Хармс
2016, Россия
95 мин. 16+
Режиссер: Иван Болотников
Релиз в России: 02 ноября 2017
Из дома вышел человек

Завсегдатай литературных тусовок и мастер эпатажа, элегантный пижон Даниил Ювачев называет себя не менее эффектно – Хармс. Он любит женщин, но те его не понимают, он считает себя гением, но его не печатают. В стенах ветхой квартиры и утопающих в клубах дыма кабинетов редакций детских журналов «Чиж» и «Ёж», в свинцовом пространстве ленинградских улиц, набережных и крыш он бросает вызов обществу и времени, столь же противоречивому, как и он сам…

МКФ в Шанхае 2017

Победитель: Приз за лучшую операторскую работу

Окно в Европу 2017

Специальный приз жюри – «За высокий уровень визуально-музыкального решения»

Восток & Запад. Классика и авангард» 2017

Победитель: Золотой сарматский лев «За лучшую мужскую роль»

Пресс-релиз



Наш фильм – первое в России игровое кино о советском писателе и поэте Данииле Ювачеве, больше известном как Хармс.

Дерзкий и эксцентричный, отчаянный и прямолинейный – всегда на грани фола, всегда на острие ножа. Произведения этого авангардного автора подчас столь же непонятны обычному читателю, как и он сам.

Синопсис:

Музыка и тишина. Творчество и бессилие. Созерцание и балагурство.

Он сам считает себя  гением, но издательства отказываются печатать его произведения. Он любит женщин, но те не всегда его понимают. Постоянное отсутствие денег и отстраненность от реальности. Элегантный пижон Даниил Ювачев называет себя не менее эффектно – Хармс. Он завсегдатай беспрерывных литературных тусовок и любитель эпатажа. Живя в обществе, он совершенно от него оторван. Хармс бросает вызов времени, смело кидается в пучину действительности, размытой и вполне условной, с той же долей противоречий, какой была исполнена его натура.

В атмосфере его ветхой квартиры и редакции детских журналов «Чиж» и «Еж», ленинградских улиц, набережных и крыш разворачивается удивительная битва человека с самим собой, своими пороками, страстями, с целым миром, в котором он существует, будто запертый в клетку. Справится ли он с давлением общества, любовными коллизиями, невозможностью заниматься творчеством?

«Хармс» – международный проект, снятый в копродукции России, Литвы и Македонии. Сценарий фильма был поддержан Голландским фондом «Хуберт Балс Фонд» Роттердамского фестиваля. Картина создавалась при финансовой поддержке европейского фонда «Eurimages», Министерства Культуры РФ, Литовского центра кино и Агентства Кинематографии Республики Македония.

Андрей Сигле, продюсер:

«Несмотря на то, что наша картина рассказывает о достаточно элитарной фигуре, думаю, что он будет интересен многим зрителям. Хармс любопытен абсурдностью своего творчества, особенно, в конкретный период, который мы исследовали. Он должен был появиться именно в то время, в которое жил, но его история актуальна и сегодня. Смерть писателя напоминает о том, насколько невозможно было жить в ту эпоху».

Геворг Нерсисян, президент группы компаний «Парадиз»:

«Мы очень рады, что в пакете «Парадиза» появился такой яркий проект как «Хармс» - первый игровой фильм о необыкновенном писателе. Авторское, умное кино находится в приоритете у нашей компании, потому что работа с высокохудожественными проектами приносит удовольствие. Картины студии Proline Film всегда отвечают этим критериям, и мы не задумываясь взяли новый фильм талантливого дебютанта в прокат и постарается привлечь как можно больше зрителей в кинотеатры».

«Хармс» Ивана Болотникова — первый игровой биографический фильм о советском писателе и поэте Данииле Ювачеве, больше известном как Хармс. Ранее было снято более 20 документальных фильмов о творчестве Хармса, более 30 художественных картин и 50 анимационных проектов по мотивам его произведений. На сцене ставились балеты, оперы, мюзиклы, спектакли по творчеству этого литературного провокатора. Однако тема переплетения жизни и творчества Хармса в игровом кино отразится лишь сейчас.

Оригинальное кинопрочтение некоторых эпизодов из биографии писателя, а также других участников объединения ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) уже завоевало сердца фестивальных зрителей и членов жюри престижных международных смотров. «Хармс» не остался без награды ни на одном фестивале, в котором принял участие. Так, на Шанхайском международном кинофестивале картина была удостоена сразу двух призов – «за лучший сценарий» (Иван Болотников и Сергей Соловьев) и «за лучшую операторскую работу» (Шандор Беркеши). Операторская работа также была отмечена наградой Уральского открытого фестиваля российского кино. На Международном кинофестивале «Восток&Запад. Классика и авангард» исполнитель роли Хармса, польский актер и театральный режиссёр Войцех Урбаньски, был награжден за лучшую мужскую роль в международной программе. Кроме того, лента участвовала в конкурсе Фестиваля российского кино «Окно в Европу», где завоевала специальный приз.

Элегантный пижон Даниил Ювачев или Хармс в картине – завсегдатай беспрерывных литературных тусовок и любитель эпатажа. Живя в обществе, он совершенно от него оторван. В атмосфере его ветхой квартиры и редакции детских журналов «Чиж» и «Еж», ленинградских улиц, набережных и крыш разворачивается удивительная битва человека с самим собой, своими пороками, страстями, с целым миром, в котором он существует, будто запертый в клетку. Справится ли он с давлением общества, любовными коллизиями, невозможностью заниматься творчеством?

Идея снять картину о Хармсе пришла к Ивану Болотникову после прочтения дневников писателя:

«Наш фильм – это попытка проникнуть в секрет притягательности человека, о котором мы можем судить по осколкам творчества, рассеянным в мемуарах сведениям, в совокупности говорящим о значительности целого, скрывающегося под псевдонимом "Хармс". При всей своей авангардности, он представляет классическую фигуру, олицетворяющую внутреннюю свободу. Это свойство Хармса продиктовало решение фильма: с одной стороны, в ленте талантливо создана вещественная среда 30-х-40-х годов, но есть ряд сцен с современным фоном. Мы воссоздавали дух эпохи, но по-хармсовски, с долей ошибки. Кроме того, Хармс для меня — абсолютно современный человек».

В проекте интернациональный актерский состав. Кроме того, далеко не всех исполнителей удалось найти в картотеке профессиональных актеров – в окружении Хармса было слишком много характерных и необычных персонажей. Поэтому приходилось искать даже на улицах и в соцсетях. Главную роль исполнил польский актер и театральный режиссёр Войцех Урбаньски, первую жену Хармса, Эстер Александровну Русакову, сыграла польская актриса Юстина Вонщик, а вторую, Марину Малич, — Айсте Держюте из Литвы, получившая в 2015 году престижную премию European Shooting Stars Берлинского международного кинофестиваля.

Войцех Урбаньски тоже признается, что открыл совершенно новые грани характера своего героя, готовясь к роли и изучая дневники писателя.

«Хармс – человек-парадокс, человек противоречивый, многогранный, но абсолютно полноценный. Первое, что привлекло в этой роли, — загадка Хармса и желание разгадать ее. Каждый день после съемок мы оставались на пару часов с другими актерами и режиссером, обсуждали, придумывали новые идеи, фантазировали. Некоторые яркие сцены рождались непосредственно на площадке. У нас был постоянный диалог, иногда — спор, но всегда творческий и созидательный», — рассказывает Войцех Урбаньски.

Российский актер Андрей Феськов сыграл одного из участников объединения ОБЭРИУ — философа Леонида Липавского.

«Я всегда любил творчество Хармса, но прежде до глубокого изучения его фигуры он представлялся мне этаким чудаком-весельчаком, парнем не от мира сего. Однако судьба Хармса и его друзей, обэриутов, весьма трагична, а в их творчестве много печальных размышлений на тему смерти, жизни и ее бессмысленности. Каждый человек, который считает себя думающим и читающим интеллигентом должен увидеть фильм Ивана Болотникова, потому что это первая большая история про Хармса и ОБЭРИУ, раскрывающая новые тонкие грани характеров этих писателей, поэтов, философов и художников», — отмечает Андрей Феськов.

Создателям картины удалось ярко и натуралистично передать атмосферу не только смутной эпохи 30-40 годов прошлого века, но и необычный внутренний мир главного героя. Авангардизм и эпатаж присутствовал не только в его творчестве и мировоззрении, но и во всем, что его окружало. Художники Владимир Светозаров, Марина Николаева и Лариса Конникова провели колоссальную работу при подготовке костюмов и декораций. Ни одного обычного предмета – чего только стоит «конфедератка» (военный головной убор немецкого образца XIX века) или изобретенная Хармсом «словесная машина».

Фильм был снят в короткие сроки – всего за 22 дня. Зимние сцены, действие которых происходит в блокадном Ленинграде, снимались в конце февраля. Основной съемочный этап пришелся на май. В качестве локаций были выбраны центральная часть Санкт-Петербурга, родного города писателя, Петроградская сторона и город Кронштадт. В одном из исторических зданий Петроградской стороны была построена декорация квартиры Хармса, а также редакции детских журналов «Чиж» и «Еж», в которых он работал.

Шандор Беркеши, оператор-постановщик:

«Мы старались воссоздать время Хармса, постепенно находя разные краски и инструменты для этого. Важна каждая деталь: не только внешность Хармса, речь, одежда, но и, в целом, атмосфера картины, ее «воздух»».

Творчество Хармса оказало влияние на русский рок, современную русскую сказку и литературный постмодерн. Известные рок-музыканты Петербурга, такие как группа «АукцЫон», вокалист группы «НОМ» Юрий Салтыков, солистка группы «Колибри» Инна Волкова приняли участие в съемках фильма. Они создают особое настроение, словно находясь «на одной волне» с героем фильма.

 

19.10.2017
Поделиться пресс-релизом:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Зоськина заправка
Зоськина заправка
2022, 16+, Россия
Зоськина заправка
Хроники Панголинов
Don't Go Below
2022, Австралия, Приключения, Семейное кино
Хроники Панголинов
Король Артур
Arthur the King
2021, США, Семейное кино, Приключения
Король Артур
Миллионер на три дня
Three Day Millionaire
2023, 18+, Великобритания, Комедия
Миллионер на три дня
Бог - это пуля
God Is a Bullet
2022, США, Триллер, Криминал, Детектив
Бог - это пуля
Лучшие дни
Greatest Days
2022, Великобритания, Музыкальный фильм
Лучшие дни