Пристанище заблудших душ



РОЛАН (№105 Апрель'2011)

Молодые европейские режиссеры Манс Марлинд и Бьёрн Стейн выходят на авансцену мирового кинематографа с шокирующим
мистическим триллером «Убежище». В ролях Джулианна Мур и Джонатан Рис Майерс.

Для врача-психотерапевта Кары Джессап стало привычным делом разоблачать синдром раздвоения личности. Утром она своими диагнозами отправляет на казнь, а вечерами напивается в баре. Примерная мать и любящая дочь, она и не подозревает, что очередной пациент не просто вторгнется в ее жизнь, но и навсегда ее изменит.
Создатели картины довольно жестоким способом отправляют зрителя в экзистенциональное путешествие, в котором ему предстоит разобраться в вопросах науки и веры.
Приглушенная цветовая гамма, медленные проезды, суперобщие планы — Марлинд и Стейн с холодной европейской расчетливостью нагнетают атмосферу, чтобы в конце прозвучал «выстрел» с эффектом разорвавшейся бомбы.
Эпоха Возрождения когда-то загнала человечество в тупик, разделив в его сознании тело и душу. Взгляду на тело как на драгоценный сосуд, хранилище души противопоставил себя оппозиционный, научный подход, где человеку была отведена роль лишь еще одной единицы животного мира.
Вплоть до сегодняшнего дня битва рационального и мистического взглядов не угасает. XX век с его экзистенциализмом вообще заявил, что есть лишь два неконтролируемых явления — жизнь и смерть, а между ними лишь выбор. И так, как ему казалось, вбил последний гвоздь в крышку гроба, в котором навсегда похоронил надежду... Сознание европейца XXI века вообще перекосилось: человечеству, с трепетом ожидавшему прихода миллениума, стало жутко, в воздухе снова, как и в древние века, запахло апокалипсисом. И если для кого-то он, как и две тысячи лет назад, — парусия и преображение мира, то для кого-то — «хана всему», и тогда все можно.
И вот в своем «Убежище» Марлинд и Стейн широкими мазками рисуют очередное полотно-экзистенцию с элементами конца света. Их формула довольно проста: крах веры — потеря души — смерть.
Кару Джессап, человека науки, спасает от физической смерти нательный крестик, но он не уберегает ее от потерь родных и близких. Для нее Дэвид — обычный пациент, в котором живут две личины: ведущий — агрессивный Адам, и ведомый — инфантильный инвалид. Первого она контролирует, ко второму испытывает почти материнскую нежность. Но разве может предположить потомственный психиатр Кара, какую тайну скрывает пациент, чей диагноз не вызывал у нее никаких сомнений. Казненный священник, как бледный всадник, приходит и забирает всех, кого она так любила...
Еще со времен Хичкока мастерство создания хорошего триллера заключалось в неторопливой поступательности происходящих событий, в умелом нагнетании саспенса с эффектом зрительского сопричастия. Новые Хичкоки — Марлинд и Стейн лишь в финале открывают истину, которая и была изначально заключена в названии.
Все мы живем с девизом «Хочу верить» и ищем истину, но готовы ли мы к встрече с ней, если она открывается нам с пугающей и даже шокирующей стороны. Все души ищут убежище, а где оно — не известно никому. «Убежище» Марлинда и Стейна по-своему отвечает на этот знаковый для сегодняшнего дня вопрос. А впереди лишь молчание и титры…
Автор - Анна Гончарова

29.12.2016
Поделиться статьей: