Хармс
2016, Россия
95 мин. 16+
Режиссер: Иван Болотников
Релиз в России: 02 ноября 2017
Из дома вышел человек

Завсегдатай литературных тусовок и мастер эпатажа, элегантный пижон Даниил Ювачев называет себя не менее эффектно – Хармс. Он любит женщин, но те его не понимают, он считает себя гением, но его не печатают. В стенах ветхой квартиры и утопающих в клубах дыма кабинетов редакций детских журналов «Чиж» и «Ёж», в свинцовом пространстве ленинградских улиц, набережных и крыш он бросает вызов обществу и времени, столь же противоречивому, как и он сам…

МКФ в Шанхае 2017

Победитель: Приз за лучшую операторскую работу

Окно в Европу 2017

Специальный приз жюри – «За высокий уровень визуально-музыкального решения»

Восток & Запад. Классика и авангард» 2017

Победитель: Золотой сарматский лев «За лучшую мужскую роль»

Пресс-релиз



Наш фильм – первое в России игровое кино о советском писателе и поэте Данииле Ювачеве, больше известном как Хармс.

Дерзкий и эксцентричный, отчаянный и прямолинейный – всегда на грани фола, всегда на острие ножа. Произведения этого авангардного автора подчас столь же непонятны обычному читателю, как и он сам.

Синопсис:

Музыка и тишина. Творчество и бессилие. Созерцание и балагурство.

Он сам считает себя  гением, но издательства отказываются печатать его произведения. Он любит женщин, но те не всегда его понимают. Постоянное отсутствие денег и отстраненность от реальности. Элегантный пижон Даниил Ювачев называет себя не менее эффектно – Хармс. Он завсегдатай беспрерывных литературных тусовок и любитель эпатажа. Живя в обществе, он совершенно от него оторван. Хармс бросает вызов времени, смело кидается в пучину действительности, размытой и вполне условной, с той же долей противоречий, какой была исполнена его натура.

В атмосфере его ветхой квартиры и редакции детских журналов «Чиж» и «Еж», ленинградских улиц, набережных и крыш разворачивается удивительная битва человека с самим собой, своими пороками, страстями, с целым миром, в котором он существует, будто запертый в клетку. Справится ли он с давлением общества, любовными коллизиями, невозможностью заниматься творчеством?

«Хармс» – международный проект, снятый в копродукции России, Литвы и Македонии. Сценарий фильма был поддержан Голландским фондом «Хуберт Балс Фонд» Роттердамского фестиваля. Картина создавалась при финансовой поддержке европейского фонда «Eurimages», Министерства Культуры РФ, Литовского центра кино и Агентства Кинематографии Республики Македония.

Андрей Сигле, продюсер:

«Несмотря на то, что наша картина рассказывает о достаточно элитарной фигуре, думаю, что он будет интересен многим зрителям. Хармс любопытен абсурдностью своего творчества, особенно, в конкретный период, который мы исследовали. Он должен был появиться именно в то время, в которое жил, но его история актуальна и сегодня. Смерть писателя напоминает о том, насколько невозможно было жить в ту эпоху».

Геворг Нерсисян, президент группы компаний «Парадиз»:

«Мы очень рады, что в пакете «Парадиза» появился такой яркий проект как «Хармс» - первый игровой фильм о необыкновенном писателе. Авторское, умное кино находится в приоритете у нашей компании, потому что работа с высокохудожественными проектами приносит удовольствие. Картины студии Proline Film всегда отвечают этим критериям, и мы не задумываясь взяли новый фильм талантливого дебютанта в прокат и постарается привлечь как можно больше зрителей в кинотеатры».

«Хармс» Ивана Болотникова — первый игровой биографический фильм о советском писателе и поэте Данииле Ювачеве, больше известном как Хармс. Ранее было снято более 20 документальных фильмов о творчестве Хармса, более 30 художественных картин и 50 анимационных проектов по мотивам его произведений. На сцене ставились балеты, оперы, мюзиклы, спектакли по творчеству этого литературного провокатора. Однако тема переплетения жизни и творчества Хармса в игровом кино отразится лишь сейчас.

Оригинальное кинопрочтение некоторых эпизодов из биографии писателя, а также других участников объединения ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) уже завоевало сердца фестивальных зрителей и членов жюри престижных международных смотров. «Хармс» не остался без награды ни на одном фестивале, в котором принял участие. Так, на Шанхайском международном кинофестивале картина была удостоена сразу двух призов – «за лучший сценарий» (Иван Болотников и Сергей Соловьев) и «за лучшую операторскую работу» (Шандор Беркеши). Операторская работа также была отмечена наградой Уральского открытого фестиваля российского кино. На Международном кинофестивале «Восток&Запад. Классика и авангард» исполнитель роли Хармса, польский актер и театральный режиссёр Войцех Урбаньски, был награжден за лучшую мужскую роль в международной программе. Кроме того, лента участвовала в конкурсе Фестиваля российского кино «Окно в Европу», где завоевала специальный приз.

Элегантный пижон Даниил Ювачев или Хармс в картине – завсегдатай беспрерывных литературных тусовок и любитель эпатажа. Живя в обществе, он совершенно от него оторван. В атмосфере его ветхой квартиры и редакции детских журналов «Чиж» и «Еж», ленинградских улиц, набережных и крыш разворачивается удивительная битва человека с самим собой, своими пороками, страстями, с целым миром, в котором он существует, будто запертый в клетку. Справится ли он с давлением общества, любовными коллизиями, невозможностью заниматься творчеством?

Идея снять картину о Хармсе пришла к Ивану Болотникову после прочтения дневников писателя:

«Наш фильм – это попытка проникнуть в секрет притягательности человека, о котором мы можем судить по осколкам творчества, рассеянным в мемуарах сведениям, в совокупности говорящим о значительности целого, скрывающегося под псевдонимом "Хармс". При всей своей авангардности, он представляет классическую фигуру, олицетворяющую внутреннюю свободу. Это свойство Хармса продиктовало решение фильма: с одной стороны, в ленте талантливо создана вещественная среда 30-х-40-х годов, но есть ряд сцен с современным фоном. Мы воссоздавали дух эпохи, но по-хармсовски, с долей ошибки. Кроме того, Хармс для меня — абсолютно современный человек».

В проекте интернациональный актерский состав. Кроме того, далеко не всех исполнителей удалось найти в картотеке профессиональных актеров – в окружении Хармса было слишком много характерных и необычных персонажей. Поэтому приходилось искать даже на улицах и в соцсетях. Главную роль исполнил польский актер и театральный режиссёр Войцех Урбаньски, первую жену Хармса, Эстер Александровну Русакову, сыграла польская актриса Юстина Вонщик, а вторую, Марину Малич, — Айсте Держюте из Литвы, получившая в 2015 году престижную премию European Shooting Stars Берлинского международного кинофестиваля.

Войцех Урбаньски тоже признается, что открыл совершенно новые грани характера своего героя, готовясь к роли и изучая дневники писателя.

«Хармс – человек-парадокс, человек противоречивый, многогранный, но абсолютно полноценный. Первое, что привлекло в этой роли, — загадка Хармса и желание разгадать ее. Каждый день после съемок мы оставались на пару часов с другими актерами и режиссером, обсуждали, придумывали новые идеи, фантазировали. Некоторые яркие сцены рождались непосредственно на площадке. У нас был постоянный диалог, иногда — спор, но всегда творческий и созидательный», — рассказывает Войцех Урбаньски.

Российский актер Андрей Феськов сыграл одного из участников объединения ОБЭРИУ — философа Леонида Липавского.

«Я всегда любил творчество Хармса, но прежде до глубокого изучения его фигуры он представлялся мне этаким чудаком-весельчаком, парнем не от мира сего. Однако судьба Хармса и его друзей, обэриутов, весьма трагична, а в их творчестве много печальных размышлений на тему смерти, жизни и ее бессмысленности. Каждый человек, который считает себя думающим и читающим интеллигентом должен увидеть фильм Ивана Болотникова, потому что это первая большая история про Хармса и ОБЭРИУ, раскрывающая новые тонкие грани характеров этих писателей, поэтов, философов и художников», — отмечает Андрей Феськов.

Создателям картины удалось ярко и натуралистично передать атмосферу не только смутной эпохи 30-40 годов прошлого века, но и необычный внутренний мир главного героя. Авангардизм и эпатаж присутствовал не только в его творчестве и мировоззрении, но и во всем, что его окружало. Художники Владимир Светозаров, Марина Николаева и Лариса Конникова провели колоссальную работу при подготовке костюмов и декораций. Ни одного обычного предмета – чего только стоит «конфедератка» (военный головной убор немецкого образца XIX века) или изобретенная Хармсом «словесная машина».

Фильм был снят в короткие сроки – всего за 22 дня. Зимние сцены, действие которых происходит в блокадном Ленинграде, снимались в конце февраля. Основной съемочный этап пришелся на май. В качестве локаций были выбраны центральная часть Санкт-Петербурга, родного города писателя, Петроградская сторона и город Кронштадт. В одном из исторических зданий Петроградской стороны была построена декорация квартиры Хармса, а также редакции детских журналов «Чиж» и «Еж», в которых он работал.

Шандор Беркеши, оператор-постановщик:

«Мы старались воссоздать время Хармса, постепенно находя разные краски и инструменты для этого. Важна каждая деталь: не только внешность Хармса, речь, одежда, но и, в целом, атмосфера картины, ее «воздух»».

Творчество Хармса оказало влияние на русский рок, современную русскую сказку и литературный постмодерн. Известные рок-музыканты Петербурга, такие как группа «АукцЫон», вокалист группы «НОМ» Юрий Салтыков, солистка группы «Колибри» Инна Волкова приняли участие в съемках фильма. Они создают особое настроение, словно находясь «на одной волне» с героем фильма.

 

19.10.2017
Поделиться пресс-релизом:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Ненасытные люди
Greedy People
2024, США, Комедия, Криминал
Ненасытные люди
Я не киллер
Hitman
2023, 18+, США, Комедия, Триллер
Я не киллер
Пожарный
Sobanggwan
2023, Южная Корея, Боевик
Пожарный
Кукушка
Cuckoo
2023, Германия, Ужасы
Кукушка
Kill
Kill
2024, США, Индия, Боевик, Приключения, Драма
Kill
Бал сумасшедших
Captives
2022, 18+, Франция, Триллер, Драма, Исторический
Бал сумасшедших