Режиссер фильма «Королева Испании» Фернандо Труэба – о комедии, кино и жизни



Оскаровский лауреат, автор сценария и режиссер фильма «Королева Испании» Фернандо Труэба – о комедии, кино и жизни

 

«Королева Испании» – это комедия.

Удивительно, но классику испанского кинематографа составляют именно комедии. Это «Пласидо» и «Палач» Берланга, «Квартирка» и «Коляска» Марко Феррери, и «Странное путешествие» Фернандо Гомеса…

Быть может, истоки этого явления следует искать в испанской литературе - в «Дон Кихоте», в наших плутовских романах. Милан Кундера вот тоже заметил, что в романах Рабле, Сервантеса, Дидро было ужасно много юмора.

Да и в испанском сюрреализме полно юмора, вспомним Бунюэля или Дали.

Комедия – это образцовый жанр для испанцев. Но вдохновение моих комедий я черпаю, скорее, у классиков американского кино - Любича, Уайлдера, Стерджеса, не забывая, конечно, итальянцев - Моничелли, Ризи, раннего Феллини.

Но стоит помнить, что все великие комедии - не только о непостоянстве человеческой натуры, в каждом шедевре раскрывается фрагмент мировой истории. Вспомните, «Товарищи» Моничелли, «Поход на Рим» Ризи, «Все по домам» Коменчини рассказывают об истории Италии больше, чем все исторические фильмы вместе взятые. Если мы говорим об американском кинематографе, то здесь можно вспомнить «Зарубежный роман» Уайлдера и «Быть или не быть» Любича.

Во многих моих комедиях есть исторический бэкграунд: действие фильма «Изящная эпоха» разворачивается в 30-е годы XX века, во время становления Республики; лента «Чары Шанхая» - о 40-х. И только в одном из моих фильмов, в картине «Девушка твоей мечты», события происходят во время Второй мировой войны. Но всегда исторические события - лишь фон, чтобы рассказать историю «маленького человека».

Главными действующими лицами фильма «Девушка твоей мечты» стали актеры, режиссеры, продюсеры. Мы вновь говорили о прошлом, но через призму жизни людей кинематографа.

Мы закончили съемки, фильм вышел в прокат, но мысли о главных героях не отпускали меня. Я буквально мучился вопросами об их судьбах: что стало с героями? умер режиссер Блас Фонтиверос в Германии или нет? что стало с Макареной в Америке? Со временем эти мысли обрели в моей голове форму сценария вместе с гэгами и диалогами. Я не хотел снимать сиквел, и, как мне кажется, «Королева Испании» – это совершенно новая история. Но мы продолжаем рассказывать историю нашей страны с помощью истории кино и людей кино.

Действие фильма разворачивается в 50-е. В Америке наступает эпоха маккартизма, мир стоит на пороге холодной войны, а в Испании, кажется, ничего не происходит в глобальном плане, она как забытая пешка на шахматной доске истории. Те не менее в эти годы в Испании начинаются протестные движения студентов, начинается эпоха телевидения, а выдающийся поэт Хуан Рамирес Хименес получается Нобелевскую премию по литературе.

И вот в этот период в Испанию приезжаю американцы, чтобы снять фильм о королеве Елизавете.

Очень часто кино о кино имеет плохую репутацию, по мнению многих, это скользкий путь. Но во французском кинематографе есть выдающиеся примеры кино о кино, например, «Американская ночь» Трюффо, «Презрение» Годара. И в итальянском кинематографе есть блистательные примеры кино о кино: «Огни варьете» Латтуда, «Собачья жизнь» Моничелли, «Самая красивая» Висконти, «Белый шейх» Феллини. Какой фильм рассказывает лучше о современной истории Италии, чем «Кайман» Моретти, а это фильм о мире кино. Да и американцы никогда не стеснялись рассказывать о себе средствами кинематографа. Достаточно вспомнить такие фильмы, как «Сансет Бульвар» Уайлдера, «Странствия Салливана» Стерджеса, «Злые и красивые» Миннелли, «Эд Вуд» Тима Бертона, «Жизнь за кадром» Дэвида Мамета. Мне кажется, причина этого в том, что американская литература всегда относилась серьезно к миру кинематографа, вспомним хотя бы романы «Последний магнат» Скотта Фитцжеральда, «День саранчи» Натанаэла Уэста.

Для меня жизнь и кино – это почти одно и то же, ведь кино – это окно и во внешний, и во внутренний мир одновременно. Художники, скульптуры, писатели, сценаристы, режиссеры (список можно продолжать и дальше) – все это обычные люди в моих фильмах. Не так важно, чем мои герои зарабатывают себе на жизнь, важно, что я рассказываю в своих фильмах об их чувствах, мыслях, страстях и слабостях.

Большая часть моих фильмов – это комедии. В какой-то момент я перестал снимать комедии, но сейчас я почувствовал физическую и моральную необходимость вернуться к этому жанру. И я надеюсь, что зрители, глядя мои фильмы, вновь будут смеяться.

 

01.04.2017
Поделиться статьей: