считает, что в этой истории нет настоящего злодея. Это история не о плохих парнях. Запрещающие правила в этом общества происходят не от плохих, а от добрых намерений. Общество убеждено, что все делает правильно. А это имеет отношение и к нашей реальности, ведь часто люди делают плохие вещи, не признавая их таковыми. Мне кажется, что именно об этом нужно говорить с детьми».

 

Безликий мир

Съемки длились 10 недель, они проходили в студии, а также в окрестностях Кейптауна (Южная Африка). Художником-постановщиком фильма стал Эд Верро, ответственный за создание визуальных эффектов в таких фильмах как «Контакт», «Миссия на Марс», «Парк Юрского Периода 3».

«В книге много воображаемых вещей, что прекрасно, так как ты можешь дать волю своему воображению. С другой стороны это сложная задача – работать над литературным произведением. Для создания мира, описанного в книге, мы должны были найти какие-то аналоги», - Верро в качестве аналога приводит в пример фильм «Гаттака»: «Это очень стильное кино, где восcозданная на экране реальность отталкивается от современных архитектурных форм. Мы должны были построить «здание мира» для того, чтобы воссоздать альтернативную реальность».

Задачей художника-постановщика Эда Верро было изображение мира, лишенного чувств, но в то же самое время он должен был зарядить фильм мощной эмоциональной энергией для того, чтобы зрители могли сопереживать героям, и художник нашел свое решение: «Мы использовали много пластика и стали для того, чтобы создать мир, который выглядит стерильно и аскетично».

Исполнительный продюсер Ральф Уинтер, который работал над франшизой «Люди Икс»,  знает толк в визуальных  эффектах: «Этот утопический мир, где нет искусства, музыки или цвета, мы должны были воссоздавать с нуля. Мы должны были сделать так, чтобы зрители поняли, что место действия – будущее. При этом мы располагали небольшим бюджетом, что усложняло задачу».

В фильме есть эпические сцены празднований, проводимых обществом, в котором живет Джонас. Создатели фильмы,  в поисках места для съемок этих сцен,  наткнулись на спортивные стадионы, вмещающие до 100 000 зрителей. Съемки на подобных сооружениях требуют прямо таки баснословного бюджета, поэтому в Кейптауне были построены специальные декорации, а уникальные архитектурные строения были воссозданы с помощью визуальных эффектов. Эд Верро очень тщательно отнесся к визуальной составляющей фильма, прислушиваясь к мнению Джеффа Бриджеса: «Джефф знает толк в современных художниках, он познакомил нас с работами Джеймса Туррелла и устроил для создателей фильма посещение его ретроспективы. На этой выставке мы смогли увидеть световую инсталляцию Туррелла, занимающую 700 квадратных метров. Эта гигантская инсталляция послужила источником вдохновения для создания стен света, которые присутствуют в нашем фильме».

 

Работа оператора

Оператором фильма стал Росс Эмери, который работал над такими проектами как «Матрица», «Возвращение Супермена», «Анна и король». Вот, как он описывает свою работу над этим фильмом: «Мы не хотели, чтобы зрители просто наблюдали путешествие Джонаса. Выбор стиля движения камеры, линз, освещения должен был способствовать тому, чтобы зрители погрузились в мир эмоций Джонаса. В обществе, в котором живет Джонас, ничего не происходит. Я визуализировал это отсутствием цвета, но не стал изображать этот мир черно-белым. В нашей истории цвет служит индикатором обостренных ощущений. Когда Джонас познает, что есть память, в истории начинают появляться цвета. Красный цвет олицетворяет пробуждение его страсти, а потом, по мере развития событий в фильме появляется вся палитра».

Исполнительный продюсер фильма Райльф Уинтер считает, что Россу удалось решить невероятную по сложности задачу: «Как же нам удается изобразить бесцветный мир одинаковости? Росс, проделавший фантастическую работу над фильмом «Росомаха: Бессмертный», уникальным образом заточен под решение подобных задач. В конце фильма, когда Джонас завершил свою миссию и сделал свой выбор, фильм окрашивается в изумительные цвета».

Оператор Росс Эмери не скрывает своих секретов, рассказывая о смене стиля съемок в течение фильма: «Мы начинаем фильм достаточно скромными движениями камеры. По мере того, как история усложняется, камера движется все интенсивнее, мы видим происходящее с необычных углов. Таким образом, камера передает то, как Джонас начинает чувствовать жизнь во всей ее полноте».

Брентону нравится эта субъективность камеры: «Зрители видят и познают вещи так, как их видит и познает Джонас. Большинство сцен фильма снято с точки зрения моего персонажа. Камера движется все интенсивнее, и зрителям кажется, что они вместе с Джонасом понимают лживость окружающей их действительности, и вместе с Джонасом решают изменить мир к лучшему».

 

Костюмы

Художником по костюмам стала Дайана Силлерс: «Мы изначально не собирались создавать костюмы, которые выглядели бы слишком вычурно и необычно. Первым делом были разработаны цветовые блоки для того, чтобы показать социальный  статус  различных персонажей. Мы использовали только приятные цвета, которые находились бы в гармонии с умиротворенным существованием героев, и работали по большей части с пастельными тонами. И только по мере развития драматических событий и пробуждения памяти мы начали интенсивнее использовать основные цвета». Команда художников-постановщиков в итоге создала 700 оригинальных костюмов, соответствующих выработанной концепции.

Персонаж Дающего стоит особняком от остального общества, что находит отражение в его костюме. Художник Дайана Силлерс одела Дающего в натуральные ткани: «Складчатая и натуральная одежда соединяет Дающего с миром памяти, он уникален, поэтому мы одели его в строгий черный цвет – это выделяет его на фоне остальных персонажей».

История Джонаса по мере развития сюжета становится все более личной и многослойной, так как к нему приходит память о вьетнамской войне, итальянской свадьбе 19 столетия, современной охоте… Таким образом команда художника по костюмам получила возможность более свободно использовать насыщенные цвета, различные формы и текстуры. По признанию Брентона - «все воспоминания Джонаса, прошлые или будущие играют важную роль для его настоящего. Все эти сумасшедшие и эклектичные костюмы из различных эпох помогли мне должным образом сыграть эту роль».

 

09.11.2015
Поделиться статьей: