БОЛЬШОЕ КИНО ТРЕБУЕТ БОЛЬШОГО ЭКРАНА



        
РОЛАН №102 Декабрь'2010

Игровое кино, сделанное для показа в кинотеатре, традиционно принято считать «большим», очевидно, в пику телевизионному формату. И здесь есть своя логика, хотя бы потому, что для телевизионного фильма никто не станет снимать сложные в смысле технической реализации истории. А если в картине много компьютерной графики, то это уже говорит о серьезности намерений ее создателей.
В данном конкретном случае — о серьезности намерений авторов фильма «Поцелуй сквозь стену» (ПЦ «Парадиз»), который скоро выйдет на экраны. Работа над спецэффектами к этому фильму только что завершилась, поэтому грех было бы не использовать такую возможность для предметного разговора. Что сейчас можно сделать с помощью компьютерных технологий? Как это делается? Кем это делается? И почем «фунт» спецэффектов «для народа»?
На все наши наивные вопросы ответил заместитель генерального директора студии Stimul CG, продюсер Артур Гюлумян.


- В работе над компьютерной графикой к фильму «Поцелуй сквозь стену» применялась обкатанная технология или вам удалось привнести что-то свое?
- Мы использовали практически все инструменты, спецэффекты и способы, которые существуют для этого сегмента, в российском кино уже точно. Что касается новшеств, то если в двух словах и не уходя глубоко в терминологию, мы в процессе подготовки к фильму разработали конструкцию, с помощью которой удалось добиться максимально реалистичного эффекта прохождения сквозь стену.

- Этот спецэффект в «Поцелуе…» часто повторяется?
- Да, он используется на протяжении фильма многократно. Фильмы с проходом сквозь стену не так уж и часты, особенно в нашем кино и особенно в последние десятилетия, может быть, потому, что для съемок этого эффекта всегда были нужны большие павильоны. А нам удалось сделать мобильный вариант приспособления для такой съемки. Мы сделали три конструкции, разработанные по одному прин-ципу, которые позволили снимать не в большом павильоне, а в ограниченном пространстве. Практически все съемки под спецэффекты проходили в том же локейшене, что и обычная съемка. Это удешевило съемки и сократило съемочный период.

- Кто помогает режиссеру ставить съемки со спецэффектами? Насколько я знаю, глубоко и дотошно режиссеров этому не учат.
- Такой человек на съемках есть — это супервайзер, и его задача — следить за процессом съемок, связанных с компьютерной графикой. Он отслеживает процесс съемок мате- риала, следит, чтобы он полностью соответствовал тем параметрам, которые необходимы для дальнейшей работы.
Такая история, как в фильме «Поцелуй…», имеет большое количество графики, порядка 10-15 процентов всех сцен, и требует постоянного присутствия специалиста. У нас на съемках таким специалистом был Максим Алаев — супервайзер с большой буквы. На его счету не одна картина, как в кино, так и на телевидении, плюс огромное количество рекламы.

- Как актеры себя чувствовали на этих съемках?
- Основными актерами, занятыми в сценах с компьютерной графикой, были Антон Шагин и Карина Андоленко. Поначалу они просто выполняли наши требования, не совсем понимая, что за этим стоит. Им ставили задачу, они ее выполняли, но результата они еще не видели — первая неделя съемок практически прошла «вслепую». Потом появились первые материалы. Актеры воодушевились, сказали нашему супервайзеру на площадке: «Максим, мы теперь понимаем, что происходит. Давай нам любые задания, мы все сделаем!» Это были сцены, связанные с проходом сквозь стену, и, соответственно, актеру нужно было понимать, какой частью тела он еще находится в стене, а какой уже из нее вышел и отыгрывать свои реакции. Актерам очень понравился процесс, и они во всем находили повод для шуток, чувство юмора их не покидало на протяжении всех наших съемок.

- В стереокино ходят устойчивые слухи, что режиссер и стереографер скоро сольются в единое целое, потому что режиссер должен очень хорошо представлять возможности и особенности стереосъемки. Мы сейчас говорим не о стереокино, однако, не грозит ли профессии супервайзера такое же слияние?
- Все правильно, со временем все так, наверное, и получится. Это не проблема, а скорее специфика работы над фильмом, требующим большого количества сложной компьютерной графики. Пока российскому кино такое слияние не грозит, потому что у нас режиссеров в этом направлении практически не готовят, знания добираются на практике. Надо пройти «ножками» сквозь процесс, чтобы понять особенности такой съемки. В данный момент основные специалисты-супервайзеры работают в рекламе, прекрасно владея технологиями и инструментами, пониманием того, как надо снимать и что потом будет происходить с материалом. В кинопроизводство их активно привлекают, и сейчас можно сказать, что технические специалисты в рекламе и в кино — это практически одни и те же люди. Но если говорить о творческих единицах, то тут четкое разделение: либо кино, либо реклама. Это другое искусство, другие дистанции и другие законы.

- Вы сразу пришли к той конструкции, которая позволила так реалистично снимать проходы?
- Нет, конечно. Студия StimulCG приступила к работе в предподготовительном периоде за полгода до начала съемок. Были идеи с раздвижными стенками, с постройкой сложных декораций, позволяющих снимать этот эффект более-менее правдоподобно. Проводились тестовые съемки. В итоге мы пришли к идее с использованием сменного поролона, выкрашенного в разные цвета, потому что это передавало процесс протискивания сквозь твердую субстанцию максимально реалистично.
Еще одна интересная сцена — когда герой падает с верхнего этажа, много раз пробивая потолки. Можно было выстроить декорацию, и это было бы проще всего, но не дешевле. Прикинули время, которое необходимо, чтобы обсчитать этот эффект, было докуплено недостающее оборудование, и в итоге мы сделали эту сцену с помощью спецэффектов. Получилось довольно правдоподобно. Причем внимательный человек заметит, что проработаны все детали, включая обстановку квартир, когда герой летит сквозь этажи. В каждой комнате присутствует индивидуальный интерьер, непохожий на обстановку предыдущего этажа.

- Кремлевскую стену все-таки пришлось выстраивать?
- Да, есть такая сцена, в которой главные герои устраивают грандиозное шоу с прохождением через кремлевскую стену. В «реале», конечно, можно было снимать на Красной площади массовую сцену в декорации на протяжении трех съемочных дней. Но мы решили просчитать, с инсталляцией и реинсталляцией декорации вышло около пяти дней по календарному плану. Но когда нам была названа сумма, оказалось, что она в разы превышала постройку декорации в павильоне, где мы в итоге и провели съемку. Дополнительно к декорации воссоздали стену, газоны, бордюры и снимали, а потом все аккуратно интегрировали в ранее отснятые кадры Кремля и площади.
Эти реальные кадры снимались в ноябре прошлого года, и мы счастливо успели поймать последние два дня без снега. Заказали специальную машину, а это было сложно — получить разрешение от администрации Кремля на такую съемку, чтобы подняться над Красной площадью. В итоге мы все-таки воспарили на уровне метров пятнадцати над Красной площадью, и картинка получилась потрясающая. Очень реалистично.

- Какая сцена с компьютерной графикой была самой трудоемкой и сложной?
- Сцена, для которой мы выстраивали Останкинскую телебашню, вернее, ту ее часть, в которой находится ресторан. В павильоне воссоздавался внутренний интерьер башни и внешний вид, со всеми витражами и зеркалами, специальной формой окон, все про- считывалось вплоть до уголков и клепок, которые использовались в конструкции. Объем колоссальный, и мы проводили в этой декорации массу времени, контролируя процесс. Очень важно было сохранить достоверность, потому что нельзя выдумать башню, если она уже есть. У нас оставался один, очень трудоемкий путь — максимально точное воспроизведение.
Такая же декорация строилась в компьютере, потому что в фильме есть момент, где требовалось совмещение павиль-онной съемки и компьютерной графики. Этот кадр нельзя было решить иным способом в наших условиях. Там есть момент, когда актер находится за окном ресторана, стоит на узком карнизе, находясь на высоте птичьего полета. Потом камера отлетает на расстояние пятидесяти метров, и мы видим Москву, потрясающую панораму, видим практически всю Останкинскую телебашню и видим маленького человечка, который едва заметен с такого расстояния. Как вы понимаете, снимать эту сцену на высоте птичьего полета «живьем» было бы как-то затруднительно, в павильоне — невозможно. Поэтому пришлось решать сложную задачу —
филигранно совмещать игровую съемку и компьютерную графику.

- Наверное, сложные эффекты требуют и соответственного оборудования? Расскажите об этом поподробнее…
- Для рендера сцены, в которой герой Антона Шагина падает сквозь этажи, аппаратура была специально закуплена к съемкам, и на тот момент она была на пике. Конечно, оборудование в этой области морально устаревает, но мы следим за обновлениями, в том числе и программного обеспечения. Сейчас у нас хорошая база для качественной работы с компьютерной графикой.
Кроме того, у нас есть все необходимое для цветокоррекции и обработки звука. Есть и еще одна важная вещь для пост-производства. В студии оборудован специальный зал с проектором для просмотра материалов в процессе монтажа, а не после окончания монтажа, как это обычно бывает — на этапе цветокоррекции. Не секрет, что у нас фильмы в основном монтируются на обычных мониторах. Но фильм, смонтированный на маленьком мониторе, при выводе на большой экран смотрится совершенно по-другому, как телевизионное кино. Есть правила визуального восприятия, и в зависимости от размера экрана одна и та же сцена воспринимается по-разному. Занятость монтажки не позволяет принять все кинопроекты наших заказчиков, но мы над этим работаем. Студия Stimul CG изначально пошла по пути «большого кино», и потому при монтаже мы используем большой экран.
Беседовала Татьяна Попова

30.11.-0001
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Репродукция
Replicas
2017, 16+, США, Великобритания, Китай, Пуэрто-Рико, Фантастика, Триллер
Репродукция
Джуди
Judy
2018, Великобритания, Биография
Джуди
Город лжи
City of lies
2017, 18+, Великобритания, Триллер, Криминал, Боевик, Детектив
Город лжи
Time Freak
Time Freak
2019, США, Комедия
Time Freak
Братья Систерс
Sisters Brothers, The
2018, США, Франция, Румыния, Испания, Вестерн
Братья Систерс
Книжный клуб
Book Club
2018, 16+, США, Комедия
Книжный клуб