ШОН ПЕНН: Человек-многогранник



        
РОЛАН (№105 Апрель'2011)

Обладатель двух «Оскаров», «Золотого глобуса», каннской, берлинской и венецианских наград, близкий друг Джека Николсона
и Денниса Хоппера, в честь которых он назвал своего сына —
Хоппер Джек. Он крепко дружит с Микки Рурком и преклоняется перед Марлоном Брандо.

Три кита популярности Шона Пенна — бурная личная жизнь в 80-90-х, эмоциональное выражение политических взглядов и — главное — ни на кого не похожая актерская игра.
Родители Шона — актер Лео Пенн, занесенный когда-то в печально известный черный список Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, и Айлин Райан. Союз еврея с русско-литовскими корнями и ирландки-католички — наверное, и есть причина довольно экспрессивного характера их детей. Шон рос в Лос-Анджелесе, где учился в одной школе с Эмилио Эстевесом, Чарли Шином и Робом Лоу — об их сегодняшней репутации в Голливуде говорить не приходится. После получения аттестата зрелости четверо мажоров перебрались в Большое Яблоко — Нью-Йорк. Их всех безумно привлекал мир шоу-бизнеса, и в возрасте 19 лет они уже решили, что станут его частью. Вскоре Шон дебютирует на бродвейских подмостках, где его и примечают кинопродюсеры. Успев пару раз мелькнуть на телевидении, в 1981 году Пенн появляется на большом экране в картине Харольда Беккера «Отбой». В последовавшей за этим криминальной драме «Плохие парни» (1983) ему предстояло стать ирландцем, отсидевшим в тюрьме. Надо сказать, что и в жизни Пенну частенько приходилось быть постояльцем кутузки. Первый раз случился в 1987 году. Тогда за драку с папарацци он целых 34 дня смотрел на небо в клеточку.
К этому моменту за Пенном уже закрепилась репутация талантливого и доброго «чувака», которого лучше не мучить, если не хочешь схлопотать по шее. Подобный образ начал складываться в массмедиа с середины 80-х, когда пресса стала организованно гудеть по поводу брака Пенна с Мадонной, называвшей своего избранника «самым крутым парнем во вселенной». На церемонии бракосочетания «плохого мальчика» и «плохой девочки» присутствовал специально приглашенный гость Энди Уорхол. Плодом совместного творчества супругов стал «Шанхайский сюрприз», вышедший на экраны в 1986 году. Звездный брак продлился целых четыре года, на протяжении которых они расставались, сближались, колотили друг друга и в целом неплохо организовывали свой досуг, но уже в 89-м, после череды судебных процессов, мирно расстались.
В 1990-м у Пенна наступает «Состояние исступления». Так назывался триллер Фила Жоану о парне из Адской Кухни — ирландского квартала Нью-Йорка. Именно здесь он и встречает Робин Райт, в которую без памяти влюбляется, причем взаимно. Вплоть до 1996 года пара не была официально зарегистрирована, хотя у них уже родилось двое детей. В разгар романа дотла сгорел их особняк в Малибу, и супруги переехали в округ Мэрин, на север Сан-Франциско. Местечко было знаменито тем, что там располагалось ранчо Джорджа Лукаса и штаб-квартира его кинокомпании Lucasfilm. Там прошли лучшие дни четы Пенн.
В 90-х Шон сотрудничает со своими друзьями в кино — снимается у Хоппера в режиссерском проекте «Цвета». И вот наступает конец XX века, Пенн заявляет, что ему наскучила актерская игра, он берет тайм-аут.
В результате такого «артистического голодания» на свет появляется его режиссерский дебют — независимая драма «Индеец-беглец» (1991), а вслед — «Постовой на перекрестке» (1995), а также «Обещание» (2001) по книге Дюрренматта, где беспримерно солирует Джек Николсон.
В 1995 году Шон Пенн зарабатывает первую номинацию на «Оскар» — за роль в картине «Мертвец идет», где гениально изобразил муки совести приговоренного к смерти преступника. Вторую номинацию он получает на удивление быстро (достаточно вспомнить «номинационную» историю Мартина Скорсезе) — в 1999-м — за роль джазового гитариста 30-х Эммета Рэя в фильме Вуди Аллена «Сладкий и гадкий». Роль отвечала оскаровскому градусу на все сто, и с нее странный персонаж Шона начал свою кочевую жизнь в кинематографе Вуди Аллена, изменяя обличья, но не предавая чеховскую грусть во взгляде и детскую веру в существование «неба в алмазах».
Следующей «черной меткой» в кругу киноакадемиков стала лента «Я — Сэм», где Шон сыграл роль душевнобольного, и затем снова привлек к себе восхищенные взгляды зрителей и критиков в криминальной драме Клинта Иствуда «Таинственная река», после которой, наконец, «Оскар» украсил книжную полку Пенна. Выйдя за наградой на сцену театра Kodak, где проводятся оскаровские церемонии, он произнес сакраментальное: «Похоже, мне все это начинает нравиться». Зал взорвался аплодисментами. Консервативное голливудское общество, частью которого Шон никогда не был, вдруг признало его своим.
С началом нового тысячелетия Шон Пенн стал все чаще появляться в больших студийных картинах, чередуя их, правда, с игрой в харизматических проектах вроде романтической сай-фай Винтерберга «Все о любви», нелегкой драме «21 грамм» Иньярриту, экшен-политических «Убить президента» и «Переводчице».
Актер от Бога с загадкой во взгляде, Пенн всегда выбирал неоднозначных героев.
И неудивительно, что маргинал Ван Сент избирает именно его на роль одиозного американского политика 70-х Харви Милка. Драма «Харви Милк» — рассказ о человеке, борющемся за свой внутренний мир и за отдельную свободу в кажущемся свободным обществе буржуа.
Роль Харви Милка принесла Пенну второй «Оскар» и подтвердила его статус одного из ведущих актеров Голливуда.
В «Игре без правил» Дага Лаймана Пенн снова воплощает на экране реальную историческую личность, идущую наперекор системе. Его давняя дружба с Наоми Уоттс способствовала тому, что Шон взял на себя роль Джозефа Уилсона, мужа героини Наоми — Валери Плэйм в фильме создателя «борнианы», Лаймана. По заданию ЦРУ персонаж Пенна должен был определить, действительно ли происходила продажа урана людям Саддама Хусейна для создания ОМП (оружия массового поражения). Как известно, именно это пресловутое ОМП и стало основным поводом для начала войны в Ираке. Герой Пенна утверждает, что сделка состояться не могла, но правительство все равно решает начать боевые действия. Тогда он публикует статью, в которой обвиняет Белый дом во главе с президентом Бушем в фальсификации разведданных для обоснования начала войны в Ираке. Реакция следует незамедлительно. Для того чтобы избавиться от назойливого политика, администрация президента сливает прессе информацию о том, что его жена, героиня Уоттс, Валери Плэйм, — агент ЦРУ. Валери, собственно, и становится главным объектом интриги…
Несмотря на то что Пенн исполнил здесь роль второго плана, ему удалось изобразить не просто человека, из-за которого заварилась вся эта каша, но и сделать своего персонажа действительно многогранным. В прессе, посвященной Каннам прошлого года, где картина принимала участие в основном конкурсе, критики прежде всего отмечали прекрасную актерскую работу Уоттс и Пенна.
Когда тебе 50, иногда удивляешься, с чего бы это на тебя — актера, продюсера, режиссера, сценариста и скандалиста — не перестают сыпаться интересные проекты? Может, он и вправду уникум? Может быть, вполне и так!
Например, в скором времени на экраны выйдет фильм «Древо жизни» Терренса Малика, одиозного режиссера, выпускающего всего по два фильма в десятилетие, в котором Пенн сыграл выросшего сына персонажа Брэда Питта. Главный герой — ребенок, за которым зритель будет следовать по жизни на протяжении всей картины. С самого детства в нем словно борются мать и отец. Мать учит его любви и пониманию, а отец (Брэд Питт) тому, что в жизни нужно быть сильным и всегда ставить себя на первое место. Похоже, что Шон взялся за эту роль неспроста — не самого ли себя он играет опять и опять?..
Впрочем, каждый новый проект с участием Пенна доказывает зрителю, что Шон — это актер, который способен невероятно
талантливо, интересно и вдумчиво рассказать историю любого человека, будь то
простой смертный или знаменитый политик. Главное — внутренний мир его личности, каждый раз уникальный и безграничный, бездонный, как и творческий потенциал Создателя, подарившего миру такое явление, как Шон Пенн. Собственной персоной.

Борис Калин

30.11.-0001
Поделиться статьей: