В любви и войне...
"РОЛАН" (№1 Февраль'2012)
В своем режиссерском дебюте «В краю крови и меда» признанная голливудская звезда Анджелина Джоли обращается к вечной теме любви. История двух возлюбленных, Дэниэля и Эйлы, разворачивается на фоне ужасов войны в бывшей Югославии.
Древние верили, что судьба человека записана где-то в пространстве космоса. Сменяются века, одни мифы умирают, другие рождаются, неизменными остаются лишь вопросы, которыми задается человек, обращая свой взгляд в небеса. Кто он в бескрайних масштабах Вселенной и в чем его миссия? На своем пути человек так или иначе сталкивается с проблемой выбора и пытается разрешить ее, определяя для себя, что истинно, а что ложно. Но что делать, если мир рассыпается осколками треснувшего стекла и право выбора становится не привилегией, а смертельной ловушкой?
…Их глаза встретились, и все вокруг перестало существовать. С первой минуты Дэниэль и Эйла почувствовали, что эта встреча — не случайность. И что с того, что он серб, а она боснийка? Сегодня они могут познать душу и тело друг друга, слиться с необычайной красотой окружающего мира. На мгновение он даже почувствует, что смотрит на все ее глазами — глазами художника, проникающего в самую суть вещей. Эти картины безмятежного счастья калейдоскопом воспоминаний пронесутся в голове Дэниэля, когда он войдет в душную темную комнату, где томятся пленники, и увидит привязанную к кровати ту, которой однажды отдал свое сердце. Теперь они враги. Они не выбирали эту дорогу, за них все решили. В этой войне ежедневно погибают их родные и близкие. Эта война требует от них жертву — их любовь. «Ну почему ты не родилась сербкой?» — станет шептать он ей со слезами на глазах. Отпустить ее — значит предать своего отца, свой народ, а убить — все равно что остаться без души. В этой трагедии они лишь невинные жертвы, которые сделают попытку отгородиться от ужасов внешнего мира. Спрятавшись в маленькой комнате, Эйла и Дэниэль попытаются понять, что с ними произошло и есть ли у них будущее.
История Эйлы и Дэниэля не романтическая психологическая повесть о первой любви, но трагическое полотно, достигающее эпических масштабов. Обратиться к теме одной из самых трагических в истории XX века войн в Европе решила лауреат премии «Оскар» Анджелина Джоли.
Анджелина Джоли Войт — одна из самых удивительных персон Голливуда. Она и скандальная инфант террибль из картин о трудностях подросткового периода, и секс-символ экшен-блокбастеров, и виртуозная исполнительница тонких психологических портретов, а вместе с тем посол доброй воли ООН и мать шестерых детей — родных и приемных. Для нее не существует жанровых рамок, ее актерский талант давно признали как зрители, так и академики, присудив «Золотой глобус» и «Оскар» за фильм «Прерванная жизнь».
Но творчество Джоли — не просто способ самовыражения, но и возможность обратить внимание общества на проблемы, которые существуют в современ- ном мире. В 2003 году она снялась в мелодраме «За гранью», в которой затрагивается тема третьего мира. Спустя восемь лет актриса решается на смелый шаг — садится в кресло режиссера, предварительно написав сценарий картины «В краю крови и меда». Для Джоли чрезвычайно важным было не просто отразить события, расколовшие Югославию, но обратиться к теме человеческих взаимоотношений, которые раскрываются с подчас шокирующей психологичностью. Ее герои волею судьбы оказываются в прокрустовом ложе отвратительной войны и не знают, как справиться с обрушившимся на них несчастьем. Любовь, одно из самых прекрасных чувств на земле, становится разменной монетой среди хаоса гражданских и межрелигиозных конфликтов.
Визуальное воплощение картины благодаря мастерству лауреата «Оскара» оператора Дина Семлера тяготеет, пожалуй, к экзистенционально-экспрессионистской манере повествования. Яркие, насыщенные цвета появляются лишь в редкие моменты воспоминаний о прошлом, когда чувства героев существовали в гармонии с миром, в котором не было места войне. Семлер и Джоли безошибочно выбрали синий цвет как доминанту, чтобы как можно точнее отразить психологичес-кое состояние Дэниэля и Эйлы. Джоли с поразительным для дебютанта мастерством сочетает камерность линии взаимоотношений между героями с эпическим размахом сцен, содержащих военные действия.
Картина «В краю меда и крови», попавшая в лонг-лист «Оскара» этого года в категории «Лучший фильм на иностранном языке», не оказалась в шорт-списке. Но ведь не так уж важно, получит ли фильм признание академиков, главная цель художника — прокричать о том, что наболело, о чем не в силах смолчать. И найти отклик в сердцах зрителей — это и есть истинная награда.
Анна Гончарова