НЕАДЕКВАТНЫЕ ЛЮДИ



РОЛАН №102 Декабрь'2010

Голос поколения нулевых набирает силу: к надтреснутому, с хрипотцой «дамскому басу» Валерии Гай-Германики прибавился вкрадчивый, иронический «тенор» Романа Каримова. Поют они примерно об одном и том же и на одной эстраде: как живут те, кто сегодня заканчивает школу.

Образы современных молодых людей у обоих режиссеров ярки, достоверны, отталкивающе-притягательны и полны жизненной силы: но если Валерия откровенно и просто рисует «жесть, как она есть», то Каримов внятным, выраженным и профессионально поданным присутствием в картине «мира взрослых» смягчает проблематику гормональных бурь. Кажется, от этого «музыкальная партия» Каримова только выигрывает, избавляясь от утрированной атмосферы «Повелителя мух», что транслирует ювенальная экстремистка Германика. Так «кино от Каримова» приобретает широту и размах универсального кино, становясь уникальной вариацией современного мейнстрима.
Впрочем, вернемся к «Неадекватным людям»: несколько «морально ушибленный» герой Ильи Любимова Виталик приезжает из вполне условного Серпухова во вполне условную Москву. Виталик, очевидно, нуждается в работе, жилье и курсе психоло- гической реабилитации. С первым помогает Интернет, со вторым и третьим — циничный и предельно собранный друг-психолог Козлов (Евгений Цыганов). Жизнь потихоньку входит в русло, но трагические флэшбеки, связанные с автомобильной аварией и гибелью любимой девушки, периодически беспокоят героя. На новой работе в международном отделе крупного глянцевого журнала есть свои проблемы: склонная доминировать буквально во всем начальница Марина Васильевна (Юлия Такшина) кладет загребущий глаз на него, стройного, сдержанного мужчину с нордическим чувством юмора, а симпатичная коллега Света (Анастасия Федоркова) упорно видит в Виталике только провинциального подхалима. Что совершенно не так!
Но главный источник недовольства живет у Виталика за стеной: старшеклассница Кристина (Ингрид Олеринская) и ее мать Нина (Полина Иосилевич) давно не находят общего языка, и их забавные перебранки разрушают медитации Виталика над психологическими пособиями доктора Козлова. Впрочем, когда Кристина под предлогом занятий английским вдруг оказывается в личном пространстве Виталия, медитации и вовсе отходят на второй план. Два надломленных, колючих и язвительных одиночества с пятнадцатилетней разницей в возрасте потихоньку сцепляются всеми своими крючками в довольно притягательный, недурно смотрящийся и искрящий остроумием и флиртом дуэт.
Из-за качественных, остроумных, в меру театральных и в то же время вполне «обыденных» диалогов и настойчивого присутствия пока еще карикатурной в российском кино фигуры психоаналитика, фильм Романа Каримова чем-то напоминает комедии Вуди Аллена. У Романа, правда, еще больше иронии и куда меньше технических средств, необходимых для динамичного развития его не такой уж простой истории взаимоотношений. Зато, кажется, энтузиазма у него не меньше, чем у манхэттенского гения: каким-то чудом раздобыв 100 000 долларов (буквально «бизнесмены в поезде дали»), Роман не только написал сценарий, но и снял, и смонтировал, и музыку сочинил для своего дебюта сам. И не из экономии, а и просто от избытка талантов, надо полагать. Конечно, огромную помощь оказал и начинающий продюсер Михаил Кукушкин, и счастливое стечение обстоятельств, что в грошовую дебютную комедию пришли играть сразу и Любимов, и Цыганов, и Такшина. Но главная удача фильма, на мой взгляд, — это Ингрид, эдакий современный вариант шахназаровского курьера Ивана в женском обличье, наглядно демонстрирующий, насколько упростились нравы и усложнились эмоции нашей «прекрасной молодежи».
Роман Каримов был с почетом встречен в родной Уфе после триумфа «Неадекватных людей» на Выборгском кинофестивале в этом году, где он стал буквально сенсацией, получив сразу и Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России, и «Золотую ладью» «Выборгского счета» (голосование зрителей), и Гран-при за дебют. В Уфе Романа знают как надежную творческую единицу: он монтировал ролики для студии Виталия Мухаметзянова «Муха», работал над серией проектов, посвященных 450-летию объединения Башкортостана с Россией, снял четыре собственных короткометражки. Однако основную школу творческого выживания Каримов прошел в Лондоне, где долгое время учился, жил и работал. Там Роман «настроил мозг на нулевой бюджет», моя посуду в мексиканской забегаловке, записывая «минуса» для английских рэперов и продюсируя документальные фильмы на русскоязычном телеканале. Там он почувствовал дух времени современного кино, которое будет выживать не с помощью государственных или олигархических дотаций. Только голый энтузиазм, точечное продуманное спонсирование и четкое авторское видение, на его сегодняшний взгляд, позволит мировому кинематографу не быть лишь конвейером по моделированию коммерчески пригодных эрзацев (кстати, об этом говорил Мишель Гондри в своей культовой «Перемотке»).
В передвижениях между Уфой, Лондоном и Москвой Роман, кажется, пока не сбился с верной и точной интонации, характеризующей дух нашего места и времени: его картина бьет в нерв, энтузиазм и творческая энергия вдохновляют съемочную группу. Авторский замысел Каримова поражает именно адекватностью: он быстро и прочно делает внятный, занимательный и динамичный ситком, наполняя его удивительной смесью офисного цинизма и подростковой романтики.

Станислав Бенецкий

30.11.-0001
Поделиться статьей: