БОЛЬШОЕ КИНО ТРЕБУЕТ БОЛЬШОГО ЭКРАНА
РОЛАН №102 Декабрь'2010
Игровое кино, сделанное для показа в кинотеатре, традиционно принято считать «большим», очевидно, в пику телевизионному формату. И здесь есть своя логика, хотя бы потому, что для телевизионного фильма никто не станет снимать сложные в смысле технической реализации истории. А если в картине много компьютерной графики, то это уже говорит о серьезности намерений ее создателей.
В данном конкретном случае — о серьезности намерений авторов фильма «Поцелуй сквозь стену» (ПЦ «Парадиз»), который скоро выйдет на экраны. Работа над спецэффектами к этому фильму только что завершилась, поэтому грех было бы не использовать такую возможность для предметного разговора. Что сейчас можно сделать с помощью компьютерных технологий? Как это делается? Кем это делается? И почем «фунт» спецэффектов «для народа»?
На все наши наивные вопросы ответил заместитель генерального директора студии Stimul CG, продюсер Артур Гюлумян.
- В работе над компьютерной графикой к фильму «Поцелуй сквозь стену» применялась обкатанная технология или вам удалось привнести что-то свое?
- Мы использовали практически все инструменты, спецэффекты и способы, которые существуют для этого сегмента, в российском кино уже точно. Что касается новшеств, то если в двух словах и не уходя глубоко в терминологию, мы в процессе подготовки к фильму разработали конструкцию, с помощью которой удалось добиться максимально реалистичного эффекта прохождения сквозь стену.
- Этот спецэффект в «Поцелуе…» часто повторяется?
- Да, он используется на протяжении фильма многократно. Фильмы с проходом сквозь стену не так уж и часты, особенно в нашем кино и особенно в последние десятилетия, может быть, потому, что для съемок этого эффекта всегда были нужны большие павильоны. А нам удалось сделать мобильный вариант приспособления для такой съемки. Мы сделали три конструкции, разработанные по одному прин-ципу, которые позволили снимать не в большом павильоне, а в ограниченном пространстве. Практически все съемки под спецэффекты проходили в том же локейшене, что и обычная съемка. Это удешевило съемки и сократило съемочный период.
- Кто помогает режиссеру ставить съемки со спецэффектами? Насколько я знаю, глубоко и дотошно режиссеров этому не учат.
- Такой человек на съемках есть — это супервайзер, и его задача — следить за процессом съемок, связанных с компьютерной графикой. Он отслеживает процесс съемок мате- риала, следит, чтобы он полностью соответствовал тем параметрам, которые необходимы для дальнейшей работы.
Такая история, как в фильме «Поцелуй…», имеет большое количество графики, порядка 10-15 процентов всех сцен, и требует постоянного присутствия специалиста. У нас на съемках таким специалистом был Максим Алаев — супервайзер с большой буквы. На его счету не одна картина, как в кино, так и на телевидении, плюс огромное количество рекламы.
- Как актеры себя чувствовали на этих съемках?
- Основными актерами, занятыми в сценах с компьютерной графикой, были Антон Шагин и Карина Андоленко. Поначалу они просто выполняли наши требования, не совсем понимая, что за этим стоит. Им ставили задачу, они ее выполняли, но результата они еще не видели — первая неделя съемок практически прошла «вслепую». Потом появились первые материалы. Актеры воодушевились, сказали нашему супервайзеру на площадке: «Максим, мы теперь понимаем, что происходит. Давай нам любые задания, мы все сделаем!» Это были сцены, связанные с проходом сквозь стену, и, соответственно, актеру нужно было понимать, какой частью тела он еще находится в стене, а какой уже из нее вышел и отыгрывать свои реакции. Актерам очень понравился процесс, и они во всем находили повод для шуток, чувство юмора их не покидало на протяжении всех наших съемок.
- В стереокино ходят устойчивые слухи, что режиссер и стереографер скоро сольются в единое целое, потому что режиссер должен очень хорошо представлять возможности и особенности стереосъемки. Мы сейчас говорим не о стереокино, однако, не грозит ли профессии супервайзера такое же слияние?
- Все правильно, со временем все так, наверное, и получится. Это не проблема, а скорее специфика работы над фильмом, требующим большого количества сложной компьютерной графики. Пока российскому кино такое слияние не грозит, потому что у нас режиссеров в этом направлении практически не готовят, знания добираются на практике. Надо пройти «ножками» сквозь процесс, чтобы понять особенности такой съемки. В данный момент основные специалисты-супервайзеры работают в рекламе, прекрасно владея технологиями и инструментами, пониманием того, как надо снимать и что потом будет происходить с материалом. В кинопроизводство их активно привлекают, и сейчас можно сказать, что технические специалисты в рекламе и в кино — это практически одни и те же люди. Но если говорить о творческих единицах, то тут четкое разделение: либо кино, либо реклама. Это другое искусство, другие дистанции и другие законы.
- Вы сразу пришли к той конструкции, которая позволила так реалистично снимать проходы?
- Нет, конечно. Студия StimulCG приступила к работе в предподготовительном периоде за полгода до начала съемок. Были идеи с раздвижными стенками, с постройкой сложных декораций, позволяющих снимать этот эффект более-менее правдоподобно. Проводились тестовые съемки. В итоге мы пришли к идее с использованием сменного поролона, выкрашенного в разные цвета, потому что это передавало процесс протискивания сквозь твердую субстанцию максимально реалистично.
Еще одна интересная сцена — когда герой падает с верхнего этажа, много раз пробивая потолки. Можно было выстроить декорацию, и это было бы проще всего, но не дешевле. Прикинули время, которое необходимо, чтобы обсчитать этот эффект, было докуплено недостающее оборудование, и в итоге мы сделали эту сцену с помощью спецэффектов. Получилось довольно правдоподобно. Причем внимательный человек заметит, что проработаны все детали, включая обстановку квартир, когда герой летит сквозь этажи. В каждой комнате присутствует индивидуальный интерьер, непохожий на обстановку предыдущего этажа.
- Кремлевскую стену все-таки пришлось выстраивать?
- Да, есть такая сцена, в которой главные герои устраивают грандиозное шоу с прохождением через кремлевскую стену. В «реале», конечно, можно было снимать на Красной площади массовую сцену в декорации на протяжении трех съемочных дней. Но мы решили просчитать, с инсталляцией и реинсталляцией декорации вышло около пяти дней по календарному плану. Но когда нам была названа сумма, оказалось, что она в разы превышала постройку декорации в павильоне, где мы в итоге и провели съемку. Дополнительно к декорации воссоздали стену, газоны, бордюры и снимали, а потом все аккуратно интегрировали в ранее отснятые кадры Кремля и площади.
Эти реальные кадры снимались в ноябре прошлого года, и мы счастливо успели поймать последние два дня без снега. Заказали специальную машину, а это было сложно — получить разрешение от администрации Кремля на такую съемку, чтобы подняться над Красной площадью. В итоге мы все-таки воспарили на уровне метров пятнадцати над Красной площадью, и картинка получилась потрясающая. Очень реалистично.
- Какая сцена с компьютерной графикой была самой трудоемкой и сложной?
- Сцена, для которой мы выстраивали Останкинскую телебашню, вернее, ту ее часть, в которой находится ресторан. В павильоне воссоздавался внутренний интерьер башни и внешний вид, со всеми витражами и зеркалами, специальной формой окон, все про- считывалось вплоть до уголков и клепок, которые использовались в конструкции. Объем колоссальный, и мы проводили в этой декорации массу времени, контролируя процесс. Очень важно было сохранить достоверность, потому что нельзя выдумать башню, если она уже есть. У нас оставался один, очень трудоемкий путь — максимально точное воспроизведение.
Такая же декорация строилась в компьютере, потому что в фильме есть момент, где требовалось совмещение павиль-онной съемки и компьютерной графики. Этот кадр нельзя было решить иным способом в наших условиях. Там есть момент, когда актер находится за окном ресторана, стоит на узком карнизе, находясь на высоте птичьего полета. Потом камера отлетает на расстояние пятидесяти метров, и мы видим Москву, потрясающую панораму, видим практически всю Останкинскую телебашню и видим маленького человечка, который едва заметен с такого расстояния. Как вы понимаете, снимать эту сцену на высоте птичьего полета «живьем» было бы как-то затруднительно, в павильоне — невозможно. Поэтому пришлось решать сложную задачу —
филигранно совмещать игровую съемку и компьютерную графику.
- Наверное, сложные эффекты требуют и соответственного оборудования? Расскажите об этом поподробнее…
- Для рендера сцены, в которой герой Антона Шагина падает сквозь этажи, аппаратура была специально закуплена к съемкам, и на тот момент она была на пике. Конечно, оборудование в этой области морально устаревает, но мы следим за обновлениями, в том числе и программного обеспечения. Сейчас у нас хорошая база для качественной работы с компьютерной графикой.
Кроме того, у нас есть все необходимое для цветокоррекции и обработки звука. Есть и еще одна важная вещь для пост-производства. В студии оборудован специальный зал с проектором для просмотра материалов в процессе монтажа, а не после окончания монтажа, как это обычно бывает — на этапе цветокоррекции. Не секрет, что у нас фильмы в основном монтируются на обычных мониторах. Но фильм, смонтированный на маленьком мониторе, при выводе на большой экран смотрится совершенно по-другому, как телевизионное кино. Есть правила визуального восприятия, и в зависимости от размера экрана одна и та же сцена воспринимается по-разному. Занятость монтажки не позволяет принять все кинопроекты наших заказчиков, но мы над этим работаем. Студия Stimul CG изначально пошла по пути «большого кино», и потому при монтаже мы используем большой экран.
Беседовала Татьяна Попова