ТРИ СЕСТРЫ




РОЛАН (№8 [93] Декабрь'2009)

Завершились съемки новой картины режиссера Веры Сторожевой «Компенсация». Эта криминальная драма, как определяют жанр создатели картины, рассказывает пронзительную историю о глубоких внутренних связях между отцом и дочерьми, о многогранных взаимоотношениях между тремя сестрами ...

Главные роли в фильме сыграли три девочки — студентка РАТИ-ГИТИС Ирина Горбачева, звезда рекламных роликов кареглазая шалунья Анфиса Медведева и тринадцатилетняя Полина Куценко, дочка Гоши Куценко. Он исполнил в фильме роль отца, которому приходится платить за ошибки прошлого…
По сюжету две дочери героя, которых он бросил больше десяти лет назад, когда одной было шесть, а другой едва исполнился год, похоронив мать, едут из провинции в Москву на поиски отца. Местом их столичной дислокации становится квартира в знаменитой высотке на Котельнической набережной. Здесь и развернулась одна из съемочных площадок «Компенсации». Конечно, жителям дома пришлось немного потерпеть: люди, техника, суета, да еще и пронзительные детские крики…
- Внимание! Тишина! Приготовились! — на весь этаж слышен командный голос режиссера Веры Сторожевой. — Солнышко, постарайся, — обращается она к восьмилетней актрисе Анфисе. — Просыпайся, разлепляй глаза так, как будто они у тебя склеены клеем… Съемка! Камера!
Маленькая девочка просыпается на топчане в незнакомой квартире с потрепанными обоями, крюком вместо люстры и плюшевым настенным ковром с изображением оленя… К ней на кровать подсаживается девочка постарше. «Ты кто?» — спрашивает маленькая. «Сестра твоя средняя», — отвечает другая. И тут окончательно очнувшаяся маленькая, словно вспомнив что-то, начинает истошно кричать. На лестничную клетку выходят пожилые соседки…
- Стоп! Снято! — командует Сторожева. — Просыпание у нас есть хорошее, давайте с крика малявки. Смотри, Анфиса, ты посмотрела по сторонам, спросила: "Ты кто?" — и начала кричать. Я хочу, чтобы ты покричала как следует — так, как ты умеешь. Я же слышу, как ты орешь, когда носишься по коридору… А ты, Полина, вообще в шоке. Ты испугалась. Все на исходную!
Дубль, второй… Анфиса кричит так, что сердце разрывается… «Да что они там делают? Детей истязают!», — не унимается сердобольная соседка, которая никак не хочет понять, что тут просто кино снимают.
- Снято! Молодец! Хорошо поорала, — одобряет режиссер. — Анфиса свободна. Перестановка.
Наоравшаяся всласть меленькая актриса, как ни в чем не бывало, хватает что-то пожевать и, перепрыгивая через провода и кабели, скачет в одну из комнат, где располагается гримерная.


- Расскажи, пожалуйста, о чем это кино?
- Это история про девочку, которую похищают. Это было так: стою я возле школы, жду папу, меня приманивают к машине фотографией, а потом из окна высовывается рука с ватой и эфиром, меня усыпляют и затаскивают в машину. Две сестры меня похищают. Сначала средняя, Кристина, со мной хорошо обращается, а потом, как старшая Лена, меня начинает бить. Я там на нее колотушкой замахиваюсь, стекло разбиваю. Это будет очень интересно! Но так, в жизни, мы с девочками дружим…
- Платье у тебя какое красивое — шоколадное…
- Это школьная форма. А в эпизодах на концерте было еще красивее платье. Ведь я по фильму виолончелистка. У нас есть сцена, где я играю на виолончели, а рядом стоит мальчик-скрипач и тоже играет, но начинает ошибаться, и я ухожу со сцены, потому что я обиделась, что он плохо играет, я плачу, сбегаю по лестнице. Снимался настоящий учитель по виолончели. Чтобы сыграть в этой сцене, мне пришлось неделю учиться играть на этом инструменте. Я играю на фортепьяно, а еще хожу на вокал, на композицию — сочиняю музыку, у меня много кружков — танцы, плавание.
- Ты снимаешься с такими звездами, как Любовь Толкалина и Гоша Куценко, не страшно?
- Да нет, конечно! Я мало смотрю телевизор и никогда не видела Любовь Толкалину, которая играет в этом фильме мою маму. Мы познакомились, как раз когда снимали сцену в музыкальной школе. Но у нас вместе всего одна или две сцены. С Гошей Куценко у нас больше общих сцен. Например, где он мне помогает решить задачку про муравья: у меня не получается, он говорит, как надо, а я беру и совсем по-другому делаю. Кто знает путь муравья?..
- Тебе трудно сниматься в этом кино?
- Есть моменты, когда надо плакать, смеяться. Тогда надо настраиваться: я представляю что-нибудь грустное или веселое.
Я уже несколько раз в фильмах плакала. Но мне нравится сниматься, это не очень сложно. Я начала сниматься с одного года — меня выбрали для фотографии для обложки журнала. Потом, когда мне было четыре года, я снималась в рекламе сосисок, потом — сока, потом — «Веселого молочника», а потом… я уже не помню, сколько всяких реклам было. В кино я снималась и в «Ералаше», и в сериале «Счастливы вместе» на ТНТ.
- Как же ты успеваешь — школа, столько кружков, да еще и в кино снимаешься? Ты успеваешь гулять, играть?
- У меня график плотный, бывает, даже обедаю в машине, много гуляю в каникулы, а в учебном году мало получается. По вокалу хожу на конкурсы. У меня уже семь кубков есть. Вообще-то я хочу стать актрисой, но еще люблю оперировать цветы… Мама говорит, что мне сложно будет стать ученым или врачом, что у меня такой характер, что не могу сидеть на одном месте…
- А в кино сниматься не скучно? Смотри, как долго идет перестановка. Что ты в это время делаешь?
- Я? Ем!
- Да ладно…
- Шучу! В этом фильме снимается кролик, так вот я с ним играю, может быть, после съемок даже домой его заберу, если я буду хорошо себя вести, конечно. Он такой красивый. Я его очень люблю. Хотя он мне ботинки все обкусал…
Но Анфису уже ждут на съемочной площадке. Художник по костюмам поправляет на девочке платье: «Баловство, шалости, пакости мелкие — все происходит на съемочной площадке. Не волнуйтесь, у ребенка есть детство…»
За гримерный столик садится средняя сестра, профиль которой, конечно в очень смягченном варианте, так напоминает орлиный абрис ее знаменитого папы…
Полина Куценко: Это история про сестер, которые одни остались в этом мире… Они любят друг друга, они хотят найти свое счастье. А счастье — это семья. Им неважно, богатый их папа или нет, для них главное — быть вместе.
Поэтому они отправляются на поиски отца. Мне кажется, «Компенсация» — очень серьезная, интересная картина. Это будет кино для всех — и для взрослых и для подростков, здесь они смогут увидеть, постараться понять жизнь других людей и, быть может, что-то изменить в себе.
- Ты играешь среднюю сестру, Кристину. Какая это девочка?
- Кажется, мы с моей героиней очень похожи, она такая же спокойная, она не задумывается о том, как она выглядит в глазах других людей, она просто живет, любит, надеется. Она помогает своим сестрам добраться до цели, встретиться с отцом… Фильм заканчивается так красиво и печально… Мне кажется, это будет впечатляюще.
- Расскажи, как проходят съемки?
- Очень интересно! Мы очень подружились с моими «сестрами» — Ирой и Анфисой, каждый день знакомимся с новыми людьми. Вера Михайловна очень добрый человек и профессиональный режиссер, мне очень нравится работать с такими людьми, она всегда может что-то подсказать, поправить, я сразу ее понимаю, пытаюсь исполнить то, что она говорит, и поэтому, кажется, у меня что-то получается.
Прежде у меня были маленькие эпизодические роли в сериалах, но только теперь я узнала, что значит работать в настоящем кино, как готовиться к съемкам. Папа давал мне советы, наставления артистические, и сказал: «Отнесись к картине серьезно, так серьезно, как бы ты отнеслась к настоящей жизни. Иначе не получится искренне».
- У тебя с отцом есть общие эпизоды?
- Были лишь сцены, когда встречаются наши взгляды, но общих реплик, диалогов в фильме нет. Так и было задумано.
- Зато у тебя много сцен с кроликом…
- Кролик — это отдельная история. Моя героиня работала на кроличьей ферме. Хозяин собирался забить этого кролика, но Кристине стало так его жалко, что она убежала вместе с ним. А потом кролик отправился с девочками в путешествие в Москву. В фильме его зовут Борис Борисович, так и в жизни мы его называем. Сначала он не очень хотел со мной дружить, но потом мы поладили…


Но вот в гримерке раздался властный голос второго режиссера: «Кристина, в кадр!» А моей собеседницей становится старшая сестра — красивая, долговязая, с очаровательной улыбкой и смеющимися глазами  — студентка Ирина Горбачева.


- Однажды пришла в институт, да еще и на фехтование опоздала, мне говорят: «Тебя ректор вызывает!» Я испугалась, захожу к нему в кабинет, а Евгений Владимирович Князев выходит и говорит: «Вот она! Иди, знакомься!» А в кабинете у него сидела Вера Михайловна Сторожева. Она посмотрела на меня таким, знаете, режиссерским взглядом… Мы познакомились, я оставила телефон. Через два-три дня мне прислали сценарий. Мне он очень понравился, задел до глубины, я плакала. Потом начались пробы. Когда я увидела Полину, а я не знала, что она дочка Куценко, у меня к ней сразу возникло чувство, что она и правда моя сестра, захотелось ее жалеть, оберегать. Есть категории детей звезд, по которым видно, что у них папа или мама — крутые актеры. Полина, она совсем другая, ранимая, хрупкая, она боится повышенного внимания к себе.
- Как вы сработались с Гошей Куценко?
- Общение с Гошей, с которым у нас было всего две сцены, для меня очень ценно. В быту существует стереотип, что человек с экрана — это необычный человек. А Гоша оказался очень простым, открытым. Он очень яркий, подвижный, мобильный, все время что-то предлагает, импровизирует, от него прямо веет перспективой. Но и смешной, конечно… Очень трогательны его взаимоотношения с Полей: папе хочется проявить внимание к дочке, той тоже хочется, но она стесняется… Возраст такой!

- «Компенсация» — ваш первый кинопроект?
- Да, первый. У меня были кусочки в сериалах, поэтому первое впечатление о кино у меня сложилось именно сериальное — текст выучили, сцену развели, сняли. Здесь все совсем иначе. Потом, Вера Михайловна не очень любит театральность, все институтские наработки приходится убирать. Здесь всего меньше, все сдержаннее. Микрофон, камера, метки на полу — от всего этого возникает некий зажим. Но Вера Михайловна всегда дает очень точные замечания, и пока не сделаешь то, что она хочет, она не отстанет. С таким режиссером ты чувствуешь себя в безопасности, ты понимаешь, что человек плохого результата не сделает. Съемки в кино — процесс и прекрасный, и мучительный…
- Расскажите о вашей героине?
- Сначала мне показалось, что Лена — это не моя роль. Я задалась вопросом, какая она, моя героиня. Нашлись точки соприкосновения с моим детством, я начала понимать, что она чувствует. Она ведь только делает вид, что она сильная, резкая. Агрессия, вспыльчивость у нее возникают от безысходности. Будучи старшей сестрой, она как бы подменила в семье отца. Ее профессия — инструктор по вождению — это тоже от отца… Жизнь заставила ее взять на себя роль, которую обычно играет мужчина. Она рано перестала гулять, не пошла куда-то учиться, а ухаживала то за сестрой, то за матерью. Все это ее измотало, огрубило. Но на самом деле она ранимая, мягкая, ей хочется семьи, ей хочется, чтобы рядом был отец (девочки всегда тянутся к папе). Она все готова ему простить, она только этой идеей и горит — быть рядом с папой… А он ее даже не узнает при встрече, и этот удар она не может пережить. Только представьте себе такую ситуацию: они так долго ехали к нему, так ждали встречи, а он просто прошел мимо… От накопившейся злобы, горечи, ее рассудок затуманивается и она совершает поступки, о которых, конечно, потом жалеет. Она понимает, что, украв девочку, совершила глупость, ужасно боится, когда малышка лежит без сознания, когда непонятно, не много ли эфира ей дали… Но бывает так, что, когда ты уже что-то натворил, этот снежный ком катится и ты уже не можешь его остановить, не видишь другого выхода… Кино должно получиться очень жизненное, пронзительное, правдивое. Оно о том, что, бывает, человек не может остановиться, когда заходит слишком далеко, и часто все это приводит к очень плачевным результатам. Но все равно надо уметь прощать и надеяться. Я молюсь Богу и прошу, чтобы у нас получился не просто фильм, а чтобы эта мысль прозвучала… Конечно, в картине есть и комедийные сцены, и смешные моменты. В трагедии это всегда должно быть... Но я уверена, что наш фильм не будет морализаторским, назидательным. Просто такая сцена из жизни: смотрите, как бывает.

Материал подготовила Алиса СТРУКОВА

30.11.-0001
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Город лжи
City of lies
2017, 18+, Великобритания, Триллер, Экшен
Город лжи
Закатать в асфальт
Dragged Across Concrete
2018, Канада, Триллер, Экшен
Закатать в асфальт
Помешанный на времени
Time Freak
2019, США, Романтическая комедия
Помешанный на времени
Галвестон
Galveston
2018, США, Боевик, Триллер, Драма, Криминал
Галвестон
Зло
Malicious
2017, 18+, США, Ужасы, Триллер
Зло
Вернуть Бена
Ben is Back
2018, США, Драма
Вернуть Бена