Умная и рыжая



РОЛАН (№105 Апрель'2011)

Героиня нового голливудского проекта режиссеров-дебютантов Манса Марлинда и Бьерна Стейна «Убежище» — мать-одиночка Кара Джессеп — практикующий психолог, известная в своих кругах благодаря попыткам разоблачить идею о синдроме раздвоения личности. «Человек науки и женщина от Бога», она хладнокровно делает свои заключения об отсутствии этого синдрома у преступников и тем самым отправляет людей на смертную казнь. Но что делать науке, когда она сталкивается с тем, что нельзя объяснить или понять?

Без купюр
Стремительный взлет молодой актрисы Джулианны Мур был связан со скандалом. «Ночи в стиле буги» режиссера Пола Андерсона —
постмодернистское полотно, повествующее о порноиндустрии 1970-1980-х годов, — дало возможность Мур жестко заявить о себе. Одну из своих лучших ролей — порноактрису-наркоманку и одновременно любящую и заботливую мать сыграла Мур именно в этом фильме. Номинация на «Оскар» и «Золотой глобус» прочно утвердили Мур в новом для нее звездном статусе. Последующие роли, среди которых художница-феминистка («Большой Лебовски»), изменница-жена умирающего от рака телепродюсера («Магнолия»), отчаянная домохозяйка, влюбившаяся в афроамериканца, в ретрокартине об эпохе 1950-х «Вдали от рая» — год за годом приносили актрисе престижные премии европейских фестивалей и номинации на «Оскар». Сама Мур считает, что трагика — у нее в крови. Психологизм, которого она столь виртуозно добивается в каждой новой роли, — результат того, как ни странно, что она рыжая, а рыжие, по мнению Джулианны, априори загадочны. Роль в фильме «Часы» Стивена Долдри стала еще одной победой в карьере Джулианны. Мур сыграла у Долдри Лору Браун, рефлексирующую домохозяйку, живущую в Лос-Анджелесе начала 1950-х годов. Ее брак, образ жизни, подавленная сексуальность, нелюбимый муж и сын, к которым она чувствует отчуждение, приводят героиню к мысли о самоубийстве. Раз за разом, в каждой своей новой роли Мур будто бы воплощает собой ницшеанский принцип: «Нельзя долго смотреть в бездну, иначе бездна отразится в тебе», каждый раз доказывая, что пределы этой бездны безграничны.

Королева триллера
Несмотря на абсолютный успех в авторском кинематографе, Мур с успехом снимается и в мейнстриме. Лучшие создатели мистических и психологических триллеров практически сразу обратили свое внимание на бледнокожую актрису и провозгласили ее королевой саспенса. Впрочем, не стоит удивляться, Мур будто бы создана для ролей интеллектуалок с внутренним «тихим омутом». Именно ей выпала честь сыграть культовую роль Клариссы Старлинг в сиквеле «Молчания ягнят» «Ганнибал», ее дуэт с Энтони Хопкинсом вызвал фурор, также как и актерское прочтение Мур роли героини Старлинг.
Впечатленные мастерским психологизмом Мур в картине «Забытое», Марлинд и Стейн мечтали увидеть именно ее в своем дебюте «Убежище». Джессеп в исполнении Джулианны — фрустрирующая интеллектуалка, привыкшая опираться лишь на свое рацио, которая шаг за шагом проходит путь смены парадигм сознания. В целом, по признанию критиков, «Убежище» — один из самых ярких мистических триллеров за последние пять лет. Как и все еропейцы, Марлинд и Стейн мастерски нагнетают напряжение в кадре, а финал — согласно законам жанра — непредсказуем.
Когда Джулианну Мур, четырехкратную номинантку на «Оскар», одну из самых признанных и востребованных актрис современности, спрашивают, в чем секрет ее успеха, она лишь загадочно улыбается и тихо отвечает: «Я просто живу не по правилам…»

Материал подготовила Анна Гончарова

29.12.2016
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Братья Систерс
Sisters Brothers, The
2018, США, Франция, Испания, Комедия, Приключения, Боевик, Драма
Братья Систерс
Вернуть Бена
Ben is Back
2018, США, Драма
Вернуть Бена
Фагот
2018, 18+, Россия, Комедия
Фагот
Помешанный на времени
Time Freak
2019, США, Романтическая комедия
Помешанный на времени
Папа, сдохни
2018, 18+, Россия, Комедия,
Папа, сдохни
Галвестон
Galveston
2018, 18+, США, Боевик, Триллер, Драма, Криминал
Галвестон