БОЕВАЯ КНИГА ИЛАЯ




РОЛАН (№8 [93] Декабрь'2009)

Недалекое будущее, катастрофа мировой войны позади, угасающее человечество доедает остатки самого себя в кровавых междоусобицах, а в скромном рюкзаке одинокого странника Илая (Дензел Вашингтон) хранится Книга, которая способна прорасти зерном нового знания новой цивилизации. Этого не хочет допустить местный князек Карнеги (Гари Олдман), сумевший подчинить себе крупную банду злобных отморозков и мечтающий забрать у Илая тайную книгу. Что за послание хранят манускрипты героя и что намерен с ними делать злодей?

Патентованный «хороший парень» из боевиков, стойкий христианин и верный семьянин Дензел Вашингтон действительно идеально подходит на роль спасителя одичавшего, разрозненного, отравленного анархией постапокалиптичес-кого общества. Именно с такими потомками гордой нации победителей и придется вести нехитрое взаимодействие (удар, выпад, взмах стальным мачете, снова удар) герою Дензела Вашингтона в фильме братьев Хьюз «Книга Илая». Немногословность, самурайская харизма и уверенность в своих действиях — первое, что бросается в глаза в поведении одиночки Илая, ведущего свою битву на безжизненных, полных смертельной опасности просторах пустыни вчерашних мегаполисов.
Наверное, Вашингтона выбрали для этой роли не в последнюю очередь потому, что он и правда не расстается с Библией. После утомительного съемочного дня (несколько дублей очередной драки достанут кого хочешь, а Дензелу уже далеко не 20!) он не пьет виски, а читает строки Евангелия, или звонит жене Паулетте, или наставляет на путь истинный входящих во взрослую жизнь близнецов Малькольма и Оливию. У Дензела Вашингтона в кино и в жизни устоявшееся амплуа положительного героя: правозащитник («Филадельфия»), хороший полицейский («Могучий Куинн», «Рикошет», «Виртуозность», «Осада», «Власть страха»), борец за права угнетенных («Малколм Х»). Единственная творческая инверсия: полицейская драма Антуана Фукуа «Тренировочный день» дала актеру вторую статуэтку «Оскар» за первую роль отрицательного героя. И какого: циничного, двуличного, жестокого, настоящего оборотня в погонах. Впрочем, первый «Оскар» в коллекции наград Дензела был за самую что ни на есть положительную роль чернокожего беглого раба, добровольца-солдата времен гражданской войны в США в фильме Эдварда Цвика «Слава». Теперь же Дензелу довелось сыграть настоящего спасителя человечества — такого мистического размаха в его карьере, кажется, еще не было.
Да, Вашингтон играет пророка, и даже больше — пророка-воина. Все сцены драк и поединков Дензел выполняет собственноручно, без каскадеров. Долгие уроки боевых искусств у знаменитого мастера Дана Иносанто, тренировавшего самого Брюса Ли, не прошли зря для способного Вашингтона. Под палящим солнцем одного из перекладных пунктов наркотрафика Америки — нью-мексиканского городка Карризозо, среди угрюмых подсобок главной тюрьмы Нью-Мехико и на знаменитом острове Алькатрас — во всех этих живописных, но далеко не самых чарующих объектах локейшна «Книги Илая» неутомимый Дензел собственной персоной дубль за дублем продвигается к неожиданной развязке сюжета.
Кулаками, локтями, зубами, хитростью, с арбалетом и стальным мачете, большую половину пути с очаровательной спутницей Соларой (Мила Кунис).
Вообще в фильмах братьев Альберта и Аллана Хьюзов часто присутствует нечто инфернальное, даже если это однозначная социальная драма вроде «Угрозы обществу», их первой картины. Засасывающая воронка абсолютного зла, будь то разборки мелких наркоторговцев и сутенеров Гарлема или похождения Джека-Потрошителя в элегантно-зловещем исполнении Джонни Деппа («Из ада»), — настоящий ужас становится живой декорацией для настоящего героя, поисками которого занимаются братья Хьюз. Сами выходцы из бедных кварталов, братья с детства были вынуждены наблюдать низкопробные поделки негритянской кино-трэш-культуры. Пародии и ужастики заполняли популярные в гетто киноцентры-грейндхаусы еще в 70-х годах прошлого века.
Но на развалинах этой псевдокультуры возникло целое поколение молодых и талантливых афроамериканцев, желавших снимать кино с национальным колоритом, но на качественно высоком уровне. Один за другим они пробивались в большие кинозвезды, а «черное» кино наконец-то стало профессиональным и даже получило международное признание благодаря работам Спайка Ли, братьев Хьюз, да и самого Дензела Вашингтона тоже. Теперь о местечковом гетто-колорите напоминали только гротескные байки веселых братьев Уайанс («Не грози Южному Централу») или мода периода 90-х на участие в кино всяких популярных реперов, типа Айса Кьюба или Айса Ти... Черная субкультура вполне вписалась в парадигму удачного, рейтингового шоу-бизнеса, и если кто-то скажет, что при этом оно потеряло свой неповторимый колорит, то было ли что терять? Как бы то ни было, а будущее всегда остается за качественным продуктом, и уж братья Хьюз эту формулу надежно усвоили.
Что же до нашего с вами будущего, то оно далеко не в светлых тонах последнее время представляется кинематографистам мира. Еще не сошли с экранов тектонические страсти и ужасы картины Роланда Эммериха «2012», а братья Хьюз уже выпустили свою проекцию постапокалиптического общества, переняв эстафетную палочку пророков у неистового германца. Это приятное смысловое совпадение отметит не один утонченный синефил, однако мистический трепет подсознания простой публики уже нашептывает тревожные мысли о неслучайности всех этих совпадений. Впрочем, нам не только сроков знать не дано, но и способов, и масштабов… Прочь эти мысли, мы еще поживем, благо Книга жизни пока не только в рюкзаке у Илая!

Станислав Бенецкий

30.11.-0001
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Галвестон
Galveston
2018, 18+, США, Боевик, Триллер, Драма, Криминал
Галвестон
Братья Систерс
Sisters Brothers, The
2018, США, Франция, Испания, Комедия, Приключения, Боевик, Драма
Братья Систерс
Облепиховое лето
2018, 12+, Россия, Биография, Драма
Облепиховое лето
Папа, сдохни
2018, 18+, Россия, Комедия,
Папа, сдохни
Вернуть Бена
Ben is Back
2018, США, Драма
Вернуть Бена
Пышка
Dumplin'
2018, США, Мюзикл, Драма, Комедия
Пышка