ОТКРОВЕНИЯ ЭНДЖИ



        
"РОЛАН" (№2 Март'2012)

Анджелина Джоли — символ современного Голливуда, олицетворение красоты, гламура, таланта и успеха… Американская актриса, режиссер и сценарист, фотомодель, мать шестерых (в том числе приемных) детей, обладательница премии «Оскар», посол доброй воли ООН, в ее фильмографии около четырех десятков мощных проектов… Что заставило звезду, которая могла бы спокойно почивать на лаврах, с головой окунуться в боль и войну?

Боль
Я хотела снять фильм, который художественными образами выразил бы мое разочарование в международном сообществе, не сумевшем вовремя вмешаться в конфликт на Балканах. Мне было важно изучить и понять эту страшную войну в Боснии, попытаться поднять и более тонкие вопросы — роль женщин в этом конфликте, проблему сексуального насилия, ответственности за военные преступления и преступления против человечности, идею веры и надежды на примирение.
Это была самая беспощадная война в Европе со времен Второй мировой. Но наши современники быстро забывают, не хотят думать о безумной жестокости и ужасном насилии, которое творилось в наше время, на нашей планете, которое пережило наше поколение.

Правда
Я встречалась с разными людьми из международного сообщества, представителями правительств, ООН, журналистами и спрашивала: «Где же правда?» Но ответа не получала. Самую настоящую правду мне смогли открыть лишь актеры, которые пережили этот кошмар. Мои знакомые политики, журналисты-международники, писавшие об этой войне, высказывали важные точки зрения на мой сценарий, больше всего я волновалась, когда посылала текст людям, семьи которых пострадали во время военных действи — в них стреляли, они были вынуждены бежать из дома. Для меня было важно услышать их мнение.
 

Люди
Когда мы подбирали исполнителей, режиссер кастинга спрашивал актеров, откуда они родом, где были во время войны, что они пережили. Я хотела, чтобы главную мужскую роль сыграл серб, а женскую — боснийка или кто-то из смешанной семьи. Для меня было важно, чтобы над проектом работали люди, живущие в Сербии, а не просто боснийские сербы. Это было для меня необходимо. Мы хотели собрать на площадке людей разных происхождений и убеждений, чтобы вместе рассказать эту историю.
В большинстве своем актеры, которых мы приглашали на кастинг, не знали, кто стоит за фильмом; мое имя в сценарии специально не фигурировало. Я просто хотела понять, отзовется ли их душа на призыв работать над этим материалом. Я выбирала для проекта актеров, у которых уже накопилось много важных вопросов и продуманных мыслей. Мне было важно, чтобы им самим было что сказать с экрана на эту тему, чтобы они были неравнодушны к материалу, чтобы у них была своя страсть.

Олицетворение женственности
Главная героиня Эйла — боснийская художница. Ее красота, выразительность и жажда жизни пленяют серба Даниеля. Чтобы сыграть такой сложный образ, нужна была сильная, глубокая актриса. Ею стала боснийка Зана Марьянович. Она родилась в Сараеве, и когда началась война, ей было всего восемь лет. Тогда ее семья сбежала в Словению, они жили в ближайшей стране и ждали окончания войны, чтобы можно было вернуться домой. В 2001 году Марьянович вновь приехала в Сараево, где живет и сегодня.
У Заны есть ошеломляющие качества. Когда мы получили пленку с кинопробами и начали смотреть, я просто физически наклонилась вперед. Она сразу привлекла внимание. В ней есть тайна и сила, в ней есть нечто, что не многие могут передать на экране. Она яркая, очаровательная, само олицетворение женственности. Зана, особенно ничего не делая, может находиться в центре кадра. Эта способность была очень важна для нашей героини, потому что она живет в созерцательной тишине. Чтобы не оставить зрителя равнодушным, актриса должна была быть и сложной, и интересной. У Заны все это есть, мне очень повезло работать с актрисой, которая обладает подобной глубиной эмоций.
Она просто любит
Героиня постоянно находится в напряжении. Она любит не своего врага, она просто любит, но потом этот человек становится ее врагом. В фильме нет такого момента, когда она предавала бы своего возлюбленного, но что-то, словно червь, в течение всей истории подтачивает ее чувства. Принимая даже самые трудные решения, Эйла всегда руководствуется справедливостью. В ее душе нет ненависти или мести, она просто знает, что поступает правильно. А потом перед ней встает самый трудный выбор: может ли она для общего блага принести в жертву то, что любит?

Сильная рука
Приступая к фильму, я в первую очередь хотела найти продюсера, который работал бы над проектом с таким же энтузиаз-мом. Таким продюсером стал Грэм Кинг. Я не думаю, что кто-нибудь еще, кроме Грэма, согласился бы продюсировать этот проект. Как известно, Балканская война конца XX века — непопулярная тема, особенно для кино. С финансовой точки зрения это кино очевидно не было прибыльным для производителей. Я выбрала Грэма, потому что работала с ним до этого и знала, что он — очень прямой, серьезный человек, знала, что между нами не будет интриг, недомолвок, он всегда все говорит прямо. Да, нам приходилось и спорить о чем-то, но вместе мы и находили решение.

Кадр
Я не могла и мечтать, чтобы оператором-постановщиком фильма стал Дин Семлер. Австралиец Семлер в Голливуде добился весьма впечатляющих успехов, в 1991 году он получил «Оскар» за картину «Танцующий с волками». Мы с Семлером работали в фильме «Власть страха» режиссера Филлипа Нойса и с тех пор поддерживали связь. Я попросила Дина прочитать сценарий и рекомендовать операторов, к которым я могла бы обратиться, думала, он мне просто даст список имен, но он ответил: «Я сам это сделаю». Я не могла поверить!
Семлер невероятно талантлив. Если вы посмотрите несколько его фильмов, то увидите, что они абсолютно непохожи друг на друга. Дин работает очень уверенно, с ним все легко. Я знала, что он сделает кадры фильма красивыми, но это не будет выглядеть излишне поэтичным и ненастоящим. Он находил интересное решение там, где возникала проблема. Например, в период войны в домах не было электричества. Нам приходилось много работать с одной лампочкой и с окнами, как единственными источниками света. Так Семлер превратил эту проблему в стиль. Бюджет картины был не очень велик, но то, как он ее снял, создает впечатление, что фильм стоил больше, чем на самом деле, — настолько все точно и мощно.

Звуки войны
Музыку к фильму написал Габриэль Яред — композитор и оркестратор ливанского происхождения, автор музыки для кинофильмов европейского (большей частью французского) и американского производства. Среди фильмов с музыкой Яреда — «Английский пациент», «Талантливый мистер Рипли», «Холодная гора», «Осень в Нью-Йорке», «1408» и другие. Он трижды номинировался на «Оскар» и один раз стал победителем («Английский пациент»). Габриэль создал для фильма удивительное музыкальное решение, в котором отражаются и красота, и любовь, и боль, и надежда…

Семья
На определенном этапе съемок актерская команда стала полноценным соавтором сценария фильма. Были моменты, когда артисты мне объясняли, почему, на их взгляд, их герои не могли сделать то или другое, или подсказывали вещи, на которых их персонажи должны были упорно настаивать. В их словах была правда — та, что они помнили. Это помогло в фильме сбалансировать определенные ситуации, задать точный камертон.
Наша актерская семья была создана из людей, которые пришли на съемочную площадку, чтобы поговорить об этом периоде в истории их страны. Волею судьбы в проекте собралось много людей с разными судьбами, разными историями о том, как война отразилась на их жизни. Начиная работу, мы, конечно, были очень осторожны, говорили, с кем и как им предстоит работать.
Мы надеялись, что актерская группа, которая состояла из сербов, боснийских сербов, боснийских мусульман и хорватских сербов, несмотря на свое происхождение, сможет объединиться духом сотрудничества. Собравшись вместе, посмотрев на события войны глазами художников, мы смогли пережить ее еще раз и отразить на экране с помощью кинообразов.

01.03.2012
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Кровь в обмен на пыль
Blood for Dust
2023, 18+, США, Боевик, Триллер, Криминал
Кровь в обмен на пыль
Месть золушки
Cinderella's Revenge
2024, 18+, США, Ужасы
Месть золушки
War Paint
War Paint
2023, США, Боевик
War Paint
Игры возмездия
Tin Soldier
2023, США, Великобритания, Боевик, Триллер
Игры возмездия
Fallout
Bunker, The
2023, США, Боевик, Триллер, Криминал
Fallout
Мёртвые не причиняют боли
Dead Don't Hurt, The
2023, 18+, Мексика, Канада, Дания, Вестерн, Драма, Мелодрама
Мёртвые не причиняют боли