ЛЮБОВЬ - РАЗРУШИТЕЛЬ МАТЕРИИ



РОЛАН №101 Ноябрь'2010

Стройный, импозантный и энергичный актер с пронзительным, порой до трагизма, взглядом — Илья Любимов давно привык удивлять. Неожиданными образами, неожиданными мыслями и необычным для светского красавца, на которого он так похож, образом жизни эдакого москвича-анахорета. Работая на сцене одного из лучших театров страны — «Мастерской Петра Фоменко» — Илья и в телесериалах нередкий гость, и в полнометражном кино. И всюду он разный: на сцене — князь Андрей Болконский и блестящий помещик Паратов, в сериалах — вредный директор по персоналу и рядовой оперативник. В кино же Илья прошел путь от социальных низов «Одиссеи 1989» Ильи Хотиненко и «Бумера» Павла Буслова до офисного бунтаря-интеллектуала, задыхающегося в тесных рамках рутины («20 сигарет» Александра Горновского).

В фильме Романа Каримова «Неадекватные люди» Любимов наконец-то играет человека «прямо из жизни»: не экспресс-ивного чудака, не собирательный образ, не пародию и не шарж. А просто нормального интеллигентного молодого человека Виталия, переживающего не только кризис среднего возраста, но и последствия серьезной психологической драмы. И вот в момент, когда ему так нужна стабильность, спокойствие и душевный нейтралитет, в его жизни появляется соседская старшеклассница Кристина (Ингрид Олеринская), которой нужно все что угодно, кроме спокойствия и равновесия…

- Илья, как был вам представлен и предложен этот проект?
- Мне позвонил продюсер Михаил Кукушкин и сказал, что он работает над оригинальным проектом молодого режиссера, который сам написал сценарий, и что у них цейтнот и давно пора начинать. Также сказал, что в проекте совершенно нет денег и это будет чистый альтруизм. И прислал мне сценарий. Я прочитал сценарий и понял, что это действительно очень оригинальная вещь.

- В чем же ее оригинальность? Мне как раз показалось, что фильм абсолютно зрительский, в чем-то даже массовый…
- Оригинален не структурой сценария. История, рассказанная в фильме, в некотором смысле хрестоматийна — этакие вечные колебания мужчины и женщины, вечные поиски любви и самого себя… Фильм оригинален именно тем, что в нем живут очень объемные герои, живые диалоги, за репликами которых чувствуются живые люди, что все это имеет под собой неподдельный жизненный опыт. Одним словом, сценарий мне очень понравился. Да и что может быть интереснее такой авантюры?
- Это молодежный фильм?
- Она, скорее, вневозрастная — в ней затрагиваются вечные темы. Я убедился в этом на примере людей совершенно разных поколений, которые смотрели картину и которым она понравилась. Возраст — биологи- ческая привязка человека к миру, но внутреннее содержание человека часто далеко от цифры, которая у него в паспорте и памяти.

- Что вы можете сказать о работе Романа Каримова как режиссера? Он совершил очень смелый поступок — собрал серьезных, хоть и молодых актеров, нашел где-то деньги на собственный фильм, почти все сделал сам: монтаж, сценарий,
саудтрек…

- Несмотря на отсутствие большого опыта, Роман оказался человеком, который очень хорошо знает, что ему нужно. Это я понял уже после первой пробы, в ходе которой мы, не побоюсь этого слова, очень понравились друг другу. Роман — человек, который принципиально идет тяжелым путем донесения какой-то идеи до зрителя. В нем есть — и без этого не может существовать художник — здоровое честолюбие. Он человек в хорошем смысле целеустремленный, и он не наступает на горло своей совести и ощущениям, он бескомпромиссный человек. Когда он преследует свою цель на площадке, он добивается своего любым способом. Он человек идеи, каких не так много, человек серьезного внутреннего содержания.


- Вы говорите о двадцатишестилетнем дебютанте как о серьезном художнике!
- Ему, как любому мужчине и художнику, предстоит проходить через серьезные испытания, и все эти испытания будут его закалять, и он, конечно, уже большой режиссер, серьезный художник. В талант режиссера входит не только умение непосредственно ставить картины. Это и умение аккумулировать усилия многих нужных людей, большие организаторские способности: нужно суметь поставить дело, возбудить в людях интерес к нему. Режиссер — это режиссер-команда. Сам по себе режиссер — необходимая и безусловная часть организма, который являет собой кино. Потому что в том, что кино удалось, есть заслуга всех участников съемки, всей команды, обладающей очень серьезной харизмой. Это модное нынче слово, его используют порой не по назначению, оно с греческого переводится как «дар». И дар Романа, и те возможности, которые реализует его команда, — очень серьезное приобретение. В том большом, настоящем кинематографе, к которому русское кино сейчас отчаянно стремится, режиссер — это не только самостоятельная личность, но и люди вокруг него, его команда. Потому что сам по себе человек в кино очень мало значит, даже с сильными идеями, даже целеустремленный. Раствориться в команде и растворить команду в себе — самая серьезная задача для режиссера, и только в таком случае, на мой взгляд, может получиться картина. И Роману это удалось.

- Вы уже говорили, что вам понравились диалоги в картине; они действительно отличные, это все замечают. Когда смотришь фильм, не верится, что это все из сценария, кажется, они придуманы или прожиты на ходу. Какова там реальная доля импровизации?
- Импровизация, конечно, там есть в ряде мест, но, по обыкновению, лучшая импровизация — подготовленная заранее, то есть если мы что-то изобретали, то с Ромой мы это обсуждали. Но в большинстве своем диалоги написаны им, есть у него и такой талант. Он наблюдательный человек, ценит настоящее в людях, умеет это видеть.

- По-вашему, главные герои действительно неадекватны? У вашего героя в фильме довольно туманная предыстория, некоторая странность манер и склонность к дракам…
- Дело в том, что любовь вообще миру неадекватна. Любовь — разрушитель материи и созидатель чего-то иного, не материального. Любовь — это жертва, а жертва миру всегда неадекватна. Любовь современному миру совершенно чужда. Современный мир живет лозунгами «хочу все и сразу», «жадность — это хорошо», «ты никому ничего не должен», «ты — царь мира». Мир во все времена старается вытравить из человека любовь, и когда человек получает в дар такое серьезное богатство, как любовь, то он становится неадекватным миру. Не жильцом! Человека влюбленного, а точнее — несущего в себе Любовь, всегда, во все времена, мир будет называть «неадекватным»… Все это выражено в Евангелии, когда Богочеловека, принесшего в мир Любовь и олицетворившего ее, мир распял и отверг, то есть признал, по сути, неадекватным. Мир ненави- дит Любовь и стремится жить без Любви, угождая только себе. Там, где есть жизнь только для себя, — там нет Любви. Поэтому герои нашей картины, на которых обрушился этот дар — Любвь — и смял их, перевернул их жизнь, — они, конечно же, стали неадекватны миру. И поэтому финальный поцелуй наших героев в картине происходит в машине, а не во дворце, не в «мягких одеждах», а в бегстве, вдали от дома, в пути через терния, испытания и слезы.

- В картине нет такого уж хеппи-энда, там все заканчивается несколько неопределенно…
- В некотором смысле это история с открытым концом, потому что если продолжать, если думать, что там будет дальше, то, конечно, эти два человека обречены. Мы закончили историю на пике эмоций, и что там будет дальше — это не важно… Но, например, история безумной любви Ромео и Джульетты, которая заканчивается чуть-чуть дальше этого пика, как известно, приводит героев к смерти. Вообще, Любовь — оружие против мира.

- Да, но Ромео и Джульетта принадлежали к одному поколению, они были ровесники. Неужели между вашими с Ингрид Олеринской героями нет непреодолимой пропасти возраста и разных поколений?
- Если речь идет именно о любви, как у нас в картине, а не о страсти или ином каком пустом времяпрепровождении, то для любви нет в этом смысле никаких условностей и «поколений». Любовь, по слову апостола, вне границ, вне рамок, она все сносит и никогда не перестает…

- А с точки зрения актерского мастерства было ли вам трудно работать с Ингрид, которая действительно очень молода и не имеет совсем опыта в кино?
- Ингрид, во-первых, человек очень терпеливый, с очень серьезной работоспособностью, не испорченный искушениями шоу-бизнеса, человек, умеющий слушать и учиться. У нее очень много качеств, они выгодно отличают ее от тех людей, которые целенаправленно идут в актеры и уже считают себя ими. Она весьма трезво оценивает себя, а это уже очень существенное приобретение. Она очень много слушала на площадке, что-то перенимала, и у нее не было ложного стыда спрашивать и пробовать. Но самое ценное, что может быть в любом человеке, и это есть у нее, — умение держать данное слово. Это по большому счету единственный критерий, по которому и оценивается человек. Ведь хотя ее и предупреждали, и сама она понимала, что иногда будет сложно и даже невыносимо сложно, — тем не менее, дав команде какие-то обещания, она держала их до последнего. И это, пожалуй, главные впечатления от человека, от женщины, потому что остальные качества, которые в ней присутствуют, все ее многочисленные дары — все это будет меркнуть по сравнению с тем, что она человек слова и терпения. И поэтому работалось с ней очень легко.

- А других, «взрослых» актеров фильма пригласили независимо от вас в проект или вы кого-то посоветовали?
- Я предложил Юлию Такшину, очень хорошую актрису и яркую женщину, на роль начальницы моего героя. У Юлии есть редкий дар — она вообще не боится быть какой угодно. Она не преследует постоянно цели быть красивой и привлекательной в кадре, отчего она становится вдвойне привлекательной. Так что в свою роль она вписалась прекрасно.

- Есть какие-то планы на участие в полнометражных картинах в ближайшее время?
- Да, конечно, есть много задумок на большое кино, но пока ничего не подписано, и говорить об этом рано. «Адекватно» говоря, актер, и вообще художник, если он полноценно подходит к работе, то максимум, на который он способен, — это две, самое большее три полноценные картины в год. Невозможно беспрестанно заниматься этой внутренней проповедью, каковой является всякое творчество: любая проповедь должна иметь свое время и место. Должна быть и просто жизнь, откуда и черпаются сила и желание что-либо вообще говорить. Посмотрим, как будет принята эта картина, а что там дальше — покажет время.

Беседовал Станислав Бенецкий

19.01.2017
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Z
Z
2019, Канада, Ужасы
Z
Джуди
Judy
2018, Великобритания, Биография
Джуди
Тень
Ying
2018, Китай, Гонконг, Боевик, Драма, Фэнтези
Тень
Отель Мумбаи
Hotel Mumbai
2018, Австралия, США, Триллер, Драма, Исторический
Отель Мумбаи
Бил и Тэд
Bill & Ted Face the Music
2019, США, Комедия, Музыкальный фильм, Фантастика
Бил и Тэд
Страшные истории для рассказа в темноте
Scary Stories to Tell in the Dark
2019, США, Ужасы
Страшные истории для рассказа в темноте