САГА ОБ ОТВАЖНОМ И БОЛЬНО БИТОМ
"РОЛАН" (№3 Апрель'2012)
Один из самых любимых российским зрителем актеров — в новых фильмах весеннего проката: триллере Мабрука Эль Мекри «Средь бела дня» и комедии Уэса Андерсона «Королевство полной луны».
Русский след
В далеком 2006 году мастер сентиментальных парадоксов Евге-ний Гришковец признался, что хочет стать «русским Брюсом Уиллисом». «Его всегда сильно бьют, а он в результате побеждает, весь избитый. Это то, что я смог бы сыграть убедительно. Главное же в нем, что он усталый, но продолжает что-то делать». С тех пор судьбы актера Уолтера Брюса Уиллиса и Российской Федерации в той или иной мере сближаются, а в отношениях российского зрителя и Брюса Уиллиса вообще царит вечная «весна». Российский зритель — как, впрочем, и мировой — нашел в Уиллисе идеальное сочетание самоиронии (легкий перебор которой, возможно, немного портит восприятие Джонни Деппа), брутальности (легкий перебор которой, возможно, не позволил Стивену Cигалу стать настолько популярным) и ума (легкий перебор которого явно сказывается на большинстве фильмов, например, Вуди Аллена). Иными словами — Брюс Уиллис идеально подходит русскому сердцу и оку, а в скором времени и сам он пожалует в Россию, чтобы работать над уже пятой частью своего фирменного «Крепкого орешка».
Как и следовало ожидать от выбранного места съемок, речь в фильме пойдет о борьбе немногословного и неубиваемого Джона МакКлейна — теперь с сыном Джеком! (Джей Кортни) — совместно с немногословными российскими спецподразделениями против еще менее многословной и, кажется, совсем неубиваемой русской мафии.
Изюм
Есть в Уиллисе некая изюминка, или удивительная для подоб-ного амплуа интеллигентность, придающая облику крепкоплечего борца со злом философически-ироническую умирот- воренность. Может быть, дело в кристаллической реальности Брюса, его просто патологической трезвенности, привносящей в самый сумасшедший триллер, или боевик, или комедию, до абсурдности что-то родное, простое, понятное и настоящее?
Кстати, о настящем… В этом киногоду Брюс Уиллис решил побить свои рекорды по частоте появления на экране. Нас ждет целых восемь фильмов с его участием. Во-первых, бенефис-2012 Брюса Уиллиса — картина Стивена Фрирза «Ставьте на фаворита», где он сыграет пройдоху-букмекера. Затем — «Средь бела дня» Мабрука Эль Мекри, где Генри Кавилл сыграет сына героя классического Уиллиса-спецагента. Портретное сходство не ахти, конечно, но зато что-то родственное в харизме и, что называется, энергетике налицо. В конце мая на экраны также выйдет фильм открытия Каннского фестиваля-2012 «Королевство полной луны» режиссера Уэса Андерсона, где Брюс сыграет идеального ностальгического полицейского в духе 1950-х в поисках парочки влюбленных скаутов, потерявшихся в классических североамериканских лесах. После этого актерского разнообразия последуют две зубодробительные роли: мрачно-шутливый супермен Черча в составе группы динозавров ближнего боя в сиквеле проекта Сильвестра Сталлоне «Неудержимые» и герой сиквела культового среди почитателей постиндустриальных трэш-фантастических кибербоевиков «Броска кобры — 2». Здесь Уиллис сыграет мудрого руководителя спецподразделения, состоящего из героев шикарно накачанного Дуэйна Джонсона и интеллектуально укрепленного Чаннинга Татума.
My way
Актерский путь Брюса Уиллиса — впечатляющий список побед и поражений: от суровой рабочей юности ясноглазого героя и театральных подмостков Бродвея к голливудскому Олимпу, куда он в итоге небрежно взбежал в своих вечных потертых джинсах и неважнецкой белой футболке.
Запыленный, усталый, пугающе живой на фоне большинства голливудских небожителей, Брюс Уиллис сразу был признан антагонистом «серьезных» актеров вроде Тома Хэнкса, с лиц которых не сходит выражение напряженной драматической паузы. Брюс всегда держится молодцом: патриот и борец с терроризмом, примерный семьянин и многодетный отец. С семи лет снимается в кино первая дочь от его брака с Деми Мур Румер Уиллис. Звезд с неба эта удивительная смесь нордической крепкости и галльской изящности не хватает, но с тех пор, как запрет на участие в съемках в фильмах, где не снимается кто-то из родителей, для Румер Уиллис снят, актерское дитя участвовало в без малого десяти картинах и получило две награды как молодая и многообещающая актриса. Две другие начинающие актрисы Голливуда со странными именами Скот Лару и Талула Белл Уиллис пока взяли актерский тайм-аут, видимо, для обучения в институте.
Загадка Уиллиса
Так уж сложилось, что Брюс Уиллис всегда воплощает образ чело-века, полного жизнеутверждающей энергии, пропорционально сложенного, морально устойчивого — но почему-то не занудного…
Почему? Это и есть загадка Уиллиса. Сюжеты приключенческих драм, боевиков и триллеров — основных рабочих жанров актера — постоянно ставят его героя, человека положительного, беззлобного, в ситуации пограничные, требующие членораздельной реплики и членовредительного действия без возможности рефлексии. Это, конечно, интересно и само по себе — но исключительно благодаря особой загадке актера Уиллиса тривиальные динамические сюжеты превращаются в настоящие саги о пробуждении духа воина. И это притом, что Уиллис никогда не отказывается от разумной самоиронии: его герои лишены невыносимого пафоса суперменства, а методы борьбы со злом во всевозможных его проявлениях всегда готовы от законных перейти к незаконным — но никогда к аморальным. Даже неистовый Тарантино не смог переломить позитивную натуру Уиллиса: его герой из «Криминального чтива» на фоне общего цинизма картины выглядит трогательным простаком, угодившим в дурную историю.
Другой его успешной не-экшен-ролью стал герой-призрак из «Шестого чувства». Даже передвигаясь обычным шагом и сохраняя скорбную мину, постоянно ковыряясь в воспоминаниях, герои Уиллиса остаются крепкими, живыми и готовыми к бою. Причем к бою на любой местности, в любых условиях, с любым злом, будь то разборки кибердвойников в отдаленном будущем («Суррогаты») или шпионские страсти в самом что ни на есть настоящем («Р.Э.Д.»). И в беготне пополам с кулачными разборками («16 кварталов»), и в классическом «эффектном выживании» («Крепкий орешек — 4») Брюс всегда в центре внимания. Но особенно хороши его персонажи на контрасте с их полной противоположностью. Например, усталый белый профессионал с активным черным новичком («Двойной КОПец»), или предпенсионный циник-выпивоха полицейский с болтливым чернокожим авантюристом («16 кварталов»).
Не секрет, что появление Уиллиса в фильме гарантирует картине устойчивый, стабильный интерес. У мужчин он не вызывает зависти. Во-первых, ему часто и крепко попадает, во-вторых, он не корчит из себя героя и обладает внешностью, допустимые варианты трансформации которой исчисляются тремя категориями простаков: военный, водитель, временно безработный. Женскую половину зала Уиллис очаровывает стабильно: 90 процентов женщин готовы «съесть его на месте», а у оставшихся 10 процентов он вызывает резкую антипатию, корни которой уходят в нездоровый феминизм и страх перед мужским началом. Благородная функция нерушимого «крепкого орешка» заключается в том, что он умеет не только эффектно драться и делать серьезное лицо, но и вдохновлять зрителей на их ежедневные подвиги, внушая идеи самые позитивные: бодриться, не унывать и действовать. И любить — ведь подвиги героев Уиллиса всегда происходят во имя любви. Ну, или спасения нации. Ну, или спасения самого себя, в конце концов, чего тоже без любви к себе не сделаешь…
Станислав Бенецкий